Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:55, курсовая работа
Проблема занятости населения является одной из острейших фундаментальных проблем нашего общества. Последствия безработицы отрицательно влияют на человека, приводит его к бедности, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Она ведет к углублению социальной дифференциации, ухудшению материального положения людей, росту количества людей с девиантными формами поведения, усилению нестабильности развития общества.
С целью сдерживания роста безработицы необходимо проведение эффективной профориентационной работы.
Законодательная база профориентационной работы:
- Закон РФ «О профессиональной ориентации населения в Российской Федерации»
- «Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (Постановление Минтруда России №3 и Минобразования России № 1 от 13.01.2000);
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации безработных граждан в Российской Федерации 6
1.1. Понятие и этапы профессиональной ориентации центров занятости населения 6
1.2. Направления профессиональной ориентации 10
Глава 2. Организация профориентационной работы в центре занятости. 16
2.2. Методы и формы профориентационной работы центров занятости населения 16
2.2 Анализ опыта работы ОГКУ «Центра занятости г. Астрахани» 24
Заключение 34
Список литературы 36
Содержание
Объект исследования – организация профессиональной ориентации в центре занятости населения.
Предмет исследования – формы и методы организации профессиональной ориентации в центре занятости населения.
Цель исследования – изучить основы организации профессиональной ориентации в центре занятости населения.
Задачи исследования:
По мнению ? профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынка труда. [12]
Профессиональная ориентация безработных, других категорий населения в государственной службе занятости является составной частью системы профессиональной ориентации населения, направленной на содействие профессиональному самоопределению и становлению личности, оказание гражданам практической помощи в выборе профессии, смену рода занятий и повышение квалификации с учетом личностных способностей, склонностей, а также потребностей рынка труда.
Ее необходимость очевидна, потому что,
- во-первых, профориентация обеспечивает
одно из неотъемлемых прав
человека – право на свободу
профессионального
- во-вторых, профориентация может
оказывать влияние на
Профориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Цель профориентации - оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склонностей и интересов.
Задачи профориентации:
Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение способствует формированию профессионально значимых интересов и мотивов, положительного отношения к ситуации выбора профессии и сознательного отношения к профессиональному выбору в целом.
Различают два уровня информированности о профессиях: макро- и микро- информированность. К первому уровню относятся сведения общего характера, не связанные с конкретной жизненной ситуацией, ко второму – конкретизированные знания.
Таким образом, профессиональное просвещение предполагает усвоение широкого спектра знаний. Источником этих знаний могут стать конкретные люди (значимые близкие, родители, старшие приятели, педагоги и т.д.), средства массовой информации (художественные фильмы и телесериалы, реже, книги, специальные и периодические издания), собственный жизненный опыт и примеры жизни других людей. Профконсультант может не только предоставить необходимую информацию в готовом виде или активизировать самостоятельный поиск информации клиентом. Он помогает систематизировать имеющиеся знания, разобраться в противоречивой информации.
Профконсультация – это взаимодействие, сотрудничество, во время которого клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и стремятся найти пути их решения[19].
Профконсультирование связано с информационной поддержкой, с исследованием у клиента интересов, склонностей, мотивации, с выявлением трудностей профессионального самоопределения, с определением психологической профпригодности к определенным видам деятельности.
Целью профконсультации является стремление к тому, чтобы клиент научился понимать себя, свое настоящее положение, научился критически оценивать себя и свои профессиональные возможности, научился сознательно использовать различные способы саморазвития и оказания положительного влияния на свою жизненную ситуацию.
Во время консультации все проблемы рассматриваются с точки зрения потребностей клиента и сложившейся ситуации.
Задачи, которые решаются в ходе профконсультации, определяют ее разновидность.
Первичная профконсультация имеет целью выявить готовность личности к профессиональному самоопределению, наличие и степень проработанности профессионального плана, трудности профессионального становления.
Справочная консультация проводится в случае недостаточной информированности клиента. В ходе такой консультации выясняются каналы трудоустройства, условия приема на работу (учебу), возможность освоения различных профессий, сроки подготовки, общая характеристика профессии, содержание труда, перечень профессионально важных качеств (ПВК), медицинские противопоказания.
Диагностическая профконсультация проводится в целях формирования более полных и объективных представлений о себе и своих возможностях. В ходе диагностики, предварительной (для детей) или углубленной (для старшеклассников или взрослых), проводится исследование направленности, выраженности ПВК личности, профессионально важных психофизиологических функций и качеств.
Поддерживающая профконсультация. Поводом для обращения к психологу является непереносимое психологическое состояние, вызванное сложившейся ситуацией. Поэтому первое, в чем нуждается клиент, – морально-эмоциональная поддержка. Для этого бывает достаточно доброжелательных и доверительных отношений, устанавливаемых в пространстве консультирования, но используются также поддерживающие методы индивидуальной и групповой терапии.
Информация о работе Организация профессиональной ориентации в центре занятости населения