Организация профессиональной ориентации в центре занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости населения является одной из острейших фундаментальных проблем нашего общества. Последствия безработицы отрицательно влияют на человека, приводит его к бедности, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Она ведет к углублению социальной дифференциации, ухудшению материального положения людей, росту количества людей с девиантными формами поведения, усилению нестабильности развития общества.
С целью сдерживания роста безработицы необходимо проведение эффективной профориентационной работы.
Законодательная база профориентационной работы:
- Закон РФ «О профессиональной ориентации населения в Российской Федерации»
- «Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (Постановление Минтруда России №3 и Минобразования России № 1 от 13.01.2000);

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации безработных граждан в Российской Федерации 6
1.1. Понятие и этапы профессиональной ориентации центров занятости населения 6
1.2. Направления профессиональной ориентации 10
Глава 2. Организация профориентационной работы в центре занятости. 16
2.2. Методы и формы профориентационной работы центров занятости населения 16
2.2 Анализ опыта работы ОГКУ «Центра занятости г. Астрахани» 24
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

КР Профор..docx

— 70.40 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и науки Астраханской области

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

 

Специальность: 040401 «Социальная работа»

ПМ. 02 «Социальная работа с семьёй и детьми»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань, 2014г.

Содержание

 

 

Введение

Актуальность исследования.  Проблема занятости населения является одной из острейших фундаментальных проблем нашего общества. Последствия безработицы отрицательно влияют на человека, приводит его к бедности, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Она ведет к углублению социальной дифференциации, ухудшению материального положения людей, росту количества людей с девиантными формами поведения, усилению нестабильности развития общества.

С целью сдерживания роста безработицы необходимо проведение эффективной профориентационной работы.

Законодательная база профориентационной работы:

- Закон РФ «О профессиональной ориентации населения в Российской Федерации»  

- «Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (Постановление Минтруда России №3 и Минобразования России № 1 от 13.01.2000);

- «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения» ( Приказ Министерства социального развития и труда России от 01.11.2007 №680).

Профориентация и психологическая поддержка призваны активизировать процесс профессионального самоопределения и способствовать оптимизации трудоустройства граждан в соответствии с их индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда.

Вопросы совершенствования управления профориентацией, повышения эффективности действий в этом направлении отражены в работах ученых: Ю.Л. Деражне, А.Ф. Зубковой, О.А. Колесниковой, Ю.П. Кокина, Р.П. Колосовой, А.Л. Комлева, А.Э. Котляр, Н.П. Пашина, Ф.Т. Прокопова, Ю.В. Рощина и других.

В настоящее время происходит углубление профориентации населения, включая направленность ее на соответствующие возрастные группы населения, формирование логичной непрерывной системы применительно к каждому жизненному периоду человека. 

Вследствие этого усиливаются требования к организации работы отделов профориентации, профобучения и психологической поддержки службы занятости.

Объект исследования – организация профессиональной ориентации в центре занятости населения.

Предмет исследования – формы и методы организации профессиональной ориентации в центре занятости населения.

Цель исследования – изучить основы организации профессиональной ориентации в центре занятости населения.

Задачи исследования: 

  1. Раскрыть понятие и этапы профессиональной ориентации.
  2. Выявить направления профориентационной работы.
  3. Рассмотреть методы и формы профориентационной работы центров занятости населения.
  4. Изучить опыт профориентационной работы ГКУ «Центр занятости населения» города Астрахани. 

Теоретической основой работы являются общесоциологический подход к проблемам профессиональной ориентации (В. С. Боровик,  А. Б. Здравомыслов, В. А. Мансуров, Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледов и др).; психолого-педагогический подход к профориентационной деятельности  (И. А. Волошина, Е. А. Климов, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, М. С. Савина, Г. В. Суходольский, Н. Н. Чистяков и др.).

Методы исследования: изучение документов, данных статистики, наблюдение, анализ литературы, анализ статистических данных, анализ нормативно-правовых документов, анкетный опрос.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (всего 19 источников), приложений (2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации безработных граждан в Российской Федерации

    1. Понятие и этапы профессиональной ориентации центров занятости населения

Имеет место определенный разброс мнений среди ученых в отношении сущности профориентации и конечной цели направленности ее действий.

  Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии.

По мнению   ? профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынка труда. [12]

     Профориентация система  подготовки  человека  к  свободному,  самостоятельному выбору или перемене профессии с учетом его склонностей, интересов, возможностей, имеющихся общественных потребностей,  перспектив  развития,  а  также  с  учетом необходимости  полноценного распределения трудовых  ресурсов  в  интересах  хозяйства  страны,  отдельной  отрасли, экономического региона.

Профессиональная ориентация безработных, других категорий населения в государственной службе занятости является составной частью системы профессиональной ориентации населения, направленной на содействие профессиональному самоопределению и становлению личности, оказание гражданам практической помощи в выборе профессии, смену рода занятий и повышение квалификации с учетом личностных способностей, склонностей, а также потребностей рынка труда.

  Ее необходимость очевидна, потому что,

- во-первых, профориентация обеспечивает  одно из неотъемлемых прав  человека – право на свободу  профессионального самоопределения  в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями  рынка труда;

- во-вторых, профориентация может  оказывать влияние на изменение  ситуации на рынке труда в  лучшую сторону. [2]

Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.

Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов.

Задачи профориентации:

  • информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности;
  • создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
  • выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности. [4]

 

 Профориентация осуществляется  в ряд последовательных этапов работы:

Первый этап: информационный.

 

На этом этапе клиенты получают максимум сведений о специальностях, их содержании, статусе на рынке труда, уровнях образования и сроках обучения, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения.

Второй этап: диагностико-консультационный

подразумевает индивидуальную работу с каждым клиентом. Специалисты определяют, соответствует ли выпускник выбранной профессии. Для этого проводятся тестирования и консультации психологов.

Важным элементом работы становится «профессиограмма» в которой освещены основные виды деятельности, профессионально-важные качества, медицинские противопоказания и т.д.

Третий этап: массовый

Когда выбор еще не сделан, но клиент уже предполагает, в какую сторону он хочет (и может) развиваться, наступает черед массовых мероприятий.

Четвертый этап: развивающий

На этом этапе клиентов мотивируют к выбору той или иной профессии тем, что показываю дальнейшие перспективы конкретного образовательного направления.

Профориентация отличается от других направлений активной политики занятости следующими чертами: нацеленностью на раскрытие способностей к тому или иному виду деятельности, трудового потенциала клиентов службы занятости, универсальностью (способностью оказывать услуги всем категориям населения, обращающегося за поддержкой в центры занятости независимо от возраста, уровня образования, профессиональной принадлежности); гибкостью  (работа индивидуально с отдельными лицами или с группами), высокой эффективностью результатов (длительная занятость, снижение текучести кадров).

 

    1. Направления профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование,  профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Рассмотрим компоненты профориентации подробно:

  1. Профессиональное просвещение – это сообщение сведений о существующих профессиях, специальностях, о требованиях, которые они предъявляют к работнику, их характере и специфике, о рынке труда в регионах, о наиболее и наименее востребованных профессиях, о редких профессиях, о путях и условиях профессиональной подготовки.

Профессиональное       просвещение       способствует     формированию профессионально значимых интересов и мотивов, положительного отношения к ситуации выбора профессии и сознательного отношения к профессиональному выбору в целом.

Различают два уровня информированности о профессиях: макро- и микро- информированность. К первому уровню относятся сведения общего характера, не связанные с конкретной жизненной ситуацией, ко второму – конкретизированные знания.

Таким образом, профессиональное просвещение предполагает усвоение широкого спектра знаний. Источником этих знаний могут стать конкретные люди (значимые близкие, родители, старшие приятели, педагоги и т.д.), средства массовой информации (художественные фильмы и телесериалы, реже, книги, специальные и периодические издания), собственный жизненный опыт и примеры жизни других людей. Профконсультант может не только предоставить необходимую информацию в готовом виде или активизировать самостоятельный поиск информации клиентом. Он помогает систематизировать имеющиеся знания, разобраться в противоречивой информации.

  1. Оказание помощи гражданам в оценке своих способностей к различным видам трудовой деятельности, в выборе профессии осуществляется в ходе профконсультации.

Профконсультация – это взаимодействие, сотрудничество, во время которого клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и стремятся найти пути их решения[19].

Профконсультирование связано с информационной поддержкой, с исследованием у клиента интересов, склонностей, мотивации, с выявлением трудностей профессионального самоопределения, с определением психологической профпригодности к определенным видам деятельности.

Целью профконсультации является стремление к тому, чтобы клиент научился понимать себя, свое настоящее положение, научился критически оценивать себя и свои профессиональные возможности, научился сознательно использовать различные способы саморазвития и оказания положительного влияния на свою жизненную ситуацию.

Во время консультации все проблемы рассматриваются с точки зрения потребностей клиента и сложившейся ситуации.

Задачи, которые решаются в ходе профконсультации, определяют ее разновидность.

Первичная профконсультация имеет целью выявить готовность личности к профессиональному самоопределению, наличие и степень проработанности профессионального плана, трудности профессионального становления.

Справочная  консультация проводится в случае недостаточной информированности клиента. В ходе  такой консультации выясняются каналы трудоустройства, условия приема на работу (учебу), возможность освоения различных профессий, сроки подготовки, общая характеристика профессии, содержание труда, перечень профессионально важных качеств (ПВК), медицинские противопоказания.

Диагностическая профконсультация проводится в целях формирования  более полных и объективных представлений о себе и своих возможностях. В ходе диагностики, предварительной (для детей) или углубленной (для старшеклассников или взрослых), проводится исследование направленности, выраженности ПВК личности, профессионально важных психофизиологических функций и  качеств.

Поддерживающая профконсультация. Поводом для обращения к психологу является непереносимое психологическое состояние, вызванное сложившейся ситуацией. Поэтому первое, в чем нуждается клиент, – морально-эмоциональная поддержка. Для этого бывает достаточно доброжелательных и доверительных отношений, устанавливаемых в пространстве консультирования, но используются также поддерживающие методы индивидуальной и групповой терапии.

Информация о работе Организация профессиональной ориентации в центре занятости населения