Занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:21, доклад

Краткое описание

Настоящая работа является комплексным исследованием правового регулирования и применения общих и специальных гарантий, предусмотренных законодательством о занятости населения.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 23.36 Кб (Скачать)

Введение

 

Реформы, проводимые в России в последнее десятилетие, привели  к обострению такой проблемы, как  обеспечение занятости населения.

  Несмотря на то, что в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшую трехлетку, одобренном Правительством Российской Федерации, заложено снижение уровня безработицы в 2012 году до 6,6 процента экономически активного населения (4,8 миллиона человек) с 6,8 процента в 2011 году , продолжают сохраняться такие влияющие на высокий уровень безработицы факторы как реформирование Вооруженных Сил и ожидаемое увеличение численности граждан, освобождаемых из мест лишения свободы; появление на рынке труда значительного контингента молодёжи, имеющей низкий общеобразовательный уровень (прежде всего в сельской местности); неконкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и др.), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к работникам.

Особенно неблагоприятным  остается положение тех безработных, которые традиционно относятся  к категории лиц, испытывающих трудности  при поиске работы и в связи  с этим требующих социальной поддержки. Применительно к данной категории  граждан уже сейчас в процессе применения законодательства выявились  существенные проблемы. Главной из них является декларативность правовых норм, направленных, как следует  из их содержания, на социальную защиту таких лиц при отсутствии достаточно четкого механизма их реализации. Это объясняет необходимость  исследования гарантий прав всех безработных  вообще и безработных, испытывающих трудности в поиске работы, в частности.

Настоящая дипломная работа является комплексным исследованием  правового регулирования и применения общих и специальных гарантий, предусмотренных законодательством  о занятости населения. С момента  принятия и вступления в силу Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»  юристами было защищено несколько научных работ (О.М. Медведевым, Ж. А. Горбачевой) на смежные темы, но круг рассматриваемых вопросов и  направленность работ были иными. Кроме  того, в Закон о занятости населения  периодически вносятся существенные изменения  и дополнения (например, в 2003 г. и 2004 г.), которые анализу еще не подвергались. Поэтому изучение вопросов дополнительных гарантий обеспечения занятости  лиц, особо нуждающихся в социальной защите со стороны государства, является актуальным на сегодняшний день.

Важное значение для настоящей дипломной работы имели труды Е.Е. Орловой, имеющей многолетний опыт правоприменительной деятельности по обеспечению занятости населения и результаты практики работы 30 региональных органов службы занятости населения.

Кроме того, входе написания  работы было уделено большое внимание трудам учёных, внесших вклад в  правовую и экономическую науки: Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, В. С. Андреева, О. В. Абрамовой, С. Н. Братуся, А. К. Гаврилиной, В. Л. Гейхмана, К. Н. Гусова, С. Ю. Головиной, Ж.. А. Горбачевой, И. К. Дмитриевой, М. Л. Захарова, Е. Е. Мачульской, О. М. Медведева, А. С. Мордовец, В. Н. Скобелкина, О. В. Смирнова, А. И. Ставцевой, М. С. Строговича, Л. А. Сыроватской, Э. Г. Тучковой, В. Н. Толкуновой, К. П. Уржинского, Л. С. Явича и др.

Правовую основу дипломной  работы составили Конституция Российской Федерации, Трудовой, Гражданский, Налоговый, Семейный кодексы РФ, федеральные  законы, акты Президента и Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Широко использованы исторические документы и судебная практика.

Обеспечение права  на труд в контексте социально-экономических  и правовых гарантий слабозащищенным  категориям населения 

является непременным  условием развития общества, в котором  труд играет ключевую роль. Предоставление соответствующих гарантий слабо  защищенным категориям населения имеет  большое значение в процессе проведения социально ориентированной государственной  политики при осуществлении правового  регулирования трудовых правоотношений.

 

Исторический опыт трудоустройства  различных категорий населения  и представления ряду из них льгот  в сфере труда свидетельствует, что всегда в период действия специального законодательства о занятости населения (как в первые три десятилетия XX века, так и в период с 1991 г. по настоящее время) приоритет при  трудоустройстве имели те слои населения, которые по объективным причинам испытывали трудности в поиске работы, были неконкурентны на рынке труда и имели низкий уровень материального достатка (беженцы, инвалиды, несовершеннолетние, уволенные с военной службы). Однако, перечень соответствующих категорий граждан претерпевал определенные изменения в зависимости от социальной ситуации в России. Ряд категорий граждан (например, семьи, в которых оба родителя признаны безработными) неоправданно исключен из рассматриваемого перечня.

Таким образом, перечень лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности  в поиске работы, подлежит корректировке  с учетом высказанных замечаний  и уточнению на уровне подзаконных  актов.

Основания, по которым устанавливается  принадлежность лица к категории  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы, нуждающихся в социальной поддержке, определяются с учетом: определённых медико-биологических и физиологических  особенностей граждан (инвалиды, несовершеннолетние, лица предпенсионного возраста); неблагоприятных условий проживания и прежней деятельности (граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других аварий и катастроф);наличия в семье лиц, которых безработный гражданин обязан содержать или за которыми осуществлять уход; перемены места жительства по независящим от граждан причинам (беженцы и вынужденные переселенцы); особого социального статуса лица и вследствие этого, необходимости обеспечения занятости граждан в целях профилактики преступности (лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы).

