Профилирование безработных
граждан – это процесс отнесения
безработных определенной категории
по совокупности критериев с целью
оптимизации последующей работы
по содействию занятости с каждой
из выделенных профильных (социально
– психологических) групп и привлечения
их к участию в специальных
программах.
Цель профилирования –
создание гибкой системы взаимодействия
безработных, работодателей и службы
занятости, способствующей сокращению
периода безработицы и повышению
социально – экономической эффективности
реализации мероприятий активной политики
занятости.
Статья 23 главы 4 устанавливает
профессиональную подготовку, переподготовку
и повышение квалификации безработных
граждан:
1. профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
безработных граждан могут осуществляться
по направлению органов службы занятости,
если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
2. Профессиональная подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
безработных граждан осуществляются в
образовательных учреждениях профессионального
и дополнительного образования, учебных
центрах органов службы занятости или
иных образовательных учреждениях, образовательных
подразделениях организаций или в иных
учебных заведениях в соответствии с заключаемыми
органами службы занятости договорами.
3. Право в приоритетном порядке
пройти профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
имеют безработные инвалиды, безработные
граждане по истечении шестимесячного
периода безработицы, граждане, уволенные
с военной службы, жены (мужья) военнослужащих
и граждан, уволенных с военной службы,
выпускники общеобразовательных учреждений,
а также граждане, впервые ищущие работу
(ранее не работавшие) и при этом не имеющие
профессии (специальности).
4. Органы образования по запросу
органов службы занятости представляют
им информацию о профессионально – квалификационной
структуре выпуска и численности выпускников,
нуждающихся в трудоустройстве.
Новая редакция
Закона о занятости возложила
исключительно на органы службы занятости
функции по организации и проведению
общественных работ (статья 24), исключив
положение о том, что финансирование общественных
работ по решению органов исполнительной
власти субъекта РФ и органа местного
самоуправления может осуществляться
за счёт средств бюджета субъекта РФ и
местного бюджета.
Содействие работодателей
в обеспечении занятости населения
(статья 25):
1. Работодатели содействуют
проведению государственной политики
занятости населения на основе:
- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
- разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;
- правовой базой для проведения профессиональной реабилитации, содействия занятости и трудоустройства инвалидов являются следующие документы:
- Федеральный Закон РФ от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» №394 от 25 марта 1993г.
- Постановление Минтруда РФ №9 от 06 февраля 1995г. об утверждении «Рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».
2. Ликвидация либо сокращение
численности или штата работников организации
может привести к массовому увольнению
работников.
Процессы массового увольнения
работников в организациях должны находиться
под постоянным контролем службы
занятости, с применением необходимых
мер опережающего характера и
проведением работы, смягчающей их
последствия. Деятельность центров должна
быть направлена на сохранение социальных
гарантий работников, оказание помощи
предприятиям в создании комиссий быстрого
реагирования с привлечением представителей
администрации, профсоюзных органов и
других заинтересованных организаций
для координации совместных действий
в условиях массового увольнения.
При принятии решения о
ликвидации организации, сокращении численности
или штата работников организации
и возможном расторжении трудовых
договоров с работниками работодатель
обязан в письменной форме сообщить
об этом в органы службы занятости
не позднее, чем за два месяца до
начала проведения соответствующих
мероприятий и указать должность,
профессию, специальность и квалификационные
требования к ним, условия оплаты
труда каждого конкретного работника,
а в случае, если решение о сокращении
численности или штата работников организации
может привести к массовому увольнению
работников, – не позднее,
чем за три месяца до начала проведения
соответствующих мероприятий.
Порядок работы центров занятости
населения в условиях массового увольнения
работников разработан в соответствии
с Трудовым Кодексов РФ, Законом «О занятости
населения в РФ», Постановлением Совета
Министров – Правительства
РФ от 5 февраля 1993г. №99 «Об организации
работы по содействию занятости в условиях
массового высвобождения».
Работодатели обязаны
ежемесячно представлять органам службы
занятости:
- сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
При приеме на работу гражданина,
направленного службой занятости,
работодатель в пятидневный срок
возвращает в службу занятости направление
с указанием дня приема гражданина
на работу.
В случае отказа в приеме
на работу гражданина, направленного
службой занятости, работодатель делает
в направлении службы занятости
отметку о дне явки гражданина
и причине отказа в приеме на работу
и возвращает направление гражданину.
Существенным
изменениям подверглись статьи Закона
о занятости, определяющие порядок
исчисления пособия по безработице и стипендии
в период профессионального обучения
по направлению органов службы занятости
(статьи 29, 30, 33, 34). При этом законодатель
установил, что данные изменения не распространяются
на граждан, признанных в установленном
порядке безработными до 1 января 2005 года.
Согласно новой
редакции Закона о занятости Правительство
РФ ежегодно устанавливает минимальный
и максимальный размер пособия по безработице.
В соответствии со статьей 33
Закона «О занятости населения в
Российской Федерации» Правительство
Российской Федерации приняло Постановление
от 4.11.2004г. №591, где установило на 2005
год гражданам, признанным в установленном
порядке безработными, с 1 января 2005
года, минимальную величину пособия
по безработице в размере 720 рублей
и максимальную величину пособия
по безработице в размере 2880 рублей.
Таким образом, новые нормы
пособий не идут ни в какое сравнение
с прежними. В Федеральной службе по труду
и занятости Министерства здравоохранения
и социального развития РФ придерживаются
того мнения, что с января 2005 года безработные
некоторых регионов в целом выиграли от
этих перемен.
Статья 35 Закона о занятости
определяет прекращение, приостановку
выплаты пособия по безработице,
снижение его размера:
1. Выплата пособия по
безработице может быть прекращена,
приостановлена или его размер
может быть сокращен органами
службы занятости.
2. Выплата пособия по
безработице прекращается с одновременным
снятием с учета в качестве безработного
в случаях:
- признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
- смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
3. Выплата пособия по
безработице может быть приостановлена
на срок до трех месяцев
в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона);
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством Российской Федерации;
- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается
выплата пособия по безработице,
засчитывается в общий период
выплаты пособия по безработице.
4. Выплата пособия по
безработице не производится
в периоды:
- отпуска по беременности и родам;
- выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
- призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются
в общий период выплаты пособия
по безработице и продлевают его.