Центр занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

На сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Государство видит основной своей задачей целенаправленное воздействие на рынок труда в интересах общества в целом и каждого индивида, желающего применить свои способности к труду. В ходе исследования получены следующие результаты, во всех субъектах Российской Федерации действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий

Оглавление

Содержание
Введение
1. Общая характеристика законодательства о занятости населения
2. Предпосылки создания службы занятости населения
3. Государственная служба занятости населения
4. Права государственной службы занятости населения
5. Обязанности государственной службы занятости населения
6. Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

служба занятости населения.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

Государственная служба занятости  населения.

 

 

Содержание

Введение

1. Общая характеристика законодательства  о занятости населения

2. Предпосылки создания службы  занятости населения

3. Государственная служба занятости  населения

4. Права государственной службы  занятости населения

5. Обязанности государственной  службы занятости населения

6. Порядок регистрации безработных  граждан в органах государственной  службы занятости

Заключение

Список литературы

 

Введение

На сегодняшний день значительное количество наших граждан являются безработными. Государство видит  основной своей задачей целенаправленное воздействие на рынок труда в  интересах общества в целом и  каждого индивида, желающего применить  свои способности к труду. В ходе исследования получены следующие результаты, во всех субъектах Российской Федерации действуют программы содействия занятости населения, включающие меры активной политики занятости (мероприятия по содействию трудоустройству населения, в число которых входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, общественных работ; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие самозанятости; профессиональная ориентация граждан и профессиональное обучение безработных).

Основная задача, проводимая высшими  органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер  по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения, в которой предусмотрены  организационные и экономические  меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда  за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная  служба занятости населения, функции  и сферы деятельности которой рассмотрены далее.

 

1. Общая характеристика  законодательства о занятости  населения

Правовую основу регламентации  отношений, возникающих в сфере  занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

Следует иметь в виду, что и  конституционные права корреспондируют  в обязанности конкретных лиц. Например, праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями при трудоустройстве  корреспондирует обязанность государственных  органов оказать содействие в  трудоустройстве, а при отсутствии возможности трудоустроить гражданина на подходящей для него работе у  государственных органов службы занятости возникает обязанность  по выплате ему соответствующего пособия. В свою очередь отказ  гражданина от реализации права на трудоустройство, например, путем отказа от двух вариантов подходящей работы, предложенных органами службы занятости, не влечет возникновения корреспондирующей  обязанности, в частности на регистрацию  в качестве безработного. Следовательно, принцип свободного распоряжения своими способностями к труду не означает, что отказ от реализации права  на трудоустройство может стать  основанием для возникновения корреспондирующих  данному праву обязанностей, в  частности, по выплате заработной платы  работодателем или по регистрации  в качестве безработного в органах  службы занятости.

В ч. 2 ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного работодателя.

К отношениям в сфере занятости  и трудоустройства применимы  нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. Следовательно, реализация права на труд связана с трудоустройством. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ: Конвенция N 122 о политике в области занятости и трудоустройства, Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда, Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий. Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Отношения в сфере занятости  населения в Российской Федерации  регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения  в Российской Федерации» (с посл. изм.) и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

Закон РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями  и дополнениями (далее Закон) является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения  в области занятости и трудоустройства.

На федеральном уровне приняты  и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в  области занятости и трудоустройства. В частности, постановлением Правительства  РФ N 458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, постановлением Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

Обеспечению занятости населения  и преодолению негативных последствий  циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом  РФ "О занятости населения в  РФ"

Основные направления  этой политики следующие:

1) предоставление равных возможностей  всем гражданам России в реализации  права на труд и свободный  выбор вида занятости;

2) поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в рамках законности, содействие  развитию их способностей к  производительному и творческому  труду;

3) соблюдение принципа добровольности  труда, в соответствии с которым  обеспечивается свободное волеизъявление  граждан в выборе профессий;

4)социальная защита в области  занятости;

5) сочетание самостоятельности  местных органов власти с согласованностью  действий при проведении централизованных  мероприятий в решении проблем  занятости населения;

6) координация деятельности в  области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

7) поощрение работодателей в  создании новых рабочих мест;

8) международное сотрудничество  в решении проблемы занятости  и некоторые другие направления.

Уже разработан ряд программ по конкретизации  этих направлений государственной  политики. На общегосударственном уровне органы управления занятостью населения  представлены Федеральной службой  занятости населения России. Действуют  также республиканские в составе  РФ службы занятости и центры занятости  населения в краях, областях, автономной области, автономных округах.

 

2. Предпосылки создания  службы занятости населения

В экономической и хозяйственной  практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных  формах решались всегда.

Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

· распределение выпускников средних  специальных и высших учебных  заведений;

· организованный набор рабочих;

· сельскохозяйственное переселение  семей;

· общественные призывы;

· самостоятельный прием предприятием работника;

· деятельность органов трудоустройства  населения.

Некоторые из этих форм распределения  и перераспределения рабочей  силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости  населения.

Система органов трудоустройства  населения начала формироваться  во второй половине 60х годов. Экономическая  потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение  и общественные призывы, были ориентированы  на территориальные перемещения  трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а  также нерациональные перемещения  рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело  информации о предложении рабочих  мест в городе. Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий  в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления  на предприятия для трудоустройства  обратившимся к ним гражданам. Такая  служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались  трудоустройством - предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия  предоставляли в службу неполные сведения о свободных местах - в  основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и  вредными условиями труда. Поэтому  возникла потребность преобразовать  службу организованного трудоустройства  из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом, значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству и информации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров /бюро/ по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная от союзного, республиканского краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе  для преодоления упрощенного  подхода к решению проблем  занятости, осуществления глубокого  анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий необходимы новые структуры  управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

Принятые в январе 1991 года Основы законодательства СССР и республик  о занятости населения, а затем  в апреле 1991 года подобный документ Российской Федерации определяют основные понятия в области занятости, механизмы ее обеспечения и проведения мер по социальной поддержке граждан.

 

3. Государственная служба  занятости населения

Нужно отметить, что необходимость  создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде. В частности, Конвенция  МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948г.) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Международное бюро труда. - Ж., 1991г.- С. 2031 - 2035.

обязывает государства создать  бесплатные бюро занятости, основная цель которых - обеспечить воздействие на рынок труда для достижения поддержания  полной занятости.

На федеральном уровне - это Федеральная  служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  службы занятости, а в городах  и населенных пунктах, а также  в крупных сельских пунктах существую  местные службы занятости.

Федеральная служба по труду и занятости  находится в ведении Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, осуществляет функции по контролю и надзору  в сфере труда, занятости и  альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг  в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

В соответствие со ст.15 закона «О занятости  населения в РФ» (с изменениямиот25 декабря 2008 г.) Федеральная государственная  служба занятости населения является организационно самостоятельной службой  на территории Российской Федерации, деятельность которой направлена на:

- оценку состояния и прогноз  развития занятости населения,

- информирование о положении  на рынке труда;

- разработку и реализацию федеральной,  территориальных (краевых, областных,  районных, городских) и других  целевых программ содействия  занятости населения, включая  программы содействия занятости  граждан, находящихся под риском  увольнения, а также граждан, особо  нуждающихся в социальной защите  и испытывающих трудности в  поиске работы;

Информация о работе Центр занятости населения