Коррекционно-развивающая
профконсультация направлена
на формирование личностной готовности
к профессиональному самоопределению,
помощь в конкретном выборе и принятии
решения. Помимо развивающей работы, профконсультант
помогает клиенту сформулировать профессиональную
цель, выстроить план ее достижения, выявить
разные варианты профессионального развития
и т. д.
Таким образом, цель консультирования
может меняться в зависимости от того,
на каком этапе своего профессионального
развития находится клиент и какого характера
помощи он ждет от консультанта.
- Профподбор – это система организационных и оценочных методов, направленных на выявление индивидуальных особенностей человека, дающая возможность произвести выбор наиболее подходящих людей к требованиям определенной профессии [19].
Выделяют четыре стороны
профотбора: психологическую, медицинскую,
физиологическую, педагогическую.
В зависимости от целей различают
констатирующий и организующий профотборы.
- Констатирующий профотбор предполагает
решение вопроса
о пригодности в форме «годен» или «не годен».
- Организующий профотбор имеет
целью выявить и
оценить индивидуальные особенности человека
и является показателем пригодности не
к одной, а к нескольким профессиям.
- Профессиональная адаптация
является завершающим этапом процесса
профессионального самоопределения человека.
На этом этапе выявляются недостатки
предшествующей профессиональной
ориентации и профессиональной
подготовки, осуществляется процесс формирования
новых установок, потребностей, интересов в сфере труда.. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы. [24].
В профессиональной адаптации
можно выделить две взаимосвязанные стороны:
профессиональную и социально-психологическую.
- Профессиональная адаптация
включает в себя приспособление работника
к содержанию профессиональных и функциональных
обязанностей, овладение необходимыми знаниями, умениями,
навыками, умением
быстро ориентироваться в различных
производственных ситуациях, контролировать
и программировать свои действия, привыкание
к производственным требованиям, режиму
труда, особенностям своего рабочего места.
- Социально-психологическая
адаптация заключается в приспособлении
молодого работника к правилам поведения,
действующим в конкретной социально-профессиональной
группе.
- Выводы по главе 1.
Глава 2. Организация профориентационной
работы в центре занятости.
Методы и формы профориентационной
работы центров занятости населения
Основные
группы профориентационных
методов (Пряжников Н.С.):
В соответствии с основными
задачами профориентации можно выделить
четыре группы методов:
- информационно-справочные, просветительские;
- профессиональной психодиагностики;
- морально-эмоциональной поддержки;
- помощи в конкретном выборе и принятии решения.
К первой
группе относятся:
- во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Но традиционные
профессиограммы с трудом
воспринимаются школьниками,
поэтому надо давать более компактные
и понятные описания.
- Во-вторых, справочная литература.
- информационно-поисковые системы /(ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений,
рабочих мест. Существуют «ручные»
(карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные
(электронные банки информации) варианты
ИПС.
- Профессиональная реклама и агитация - но только достоверная, оперативная
и привлекательная для школьников.
- Экскурсии на предприятия и в
учебные заведения.
- Встречи со специалистами. Люди, представляющие
школьникам профессию, должны пройти соответствующий
этой их роли психолого-педагогический
тренинг.
- Познавательные лекции о путях решения проем самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий,
а не отдельные мероприятия.
- Учебные фильмы и видеофильмы.
Средства
массовой информации (СМИ). Используя их,
надо обязательно учитывать их специфику.
Телепередачи рассчитаны на динамичность
изложения спроса. Объем информации о
профессии урезан.
- Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою
профориентационную эффективность. На
ярмарках посетители встречаются с представителями
различных фирм и предприятий, и процентов
сорок из них делают здесь свой важный
выбор. .
Вторая группа.
Профориентационная
диагностика - процедура выявления и измерения
направленности человека в том или ином
виде профессиональной деятельности. . Диагностика
их осуществляется как прямыми, так и косвенными
(непрямыми) методами.
Прямые методы - личностные опросники интерес.
К ним относятся:
- Дифференциально-диагностический
опросник Е. А. Климова (ДДО) предназначен для определения
самооценки склонностей человека к той
или иной сфере дейтельности в соответствии
с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена.
Данные профессиональные области
характеризуются пятью типами связей:
- "человек-человек",
- "человек-художественный образ",
- "человек-техника",
- "человек-знаковая система",
- "человек-природа".
Профессионально-личностный
опросник В. П. Петрова (ПЛО) - предназначен
для изучения военно-профессиональной
направленности молодежи.
Каждому из утверждений ПЛО
соответствует несколько вариантов ответа,
а задача обследуемого заключается в том,
чтобы проранжировать их по степени значимости,
ориентируясь в основном на жизненный
опыт.
Группы специальностей соответствуют
классификации основных групп специалистов:
А – организаторские;
Б – сенсорно-гностические
(операторы, наводчики и т. п. );
В – сенсомоторные (специалисты
связи);
Г – сенсорные (водительский
состав);
Д – технологические (специалисты
по обслуживанию, ремонту и эксплуатации
техники);
Е – моторно-волевые (разведчики,
десантники, спасатели, пожарные, сотрудники
милиции и т. п. ).
При использовании прямых личностных
опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение
первичной информации о мотивационной
сфере человека, ее развитии (изменении).
