Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 10:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современноего состояния транспорта в Чувашской Ресублике.
Исходя из поставленной цели, ставтся следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения транспортной сети и классификацию транспорта в Чувашской Республике;
- дать характеристику транспортного комплекса Чувашской Республики;
Введение..................................................................................................................3
Глава.1.История возникновения транспортной сети и классификация транспорта в Чувашской Республике……………………………………………4
1.1. История развития транспорта в Чувашской Республике………………….4
1.2. Классификация транспорта Чувашской Республики……………………...6
Глава 2.Характеристика транспортного комплекса Чувашской Республики..14
2.1. Транспортное положение Чувашской Республики……………………….14
2.2. Современное состояние транспортной сети ЧР за 2008-2010 гг………...17
Глава 3. Перспективы развития транспорта в Чувашской Республике………28
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
В настоящий момент в Чувашской Республике формируется перспективный транспортный узел, обеспечивающий связь многих регионов.
В связи с этим Программа социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года предусматривает следующие приоритеты развития транспортной системы:
Главными задачами развития транспорта являются:
1. повышение эффективности деятельности транспортных предприятий;
2. обновление и развитие производственной базы транспорта, парка транспортных средств, системы его технического обслуживания;
3. повышение конкурентоспособности транспортных услуг;
4. совершенствование транспортной тарифной системы;
5. финансовое оздоровление транспортных отраслей и предприятий, снижение их убыточности и дотационной зависимости, повышение рентабельности всех видов транспорта;
6. совершенствование управления, государственного регулирования и контроля транспортным комплексом;
7. повышение социальной защищенности работников транспорта, проведение эффективной кадровой политики;
8. обеспечение безопасности работы транспорта и снижение его воздействия на окружающую среду.
Чувашия окружена индустриально развитыми центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере – с Республикой Марий Эл, на востоке – с Республикой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовия и Ульяновская область. Географическое положение благоприятно для развития экономики, ориентированной на привозное сырье и топливо, на вывоз основной части производимой в республике продукции, а также для развития местного агропромышленного комплекса. Перспективное экономическое движение Чувашии предполагает развитие собственных приоритетных направлений и ориентиров в соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2020 года.
Целью долгосрочной экономической политики республики является создание эффективной, конкурентоспособной экономики. Чувашская Республика обладает огромным потенциалом для развития транспортной системы.
Протяженность путей сообщения на начало 2010 года составляла
[11, 51]:
• 397 км железных дорог общего пользования;
• 5800,9 км автомобильных дорог (в том числе 329,8 км – федерального значения);
• 209,7 км троллейбусных контактных линий;
• 404 км обслуживаемых внутренних судоходных путей.
Транспортный комплекс Чувашской Республики обеспечивает потребности республики в перевозках пассажиров и грузов, включает многочисленные хозяйствующие субъекты автомобильного, железнодорожного, городского электрического, воздушного и водного транспорта.
Наиболее значимые предприятия – Республиканское государственное предприятие «Чувашавтотранс», ОАО «Чебоксарский речной порт»,
ОАО «Авиалинии Чувашии».
На предприятиях транспортного комплекса республики занято более 18,0 тыс. человек.
Сегодня переход экономики к работе в режиме ресурсо- и энергосбережения, внедрения био- и нанотехнологий, использования электронных и космических систем связи ставит пред транспортным комплексом республики новые задачи. В республике завершено строительство автомобильных дорог к сельским населенным пунктам, в результате все населенные пункты соединены дорогами с твердым покрытием. Успешно реализуется Программа развития улично-дорожной сети городских округов, в рамках которой строятся и реконструируются городские магистрали, появляются одно- и двухуровневые дорожные развязки. Серьезное внимание уделяется укреплению и развитию республиканской сети автомобильных дорог.
Модернизация дорожной инфраструктуры создает благоприятные условия для развития транспортного комплекса, расширяются транспортные коммуникации, обеспечивающие устойчивые региональные и межмуниципальные связи, повышается экономическая активность в зоне новых автомобильных дорог, растет мобильность населения.
В республике принята и успешно реализовывается Программа развития транспортного комплекса республики до 2020 г., которая определяет основные направления его развития:
• техническое перевооружение транспорта;
• увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидация разрывов и «узких мест»;
• улучшение транспортной доступности для жителей сельских населенных пунктов к учреждениям здравоохранения, образования, культуры, предприятий связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
• реализация транзитного потенциала, что обусловлено увеличением широтных грузопотоков в направлении крупных транспортных коридоров России с использованием внутренней опорной сети;
• совершенствование информационного обеспечения для обеспечения согласованного функционирования всех видов транспорта;
• формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) технологий;
• внедрение новых управленческих и транспортно-логистических технологий, требующих современного информационно-технического оснащения транспортных узлов и коммуникаций, систем навигации;
• нормативное правовое обеспечение развития всех видов транспорта.
На сегодняшний день пассажирский автомобильный транспорт несет самую большую социальную нагрузку, т.к. автобус является единственным видом общественного транспорта для жителей большинства населенных пунктов республики. Перевозку пассажиров на регулярных автобусных маршрутах осуществляют 126 перевозчиков, которые обслуживают 103 городских, 336 пригородных и 166 междугородных маршрутов. Всего на маршрутах работают 3242 автобуса, в том числе около 2000 автобусов индивидуальных предпринимателей, 529 автобусов ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» и более 700 автобусов иных субъектов хозяйственной деятельности. Все они объединены в некоммерческую организацию «Чувашский автотранспортный союз». Автобусным сообщением охвачено 994 сельских населенных пункта [11, 51].
