Современное состояние АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля практически полностью приватизированы. Взамен прежней системы распределения продовольственной продукции возникла и развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми компаниями функционируют тысячи мелких и средних частных посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей.

Оглавление

1. Современное состояние АПК……………………………….………………....2
2.Основные проблемы агропродовольственного сектора ………....2
3.Цели и задачи агропродовольственной политики…...……………....……..…4
4.Регулирование продовольственного рынка…...……………………….……...5
5.Совершенствование системы управления АПК……………………………....6
6.Нормативно-правовое обеспечение агропродовольственной политики………………………………………………………………………..….7

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 28.19 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Современное состояние  АПК……………………………….………………....2

2.Основные проблемы агропродовольственного сектора ………....2

3.Цели и задачи агропродовольственной политики…...……………....……..…4

4.Регулирование продовольственного рынка…...……………………….……...5

5.Совершенствование системы управления АПК……………………………....6

6.Нормативно-правовое обеспечение агропродовольственной политики………………………………………………………………………..….7

2.2.Пути решения проблем аграрной политики………..……………9

Заключение………………………………………………………………….……10

Список литературы…………………………………………………………...… 12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современное  состояние АПК

В сельском хозяйстве проведены земельная реформа и реорганизация сельхозпредприятий. Паевой раздел земли и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, превращение сельхозпредприятий в юридически независимые от государства хозяйствующие субъекты.

В результате преобразований в сельском хозяйстве около 62% сельхозугодий  перешло в частную собственность. Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные предприятия, которые существенно  изменили хозяйственное поведение: стали более адекватно реагировать  на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта своей  продукции. Совершенствуется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его  результаты. Идет процесс становления  сектора крестьянских (фермерских) хозяйств, который хотя и остается небольшим по объемам производства (около 2,2%), но дает возможность вести  предпринимательскую деятельность наиболее активной части сельского  населения.

Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможности самообеспечения населения продуктами питания, что в период переустройства общества способствует сохранению социальной стабильности.

Пищевая и перерабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля практически полностью приватизированы. Взамен прежней системы распределения продовольственной продукции возникла и развивается рыночная инфраструктура. Наряду с крупными торговыми компаниями функционируют тысячи мелких и средних частных посредников, обеспечивающих продвижение продукции до потребителей.

Заметные изменения произошли  и в подходах к государственному регулированию аграрного сектора  на федеральном и региональном уровнях. От прямого вмешательства в производственные процессы и управление хозяйственной  деятельностью товаропроизводителей государственные органы переходят  к экономическим методам регулирования. Арсенал таких мер аграрной политики все более совершенствуется и обогащается с развитием рыночных отношений.

 

2.Основные проблемы агропродовольственного сектора

Агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный  накопленными проблемами в этом секторе  экономики, общим социально-экономическим  кризисом в стране, ошибками в аграрной политике, а также специфическими отраслевыми проблемами, которые усугубляют положение.

1. В силу низкой рентабельности  в сельском хозяйстве в большей  мере, чем в других отраслях, произошло  сокращение производственно-технического  потенциала. Отсутствие необходимых  денежных поступлений привело  к многократному уменьшению закупок  новой техники и оборудования  и физической амортизации большей  части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении  спроса на отечественную продовольственную  продукцию рост ее производства  сдерживается ресурсными ограничениями.

Особенно актуальна проблема деградации земель. К настоящему времени  из сельскохозяйственного оборота  выведено около 30 млн. га. Вынос питательных  веществ из почвы в 4 раза превосходит  их внесение с удобрениями. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных  почв.

2. Острейшей проблемой  является тяжелое финансовое  положение сельского хозяйства,  которое характеризуется:

- незначительными денежными  поступлениями от реализации  продукции из-за низкого уровня  цен на нее и ограничений  сбыта;

- нехваткой собственных  оборотных средств для сезонного финансирования производства и недоступностью банковского кредита;

- высокой кредиторской  задолженностью, в основном по  льготным государственным кредитам, платежам в бюджеты всех уровней  и внебюджетные фонды. Основная  часть этих долгов приходится  на пени и штрафы за просроченные  платежи, так как существующая  система налогообложения недостаточно  учитывает сезонный характер  производства и поступления финансовых  ресурсов в сельском хозяйстве.

В силу этого подавляющая  часть сельхозпредприятий имеет  блокированные банковские счета, что  обусловливает неденежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными последствиями.

3. Нерешенной проблемой  остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо не защищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.

В результате девальвации рубля 2008 г. начала складываться благоприятная ценовая ситуация на продовольственном рынке. Ее сохранение на последующие годы позволило бы обеспечить рентабельное производство в АПК. Однако последовавший затем рост цен на горючее и другие ресурсы вновь усилил межотраслевой диспаритет цен и доходов.

4. Немаловажной проблемой  является ограниченный спрос  на агропродовольственную продукцию.

Проблема сбыта для  отечественных товаропроизводителей была усугублена внешнеторговой экспансией продовольствия. В результате за счет импортозамещения создались возможности для расширения рынка сбыта отечественного продовольствия. Вместе с тем падение реальных доходов ограничивает общий спрос населения на продукты питания, в первую очередь белковосодержащие (животноводческие).

3. Цели и задачи агропродовольственной политики

Аграрная политика должна быть направлена на формирование развитых агропродовольственных рынков, надежное продовольственное обеспечение  страны, развитие эффективного устойчивого  агропромышленного производства, повышение  уровня доходов сельского населения  и сохранение природных ресурсов для аграрного производства.