Непрямые (косвенные)
диагностические методы в целях профориентации - семантические
методики, которые выявляют смысловые
структуры личности, отражающие поведение
индивида:
- ассоциативные методы типа
семантического дифференциала Ч. Осгуда
(СД),
- деятельностные методы – семантический
анализ деятельности (САД).
Методика семантического
дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения
коннотативного значения объекта (от английского
connotation – сопутствующее, дополнительное
значение - измерение уникального значения
(личностного смысла), которое данный объект
(явление, лицо) приобрели для обследуемого
в результате его индивидуального жизненного
опыта.
Испытуемый оценивает интересующие
исследователя понятия по набору 7-балльных
шкал, полярные точки которых представлены
прилагательными антонимами.
В результате факторного анализа,
проведенного Ч. Осгудом, было выделено
3 основных фактора:
- фактор "Е" – ценности,
- фактор "Р" – силы,
- фактор "А" – активности.
Сюда также относятся закрытые беседы-интервью по строго обозначенным
вопросам. Открытые беседы-интервью, в ходе которых можно
немного отвлечься от заранее заготовленных
вопросов. Опытные профконсультанты считают,
что такие беседы дают о клиенте информации
больше, чем традиционное тестирование.
Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты
ценят выше, чем определение способностей
к профессии.
Опросники профессиональных способностей (Е. А.
Климов. Они требуют очень
избирательного использования и специальной
подготовки профконсультанта для интерпретации
результатов.
Проективные личностные тесты - для их проведения
необходима специальная подготовка и
специальная стажировка профконсультанта.
Метод наблюдения - это один из основных
научно-практических видов работы психолога.
Он эффективен лишь в том случае, если
четко определены объект, параметры и
способы наблюдения, фиксации, интерпретации
результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых,
родителей, товарищей, педагогов, врачей
и т. д.
Профессиональные пробы в учебном процессе,
организованном по типу F-теста японского
профессора Фукуямы. Обычно это связано
с очень большими материальными затратами
(создание мастерских, обеспечение «заинтересованности»
фирм и организаций).
Третья группа методов.
Игры и тренинги, моделирующие ситуации
профессионального общения или нравственного
выбора в процессе трудовой деятельности.
Позволяют прогнозировать будущее профессиональное
поведение подростка.
Наблюдение непосредственно в трудовой деятельности. С помо-щью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, также можно изучать
и прогнозировать готовность осваивать
новые профессиональные действия.
На фоне благоприятной
психологической атмосферы удается более
эффективно рассматривать собственно
профориентационные вопросы. На это и
нацелено создание групп общения, но механизмом решения
профконсультационных проблем они не
являются. Тренинги общения позво-ляют осваивать
некоторые коммуникативные навыки, необходимые
при приеме на работу, на экзаменах, в деловых
контактах. Сложные методы ин-дивидуальной и групповой
психотерапии (нейролингвистическое
программирование, гештальт-группы, логотерапия
и т. д.), требующие специальной подготовки
профконсультанта, помогают лучше осознать
смысл выбираемой деятельности или проблем,
связанных с самоопределением. «Пламенные» публичные выступления. Если они умелые, то,
несмотря на некоторую ироничность в отношении
к ним, могут сформировать серьезную мотивационную
основу самоопределения.
Игры с элементами психотренинга. Личное обаяние профконсультан-та – и природное и благоприобретенное. Успешные примеры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант
повышает уверенность подростка в решении
его проблем, связанных с будущей профессией
и трудоустройством. Праздники труда - эти мероприятия способствуют
престижности конкретных профессий.
Четвертая группа
методов.
Построение последовательности действий, реализующих намеченную
цель. Действия должны быть четко сформулированы
и изображены на листе бумаги в виде схемы,
наглядно представляющей возможные профессиональные
перспективы школьника.
Множество авторов выделяют
и другие методы профориентации, рассмотрим
далее:
Методы профессиональной
ориентации.
Методы профпросвещения - информационно-справочные
и просветительские методы:
- профессиограммы (краткие описания
профессий);
- компьютерные информационно-справочные
системы, глобальная информационная сеть
«Интернет»;
- профессиональная реклама и
агитация;
- дни открытых дверей в военных
образовательных учреждениях профессионального
образования и воинских частях;
- выступления перед гражданской
молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву
и по контракту (мастеров военного дела,
классных специалистов, участников боевых
действий);
- лекции, военно-ориентационные
уроки с молодежью;
- учебные фильмы и видеофильмы;
- выставки вооружений и военной
техники.
Методы профессионального
воспитания:
- методы формирования у граждан
необходимых понятий, суждений, убеждений,
оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут,
показ кино- и видеофильмов, наглядных
пособий, воспроизведение звукозаписей,
самостоятельное чтение и др.);
- методы организации познавательной
и практической деятельности граждан
(поручения, задания, упражнения, приучение,
создание специальных ситуаций);
- методы стимулирования ориентации
граждан на профессиональную подготовку
(состязания, деловые игры, средства материального
и морального поощрения, порицание);
- методы контроля за ходом формирования
военно-профессиональной направленности
(проверка знаний, умений и навыков, оценка
военно-профессиональной направленности).