2.1. Законодательство  в области трудовой занятости  населения и его отраслевая принадлежность 

Хотелось бы сказать, что законодательство о занятости реально выступает комплексным и межотраслевым, нормы которого содержатся в нормативных правовых актах различных отраслей права (конституционного, трудового, финансового, гражданского, жилищного, права социального обеспечения).

Действию законодательства о занятости населения применительно  к отдельным категориям граждан, особенно нуждающихся в социальной защите со стороны государства, посвящен следующий параграф настоящей дипломной  работы.

3.1. Понятие и  правовая природа квотирования  рабочих мест 54

Следует констатировать, что на федеральном уровне законодательное регулирование квотирования рабочих мест направлено на сужение круга лиц, испытывающих трудности в поиске работы, для которых осуществлялось квотирование рабочих мест .

Ситуацию исправляет региональное законодательство, которое предусматривает  довольно широкий перечень лиц, испытывающих трудности в устройстве на работу и в силу этого нуждающихся  в дополнительных гарантиях занятости, в том числе квотировании для  них рабочих мест.

При всех существующих недостатках  законодательства о квотировании все  же прослеживаются попытки исправления  государством ситуации с реальным обеспечением социальной защиты населения (особенно инвалидов).

3.2. Реализация  правовых гарантий в области  трудовой занятости лиц, испытывающих  трудности в поиске работы, через  призму правоприменительной практики 

представляется весьма противоречивой.

Передача соответствующих  полномочий на уровень субъектов  Российской Федерации, с одной стороны, не способствует единообразию правоприменительной  практики, однако, с другой стороны, делает законодательство о социальной защите населения более гибким, позволяя корректировать его под нужды  населения конкретного субъекта Российской Федерации.

При этом установление обязательных требований на уровне федерального законодательства позволяет избежать социального  неравенства жителей разных регионов России.

Предоставление правовых гарантий лицам, особо нуждающимся  в социальной поддержке со стороны  государства, представляет собой комплекс административных, гражданско-правовых, налоговых и иных мер, успешная реализация которых зависит от деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая уровень социальной напряженности в рассматриваемой  сфере правоотношений, следует констатировать, что важную роль в обеспечении  правовых гарантий лицам, особо нуждающимся  в социальной поддержке со стороны  государства, играют органы прокуратуры  Российской Федерации и суды.

 

 

Заключение…………

По результатам написания  дипломной работы, посредствам использовании  таких специально правовых методов  познания как историко-правовой анализ, метод сравнительного правоведения, обобщение правоприменительной  практики, социологических, экономических, статистических данных, удалось прийти к следующим выводам.

Впервые становление системы  социальной поддержки безработных  произошло в период с 1912 по 1930 г.г. Однако в то время эта поддержка носила пассивный характер, поскольку сводилась в основном к выплатам материального характера Законодательство, появившееся в начале 90-х годов XX века, расширило спектр мер социальной поддержки безработных, в силу чего появились основания говорить об активизации государственной политики занятости населения. Такой вывод обусловлен тем, что органы службы занятости наряду с материальными выплатами и посредническими услугами в трудоустройстве стали заниматься профориентацией, профессиональным переобучением граждан и повышением их квалификации, организацией общественных работ, оказывать содействие предпринимательской деятельности, субсидировать граждан, изъявивших желание самостоятельно обеспечить себя работой, выделять субсидии организациям в целях сохранения и создания рабочих мест и т. д.

Законодательство о занятости  населения, в том числе, Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» носит межотраслевой  характер, правовые нормы в сфере  обеспечению занятости содержатся в актах различных отраслей права. Последнее обстоятельство существенно  затрудняет их правоприменение.

Гарантии обеспечения  занятости безработных в зависимости  от круга лиц,

которым они предоставляются, делятся на гарантии общие и дополнительные.

Первые из них установлены  для лиц, имеющих статус безработного, вторые -

только для тех, кого законодатель отнес к числу испытывающих трудности  в

поиске работы и нуждающихся в социальной защите.

К дополнительным гарантиям  относятся: установление квоты для  приема на работу инвалидов; временное  трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное  от учебы время; обучение новым профессиям граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие чернобыльской  и других катастроф, при отсутствии возможности трудоустройства в  период проведения мероприятий по сокращению численности или штата; предоставление преимущества на участие в общественных работах гражданам, не получающим пособие по безработице, состоящим на учете в органах службы занятости в качестве безработного свыше 6 месяцев; приоритетное прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработными инвалидами, гражданами по истечении шестимесячного периода безработицы, граждан, уволенных с военной службы, женами (мужьями) военнослужащих и гражданами, уволенными с военной службы, выпускниками общеобразовательных учреждений, а также гражданами, впервые ищущими работу (ранее не работавшими) и при этом не имеющими профессии (специальности).

Дополнительные гарантии неконкурентоспособным гражданам  необходимы для того, чтобы поднять  их стартовые возможности на рынке  труда.

Изменения, внесенные Федеральным  законом от 22 августа 2004 года №122, в  части  наименования категории лиц, для которых в законодательстве о занятости предусмотрены дополнительные правовые гарантии, воспринята рядом авторов как снижение социальной защищенности неконкурентоспособных на рынке труда лиц. В Законе о занятости по отношению к этим лицам должно быть подчеркнуто не только то, что они испытывают трудности в поиске работы, но также и необходимость их социальной поддержки.


Информация о работе Занятость населения