Организация профессиональной ориентации в центре занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости населения является одной из острейших фундаментальных проблем нашего общества. Последствия безработицы отрицательно влияют на человека, приводит его к бедности, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Она ведет к углублению социальной дифференциации, ухудшению материального положения людей, росту количества людей с девиантными формами поведения, усилению нестабильности развития общества.
С целью сдерживания роста безработицы необходимо проведение эффективной профориентационной работы.
Законодательная база профориентационной работы:
- Закон РФ «О профессиональной ориентации населения в Российской Федерации»
- «Положение об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (Постановление Минтруда России №3 и Минобразования России № 1 от 13.01.2000);

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации безработных граждан в Российской Федерации 6
1.1. Понятие и этапы профессиональной ориентации центров занятости населения 6
1.2. Направления профессиональной ориентации 10
Глава 2. Организация профориентационной работы в центре занятости. 16
2.2. Методы и формы профориентационной работы центров занятости населения 16
2.2 Анализ опыта работы ОГКУ «Центра занятости г. Астрахани» 24
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

КР Профор..docx

— 70.40 Кб (Скачать)

Коррекционно-развивающая         профконсультация      направлена     на формирование личностной готовности к профессиональному самоопределению, помощь в конкретном выборе и принятии решения. Помимо развивающей работы, профконсультант помогает клиенту сформулировать профессиональную цель, выстроить план ее достижения, выявить разные варианты профессионального развития и т. д.

Таким образом, цель консультирования может меняться в зависимости от того, на каком этапе своего профессионального развития находится клиент и какого характера помощи он ждет от консультанта.

  1. Профподбор – это система организационных и оценочных методов, направленных на выявление индивидуальных особенностей человека, дающая возможность произвести выбор наиболее подходящих людей к требованиям определенной профессии [19].

  Выделяют четыре стороны профотбора: психологическую, медицинскую, физиологическую, педагогическую.

В зависимости от целей различают констатирующий и организующий профотборы.

    • Констатирующий профотбор предполагает решение вопроса                 о пригодности в форме «годен» или «не годен».
    • Организующий профотбор имеет целью выявить и                    оценить индивидуальные особенности человека и является показателем пригодности не к одной, а к нескольким профессиям.
  1. Профессиональная адаптация является завершающим этапом процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки     предшествующей      профессиональной    ориентации     и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда.. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы. [24].

В профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую.

    • Профессиональная адаптация включает в себя приспособление работника к содержанию профессиональных и функциональных обязанностей, овладение необходимыми      знаниями,   умениями,     навыками,    умением     быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия, привыкание к производственным требованиям, режиму труда, особенностям своего рабочего места.
    • Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе.
    • Выводы по главе 1.

Глава 2.  Организация профориентационной работы в центре занятости.

    1. Методы и формы профориентационной работы центров занятости населения

Основные группы профориентационных методов (Пряжников Н.С.): 
В соответствии с основными задачами профориентации можно выделить четыре группы методов:

  1. информационно-справочные, просветительские;
  2. профессиональной психодиагностики; 
  3. морально-эмоциональной поддержки;
  4. помощи в конкретном выборе и принятии решения.

К первой группе относятся:

  • во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Но традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются школьниками, поэтому надо давать более компактные и понятные описания.
  • Во-вторых, справочная литература. 
  • информационно-поисковые системы /(ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС.
  • Профессиональная реклама и агитация - но только достоверная, оперативная и привлекательная для школьников. 
  • Экскурсии на предприятия и в учебные заведения.
  • Встречи со специалистами. Люди, представляющие школьникам профессию, должны пройти соответствующий этой их роли психолого-педагогический тренинг. 
  • Познавательные лекции о путях решения проем самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные мероприятия.
  • Учебные фильмы и видеофильмы.

Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения спроса. Объем информации о профессии урезан.

  • Ярмарки профессий (и их модификации) недавно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и процентов сорок из них делают здесь свой важный выбор. .

Вторая группа.

Профориентационная диагностика - процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности. . Диагностика их осуществляется как прямыми, так и косвенными (непрямыми) методами.

Прямые методы - личностные опросники интерес. К ним относятся:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам,  на которые деятельность направлена.

Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:

  • "человек-человек",
  • "человек-художественный образ",
  • "человек-техника",
  • "человек-знаковая система",
  • "человек-природа".

 Профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО) - предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.

Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости,  ориентируясь в основном на жизненный опыт.

Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:

А – организаторские;

Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );

В – сенсомоторные (специалисты связи);

Г – сенсорные (водительский состав);

Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);

Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).

При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).

Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации - семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида:

  • ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД),
  • деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).

Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее,  дополнительное значение - измерение уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление,  лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.

Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору 7-балльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами.

В результате факторного анализа, проведенного Ч. Осгудом, было выделено 3 основных фактора:

  • фактор "Е" – ценности,
  • фактор "Р" – силы,
  • фактор "А" – активности.

Сюда также относятся закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам. Открытые беседы-интервью, в ходе которых можно немного отвлечься от заранее заготовленных вопросов. Опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.

Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профессии.  

Опросники профессиональных способностей (Е. А. Климов. Они требуют очень избирательного использования и специальной подготовки профконсультанта для интерпретации результатов.

Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта. 

Метод наблюдения - это один из основных научно-практических видов работы психолога. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей и т. д.

Профессиональные пробы в учебном процессе, организованном по типу F-теста японского профессора Фукуямы. Обычно это связано с очень большими материальными затратами (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций). 

Третья группа методов. 

Игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности. Позволяют прогнозировать будущее профессиональное поведение подростка. 

Наблюдение непосредственно в трудовой деятельности.  С помо-щью тренажеров, служащих для наработки трудовых навыков, также можно изучать и прогнозировать готовность осваивать новые профессиональные действия.

На фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать собственно профориентационные вопросы. На это и нацелено создание групп общения, но механизмом решения профконсультационных проблем они не являются. Тренинги общения позво-ляют осваивать некоторые коммуникативные навыки, необходимые при приеме на работу, на экзаменах, в деловых контактах. Сложные методы ин-дивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т. д.), требующие специальной подготовки профконсультанта, помогают лучше осознать смысл выбираемой деятельности или проблем, связанных с самоопределением. «Пламенные» публичные выступления. Если они умелые, то, несмотря на некоторую ироничность в отношении к ним, могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения.

Игры с элементами психотренинга. Личное обаяние профконсультан-та – и природное и благоприобретенное. Успешные примеры самоопределения. Ссылаясь на них, профконсультант повышает уверенность подростка в решении его проблем, связанных с будущей профессией и трудоустройством. Праздники труда - эти мероприятия способствуют престижности конкретных профессий.

Четвертая группа методов. 

Построение последовательности действий, реализующих намеченную цель. Действия должны быть четко сформулированы и изображены на листе бумаги в виде схемы, наглядно представляющей возможные профессиональные перспективы школьника.

 Множество авторов выделяют и другие методы профориентации, рассмотрим далее:

Методы профессиональной ориентации.

Методы профпросвещения - информационно-справочные и просветительские методы:

  • профессиограммы (краткие описания профессий);
  • компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;
  • выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);
  • лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • выставки вооружений и военной техники.

Методы профессионального воспитания:

  • методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
  • методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
  • методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);
  • методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).

Информация о работе Организация профессиональной ориентации в центре занятости населения