Развитие агропромышленного  комплекса признается одним из основных приоритетов социально-экономической  политики государства.

Стратегическими задачами агропродовольственной  политики государства являются:

- в экономической области  - формирование эффективного конкурентоспособного  агропромышленного производства, способствующего  продовольственной безопасности  страны, обеспечивающего интеграцию  в мировое сельскохозяйственное  производство и рынки продовольствия;

- в социальной области  - повышение качества жизни сельского  населения, развитие социальной  инфраструктуры села;

- в экологической области  - производство экологически безопасных  продуктов питания и сохранение  природных ресурсов для аграрного  производства на основе повышения  его технологического уровня  и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий.

Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать общие условия  функционирования для всех субъектов  агропродовольственных рынков и  их единство на всей территории страны. Усилия необходимо сконцентрировать на следующих направлениях.

Поддержание стабильности продовольственного обеспечения страны:

- осуществление мер по  ускоренному восстановлению производства  зерна как основы устойчивости  агропродовольственного рынка;

- создание страховых запасов  базовых продовольственных продуктов;

- оказание продовольственной  помощи отдельным территориям,  оказавшимся в зоне чрезвычайного  продовольственного положения;

- поддержка завоза продовольствия  в районы Крайнего Севера и  приравненные к ним территории.

Обеспечение единства агропродовольственных  рынков в стране:

- установление режима  беспрепятственного перемещения  товаров, услуг и ресурсов по  всей территории страны;

- проведение единой антимонопольной  политики в секторе;

- поддержка формирования  и регулирование рынков агропродовольственной  продукции.

Проведение структурной  политики:

- содействие повышению  конкурентоспособности отечественных  товаропроизводителей;

- исправление накопленных  структурных деформаций путем  реструктуризации неэффективных  и убыточных предприятий АПК.

Проведение эффективной  внешнеэкономической политики:

4. Регулирование продовольственного рынка

При разработке политики регулирования  продовольственного рынка Правительство  исходит из возможностей увеличения отечественного производства. Его рост зависит, прежде всего, от создания условий  для развития инновационной деятельности в АПК, направленной на модернизацию технологической базы основных отраслей. Опережающее развитие также должны получить те направления деятельности АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке.

В ближайшее десятилетие  за счет собственного производства можно  полностью обеспечить внутренние потребности  в продовольственном и фуражном зерне, мясе птицы, яйце, молоке и молокопродуктах, овощах и картофеле. Необходимо принять  меры по формированию специализированных зон производства этой продукции  и осуществлять разумный торговый протекционизм, не допускающий демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестную конкуренцию.

В 2005 - 2010 гг. будут создаваться предпосылки к увеличению конкурентоспособности собственного производства говядины и других мясопродуктов. В производстве сахара необходимо поддерживать разумный баланс в использовании импортного и отечественного сырья.

Активную роль в регулировании  продовольственных рынков должны играть негосударственные организации (отраслевые "продуктовые" союзы и ассоциации), создаваемые на добровольной основе. Они совместно с государственными органами должны способствовать добросовестной конкуренции, минимизации трансакционных издержек, обеспечению информационной прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей.

Отраслевые союзы и  ассоциации, являясь промежуточным  звеном между органами государственной  власти и отраслью, представляют интересы предприятий в органах власти.

Правовые гарантии деятельности субъектов агропродовольственных  рынков будут обеспечены:

- государственной гарантией  прав собственности;

- системой гарантий выполнения  контрактов на поставку продукции,  кредитных договоров и т.д.

Внешнеторговое регулирование  будет ориентировано на решение  следующих задач:

- на эффективную интеграцию  в мировой рынок отраслей АПК,  вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию  отечественного производителя;

- принятие ограниченных  протекционистских мер временного  характера для защиты интересов  отечественных производителей сельскохозяйственной  продукции и продовольствия, производство  которых может полностью обеспечивать  потребности страны;

- использование гибких  импортных таможенных тарифов;

5.Совершенствование системы управления АПК

Преобразования в системе  управления АПК определяются приоритетными  задачами развития агропромышленного  производства на перспективу, тенденциями, связанными с развитием рыночных отношений, процессами интеграции и  кооперации.

В целях создания условий  для проведения единой агропродовольственной  политики необходимо обеспечить четкое разграничение сфер ответственности  федеральных, региональных и муниципальных  органов управления АПК и их тесное взаимодействие в решении стоящих  задач.

В целях осуществления  функций государственного управления и контроля необходимо обеспечить бесперебойное  функционирование по всей вертикали  управления от федерального до районного  уровня ветеринарных, охотничьих, мелиоративных  служб, инспекций по карантину растений и других государственных служб, инспекций и их территориальных  органов.

Одной из важнейших задач  является регулирование основных рынков, которое будет осуществляться федеральными органами через государственные специализированные структуры совместно с негосударственными организациями в аграрном секторе (отраслевыми "продуктовыми" союзами и ассоциациями).

В сфере управления государственной  собственностью в АПК необходимо: провести тщательную ее инвентаризацию и продолжить приватизацию с целью  повышения эффективности аграрного  сектора; на стратегически значимых рынках необходимо создать вертикально  интегрированные структуры, которые  станут базой проведения государственной  продовольственной политики.

Информация о работе Современное состояние АПК