В республике внедряется электронная система оплаты проезда и учета предоставленных услуг, завершается создание единой диспетчерской службы управления и контроля работы общественного пассажирского транспорта с использованием спутниковой связи. В целях обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного пользования общественным транспортом объекты транспортной инфраструктуры (автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэропорт и другие объекты) оборудованы рампами и турникетами для инвалидов-колясочников.
Городской электротранспорт обслуживает население городов Чебоксары и Новочебоксарск на 27 троллейбусных маршрутах. Им перевозится до 80 % городского населения.
Перевозки грузов речным транспортом имеют самую низкую себестоимость по сравнению со всеми другими видами транспорта, однако география перевозок ограничивается бассейном рек, сроками навигации и наличием соответствующей инфраструктуры для переработки грузов (погрузки, разгрузки, хранения, перевалки на другие виды транспорта для дальнейшей транспортировки).
В соответствии с Прогнозом развития производительных сил регионов России, разработанным Советом по изучению производительных сил (СОПС), ожидаются рост автомобилизации и увеличение пассажироперевозок и грузоперевозок автомобильным транспортом, парка транспортных средств, уровня автомобилизации населения, что обусловливает соответствующее развитие и совершенствование дорожной сети Чувашской Республики.
Перечислим программы развития транспортного комплекса в Чувашской Республике:
- Программа развития улично-дорожной сети городских округов;
- Программа развития транспортного комплекса республики до 2020 г.;
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;
- Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»;
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 января 2009 г. № 1 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2009 года «Успехи Чувашии – в инициативе каждого!».
Рассмотрим одну из важнейших программ в развитии транспортной системы ЧР - Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Чувашской Республики до 2020 года» [6].
Цель Программы - повышение сбалансированности, эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса Чувашской Республики, обеспечивающего благоприятные условия для устойчивого поступательного развития экономики республики, подъема уровня и качества жизни населения
Задачи Программы:
- повышение надежности и доступности услуг пассажирского транспорта для всех слоев населения республики;
- повышение уровня безопасности на транспорте;
- обновление и пополнение подвижного состава пассажирского транспорта;
- оснащение пассажирского транспорта современными техническими средствами связи и информатизации на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
Увеличение к 2020 году по сравнению с 2007 годом:
- количества перевезенных пассажиров:
- железнодорожным транспортом на 4,2 процента;
- воздушным транспортом в 2,9 раза;
- водным транспортом на 5,3 процента;
- автомобильным транспортом на 9,2 процента;
- городским наземным электрическим транспортом на 3,0 процента;
- парка подвижного состава:
- автобусов на 46,2 процента;
- троллейбусов на 1,2 процента;
- удельного веса автобусных рейсов, выполненных без нарушения расписания, в общем числе запланированных рейсов на маршрутах:
- внутригородских на 24,3 процента;
- пригородных на 5,5 процента;
- междугородных на 1,5 процента;
- удельного веса троллейбусных рейсов, выполненных без нарушения расписания, в общем количестве запланированных рейсов на 2,4 процента.
Предполагаемый объем финансирования Программы в 2009–2020 годах составит 2852,85 млн. рублей, в том числе за счет средств:
- республиканского бюджета Чувашской Республики – 434,67 млн. рублей (15,2 процента);
- местных бюджетов – 580,35 млн. рублей (20,3 процента);
- внебюджетных источников – 1837,83 млн. рублей (64,5 процента).
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики
Основные результаты реализации Программы:
- повышение надежности и доступности услуг пассажирского транспорта для всех слоев населения республики;
- повышение уровня безопасности на транспорте;
- оснащение транспорта современными техническими средствами связи и информатизации на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем;
- обновление и пополнение парка транспортных средств, в том числе приобретение:
железнодорожных вагонов – 22 единицы;
пассажирских катеров – 3 единицы;
автобусов – 549 единиц;
троллейбусов – 118 единиц.
Социальная эффективность будет выражаться в:
- повышении доступности услуг транспортного комплекса для населения;
- обеспечении транспортным сообщением населенных пунктов на 99,8 процента;
- доведении регулярности движения пассажирского автомобильного транспорта до 99,9 процента;
- доведении регулярности движения пассажирского городского наземного электрического транспорта до 99,9 процента
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.
По окончании срока реализации Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Заключение
Развитие транспортной сети, имело первостепенное значение как в хозяйстве, так и в повседневной жизни населения Чувашской республики. Оно позволило полнее использовать природные ресурсы, перейти к углубленной специализации хозяйств, организовать производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в ряде мест, значительно удаленных от потребителя.
Также развитие транспорта и дорожного строительства позволило полностью преодолеть территориальную и экономическую разобщенность районов, сблизить отдаленные и ранее труднодоступные населенные пункты с экономическими, культурными центрами.
Значит, деятельность транспорта является важным звеном в цепи экономических связей между районами республики, между промышленностью и сельским хозяйством, и другими административно-экономическими районами Чувашии и всей страны, где доминирующая роль в грузоперевозках принадлежит всем видам транспорта.