Занятость населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:50, реферат

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.
Процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Моя задача состоит в том, чтобы раскрыть проблему занятости в России и рассмотреть предпосылки служб занятости населения.

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 46.97 Кб (Скачать)

           Введение

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей  макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая  дополнительное количество рабочих  мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем  самым в большей степени удовлетворить  материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся  ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Моя задача состоит в том, чтобы раскрыть проблему занятости  в России и рассмотреть предпосылки  служб занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Определение занятости

 

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

В экономической науке  занятость описывается системой показателей, отражающих:

- полноту включения в  общественное производство активной  части населения; 

- уровень сбалансированности  рабочих мест и трудовых ресурсов;

- соответствие занятости  социально-экономическим запросам  населения.

 

 

Гибкие формы  занятости - формы трудоиспользования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников. К гибким формам занятости относятся:

- занятость, связанная  с гибкими режимами рабочего  времени; 

- занятость, связанная  с социальным статусом работников:

- самостоятельные работники  и помогающие им члены семьи; 

- занятость на работах  с нестандартными рабочими местами  и организацией труда: надомный  труд, работники по вызовам, вахтово-экспедиционная  форма; 

- занятость по нестандартным  организационным формам: временные  работники, сезонные работники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды занятости

 

Практические потребности  учета трудовых ресурсов вызывают необходимость  выделения различных видов занятости:

    “Полная занятость”. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, “полная занятость” определяется как занятость, составляющая менее 100 % рабочей силы. Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при "полном использовании" ресурсов. Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. C другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. B такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана c инфляцией.

      Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства; результатам интенсификации производства; результатам внедрения НТП; росту производительности труда; созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников. 

     Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

   Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).

    Понятие вторичная занятость хорошо знакомо большинству россиян ещё с советских времен, хотя именно в тот период возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. В узком смысле это понятие также используется для неработающих слоёв населения (например, студенты, пенсионеры), в качестве характеристики для их не-основного занятия. В широком смысле под понятием вторичная занятость понимают деятельность граждан, связанную с дополнительной работой помимо основного места работы. Выступает в различных формах: совместительство, по контракту, — случайная, разовая работа и т. д. Не считается таковой работа на нескольких предприятиях, когда это обусловлено родом деятельности по основному месту работы, то есть командировки, временные перемещения, а также работа на приусадебном, садовом участке, ремонт жилища, производство одежды, обуви и других предметов для собственных нужд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы занятости населения России на современном этапе

 

Процесс реформирования экономики  России показал, что наряду со свойственными  мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим  прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и  его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким  уровнем трудовой активности населения  при низких уровне жизни и эффективности  труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

   С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4%.

    С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

На 1 ноября 1996 г. государственной  службой занятости зарегистрировано 2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2,2 млн. человек имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек  получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного  населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата  России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность  лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения)

Если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся  в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий  день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные  с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12% экономически активного населения, а с учетом того, что средний  размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20% населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.

    В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

Реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в  самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г. и впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России. Можно назвать, следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

На протяжении более 70 лет  безработица рассматривалась как  незаконное явление. Психологическое  неприятие безработицы и самих  безработных до сих пор сохраняется  в общественном сознании. Это в  равной степени относится как  к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться  собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через  ЦЗ.

    В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.

Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

   Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

Возможности ЦЗ по трудоустройству  безработных ограничены. Обследование промышленных предприятий, проведенное  в июле 1993 г., показало, что подавляющее  большинство руководителей не прибегают  к услугам ЦЗ при поиске и найме  рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.

Вероятность получения пособия  по безработице для обратившегося  в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

Переподготовка безработных  через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.

    В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного налогообложения фонда оплаты труда .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Занятость населения