Современное состояние закона о занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:39, реферат

Краткое описание

Труд как активная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей личности, был и остается важнейшим условием существования цивилизованного общества

Оглавление

Введение 3
1 Современное состояние закона о занятости населения 5
2 Закон «О занятости населения в Российской Федерации» 6
Заключение 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 44.18 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение           3

1 Современное состояние закона о занятости населения    5

2 Закон  «О занятости населения в Российской  Федерации»   6

Заключение           19

Список использованных источников       21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Труд как активная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых  для удовлетворения разнообразных  материальных и духовных потребностей личности, был и остается важнейшим  условием существования цивилизованного  общества. Поэтому государство уделяет большое внимание его регулированию, закрепляя в законах и иных нормативных правовых актах условия и порядок его применения и использования, гарантии прав и интересов сторон трудовых отношений, прежде всего работников как основных носителей способности к труду.

Современный механизм регулирования  труда в Российской Федерации  базируется на нормах международного права, которые возводят право на труд на один уровень с такими важнейшими и неотъемлемыми правами человека, как право на жизнь и здоровье.

Формирование рынка труда, на котором приобретение (наем) рабочей  силы производится по тем же законам  гражданского оборота, что и купля-продажа  другого товара, призвано содействовать  рациональному использованию рабочей  силы, возрастанию роли трудового  договора как основного и универсального регулятора применения наемного труда. Заключая трудовой договор, его стороны - работодатель и наемный работник как равноправные участники рынка труда - руководствуются уже не императивными предписаниями государства, как это было в условиях планового ведения хозяйства, а своими интересами и целями, среди которых доминирует получение прибыли: работником - от реализации своей способности выполнять определенную работу, работодателем - от использования труда наемных работников.

Вследствие названных  причин рыночные отношения оказывают  существенное влияние на характер трудового  договора. Обладая признаками публичности, отражающими волю и интересы государства, современный трудовой договор по мере становления рыночной экономики  все больше приобретает черты, свойственные договорам частного права, в основе которых лежат добровольно принимаемые на себя сторонами обязательства, обусловленные их интересами и свободным волеизъявлением.

Усиление договорных начал  и свободного усмотрения сторон в  установлении трудовых отношений, заметное сближение трудового договора с  договорами частного права дают повод  некоторым цивилистам высказать  предположение, что по мере перехода страны к рыночной экономике и  формированию рынка труда все  более будет просматриваться  товарный характер труда, поэтому трудовые отношения в перспективе должны будут входить в предмет гражданского права и регулироваться соответствующим  структурным элементом гражданского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Современное состояние закона о занятости населения

Ежегодно в  результате совместной работы законодательной  и исполнительной органов власти субъектов Российской Федерации  и территориальных органов Государственной  службы занятости принимаются более 900 нормативно – правовых актов (постановлений  законодательного собрания, администрации, распоряжений глав администрации и  т.п.). Принятие нормативно-правовых актов  на территориальном уровне позволяет  детально прорабатывать соответствующие  направления деятельности по содействию занятости населения и полнее учитывать региональные особенности. Как показала практика, многие специфические  задачи отдельных территорий и регионов могут быть наиболее эффективно решены в рамках местных нормативно –  законодательных актов.

Основными направлениями  развития нормативно – правовой базы территорий являются:

  1. развитие общественных работ и временной занятости;
  2. содействие трудоустройству;
  3. содействие развитию занятости населения, проживающего в сельской местности;
  4. содействие занятости наименее защищенных категорий населения;
  5. содействие занятости населения депрессивных территорий;
  6. квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
  7. предотвращение кризисных ситуаций на рынке труда;
  8. развитие социального партнерства.

 

2 Закон «О занятости населения в Российской Федерации»

 

«Безработица нарушает одно из  основополагающих прав человека – право на труд» – отмечает Декларация прав человека. 19 апреля 1991 года  Верховным Советом РСФСР  был принят первый Закон «О занятости  населения Российской Федерации».

12 декабря 1993 года всенародным  голосованием принята Конституция  Российской Федерации. Пункт 3 статьи 37 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на труд, а также право на защиту  от безработицы».

22 августа 2004 года Президентом  РФ подписан Федеральный закон  «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и  признании утратившими силу некоторых  законодательных актов Российской  Федерации в связи с принятием  Федеральных законов «О внесении  изменений и дополнений в Федеральный  закон «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации» и «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2005 года.

Изменения были внесены  и в  Закон «О занятости населения  в РФ»

Закон «О занятости населения  в РФ» определяет правовые, экономические  и организационные основы государственной  политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства  по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

В России получение статуса  безработного имеет более жесткий  характер, чем в международных  документах. В п.1 ст. 3 гл.1 указано, что  безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в  органах службы занятости в целях  поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Не занятость граждан  не может служить основанием для  привлечения их к административной и иной ответственности.

В ст.2 гл.1 записано, что занятыми считаются граждане:

  1. работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
  2. зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  5. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  6. проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
  8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  9. являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Порядок и условия признания  граждан безработными устанавливает  ст.3 гл.1 Закона «О занятости населения»:

1. Безработными признаются  трудоспособные граждане, которые  не имеют работы и заработка,  зарегистрированы в органах службы  занятости в целях поиска подходящей  работы, ищут работу и готовы  приступить к ней. При этом  в качестве заработка не учитываются  выплаты выходного пособия и  сохраняемого среднего заработка  гражданам, уволенным из организаций  (с военной службы) независимо  от их организационно-правовой  формы и формы собственности  (далее - организации) в связи  с ликвидацией организации либо  сокращением численности или  штата работников организации.

Порядок регистрации безработных  граждан определяется Правительством Российской Федерации.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки  о среднем заработке за последние  три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод  иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях  поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого  дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к  категории инвалидов, для решения  вопроса о признании его безработным  дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и  содержащую заключение о рекомендуемом  характере и условиях труда.

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

  1. не достигшие 16-летнего возраста;
  2. которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  3. отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  4. не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  5. осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Полномочия федеральных  органов государственной власти в осуществлении государственной  политики в области содействия занятости населения записаны в статье 7 Закона о занятости.

Одним из мероприятий активной политики занятости населения является временное трудоустройство безработных  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите. Оно осуществляется в целях снижения напряженности  на рынке труда слабозащищенных категорий населения, создавая дополнительные возможности по трудоустройству данной категорий населения.

Поскольку статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателей  обязанность организовывать за счёт собственных средств обязательные предварительные медицинские осмотры принимаемых на работу граждан, то из статьи 12 Закона о занятости исключено положение о гарантированности безработным бесплатного медицинского освидетельствования при приёме на работу. Согласно новой редакции Закона о занятости государство гарантирует безработным бесплатное медицинское освидетельствование лишь при направлении на обучение.

Также статьей 12 Закона о  занятости определено, что порядок  компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации», другие нормативные  и программные документы, определяющие политику государства в области  содействия занятости граждан, предусматривают  новые подходы к разработке и  реализации специальных программ трудоустройства. Одним их таких подходов является профилирование безработных. Профилирование направлено на повышение эффективности работы службы занятости через введение процедуры выявления проблемных категорий с высоким риском длительной безработицы на ранней стадии.

В статье 14 Закона «О занятости  населения в Российской Федерации» термин «профилирование» определен  следующим образом:

- распределение безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально – демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда.

Информация о работе Современное состояние закона о занятости населения