Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:12, реферат
Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля практически полностью приватизированы. Взамен прежней системы распределения продовольственной продукции возникла и развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми компаниями функционируют тысячи мелких и средних частных посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей.
1. Современное состояние  АПК……………………………….………………....2
2.Основные проблемы агропродовольственного сектора ………....2
3.Цели и задачи агропродовольственной политики…...……………....……..…4
4.Регулирование продовольственного рынка…...……………………….……...5
5.Совершенствование системы управления АПК……………………………....6
6.Нормативно-правовое обеспечение агропродовольственной политики………………………………………………………………………..….7
Содержание 
1. Современное состояние АПК……………………………….………………....2
2.Основные проблемы 
3.Цели и задачи агропродовольственной политики…...……………....……..…4
4.Регулирование продовольственного рынка…...……………………….……...5
5.Совершенствование системы управления АПК……………………………....6
6.Нормативно-правовое обеспечение 
агропродовольственной политики…………………………………………………………
2.2.Пути решения проблем 
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
1. Современное состояние АПК
В сельском хозяйстве проведены земельная реформа и реорганизация сельхозпредприятий. Паевой раздел земли и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, превращение сельхозпредприятий в юридически независимые от государства хозяйствующие субъекты.
В результате преобразований в сельском 
хозяйстве около 62% сельхозугодий 
перешло в частную 
Развитие личных подсобных хозяйств 
увеличило возможности 
Пищевая и перерабатывающая промышленность, 
оптовая и розничная торговля 
практически полностью 
Заметные изменения произошли 
и в подходах к государственному 
регулированию аграрного 
2.Основные проблемы агропродовольственного сектора
Агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный накопленными проблемами в этом секторе экономики, общим социально-экономическим кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.
1. В силу низкой рентабельности 
в сельском хозяйстве в 
Особенно актуальна проблема 
деградации земель. К настоящему времени 
из сельскохозяйственного оборота 
выведено около 30 млн. га. Вынос питательных 
веществ из почвы в 4 раза превосходит 
их внесение с удобрениями. Приходят 
в упадок мелиоративные системы, 
увеличиваются площади 
2. Острейшей проблемой 
является тяжелое финансовое 
положение сельского хозяйства,
- незначительными денежными 
поступлениями от реализации 
продукции из-за низкого 
- нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;
- высокой кредиторской 
задолженностью, в основном по 
льготным государственным 
В силу этого подавляющая часть сельхозпредприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает неденежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными последствиями.
3. Нерешенной проблемой 
остается межотраслевой 
В результате девальвации рубля 2008 г. начала складываться благоприятная ценовая ситуация на продовольственном рынке. Ее сохранение на последующие годы позволило бы обеспечить рентабельное производство в АПК. Однако последовавший затем рост цен на горючее и другие ресурсы вновь усилил межотраслевой диспаритет цен и доходов.
4. Немаловажной проблемой 
является ограниченный спрос 
на агропродовольственную 
Проблема сбыта для 
отечественных 
3. Цели и задачи агропродовольственной политики
Аграрная политика должна 
быть направлена на формирование развитых 
агропродовольственных рынков, надежное 
продовольственное обеспечение 
страны, развитие эффективного устойчивого 
агропромышленного 
Развитие агропромышленного 
комплекса признается одним из основных 
приоритетов социально-
Стратегическими задачами агропродовольственной политики государства являются:
- в экономической области 
- формирование эффективного 
- в социальной области 
- повышение качества жизни 
- в экологической области 
- производство экологически 
Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать общие условия функционирования для всех субъектов агропродовольственных рынков и их единство на всей территории страны. Усилия необходимо сконцентрировать на следующих направлениях.
Поддержание стабильности продовольственного обеспечения страны:
- осуществление мер по 
ускоренному восстановлению 
- создание страховых запасов 
базовых продовольственных 
- оказание продовольственной 
помощи отдельным территориям, 
оказавшимся в зоне 
- поддержка завоза 
Обеспечение единства агропродовольственных рынков в стране:
- установление режима 
беспрепятственного 
- проведение единой 
- поддержка формирования 
и регулирование рынков 
Проведение структурной политики:
- содействие повышению 
конкурентоспособности 
- исправление накопленных 
структурных деформаций путем 
реструктуризации 
Проведение эффективной внешнеэкономической политики:
4. Регулирование продовольственного рынка
При разработке политики регулирования продовольственного рынка Правительство исходит из возможностей увеличения отечественного производства. Его рост зависит, прежде всего, от создания условий для развития инновационной деятельности в АПК, направленной на модернизацию технологической базы основных отраслей. Опережающее развитие также должны получить те направления деятельности АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке.
В ближайшее десятилетие за счет собственного производства можно полностью обеспечить внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне, мясе птицы, яйце, молоке и молокопродуктах, овощах и картофеле. Необходимо принять меры по формированию специализированных зон производства этой продукции и осуществлять разумный торговый протекционизм, не допускающий демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестную конкуренцию.
В 2005 - 2010 гг. будут создаваться предпосылки к увеличению конкурентоспособности собственного производства говядины и других мясопродуктов. В производстве сахара необходимо поддерживать разумный баланс в использовании импортного и отечественного сырья.
Активную роль в регулировании 
продовольственных рынков должны играть 
негосударственные организации (отраслевые 
"продуктовые" союзы и ассоциации), 
создаваемые на добровольной основе. 
Они совместно с 
Отраслевые союзы и ассоциации, являясь промежуточным звеном между органами государственной власти и отраслью, представляют интересы предприятий в органах власти.
Правовые гарантии деятельности 
субъектов 
- государственной гарантией прав собственности;
- системой гарантий выполнения 
контрактов на поставку 
Внешнеторговое регулирование будет ориентировано на решение следующих задач:
- на эффективную интеграцию в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя;
- принятие ограниченных 
протекционистских мер 
- использование гибких импортных таможенных тарифов;
5.Совершенствование системы управления АПК
Преобразования в системе управления АПК определяются приоритетными задачами развития агропромышленного производства на перспективу, тенденциями, связанными с развитием рыночных отношений, процессами интеграции и кооперации.
В целях создания условий для проведения единой агропродовольственной политики необходимо обеспечить четкое разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления АПК и их тесное взаимодействие в решении стоящих задач.
В целях осуществления функций государственного управления и контроля необходимо обеспечить бесперебойное функционирование по всей вертикали управления от федерального до районного уровня ветеринарных, охотничьих, мелиоративных служб, инспекций по карантину растений и других государственных служб, инспекций и их территориальных органов.
Одной из важнейших задач является регулирование основных рынков, которое будет осуществляться федеральными органами через государственные специализированные структуры совместно с негосударственными организациями в аграрном секторе (отраслевыми "продуктовыми" союзами и ассоциациями).
В сфере управления государственной 
собственностью в АПК необходимо: 
провести тщательную ее инвентаризацию 
и продолжить приватизацию с целью 
повышения эффективности