Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности спроса и его изучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решении следующих задач:
- изучение сущности и значения спроса как основной экономической категории;
- изучение кривой совокупного спроса.
- изучение неценовых факторов влияющих на совокупный спрос.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
СОВОКУПНЫЙ СПРОС. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА
5
1.1. Понятие совокупного спроса
1.2. Кривая совокупного спроса
5
6
2.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС
12
2.1. Что относится к неценовым факторам
2.2 Смещение кривой совокупного спроса
12
16
3.
КЕЙСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ О РОЛИ СОВОКУПНОГО СПРОСА В СТИМУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1. |
СОВОКУПНЫЙ СПРОС. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА |
5 |
1.1. Понятие совокупного спроса 1.2. Кривая совокупного спроса |
5 6 | |
2. |
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС |
12 |
2.1. Что относится к неценовым факторам 2.2 Смещение кривой совокупного спроса |
12 16 | |
3. |
КЕЙСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ О РОЛИ СОВОКУПНОГО СПРОСА В СТИМУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ |
20 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
27 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
Главное свойство рыночной экономики заключается в том, что ее основным координирующим механизмом служит рыночная система, или система ценообразования. Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему рынков. Обычно рынок трактуют как механизм осуществления контактов между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров).
В более широком
понимании рынок определяется
как совокупность социально-
Рыночная система является многосложной системой связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эти системы связей общество выносит свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды труда.
Совокупный спрос – суммарный спрос на все товары или услуги, производимые операционной системой. Сдвиги кривых совокупного спроса оказывают воздействие и на общий объем производства товаров и услуг, и на уровень цен. Поэтому, не даром государство воздействует на совокупный спрос денежно-кредитную и финансово-бюджетную политики для «здоровья» экономики. Политические деятели, ответственные за проведение денежно-кредитного и финансово-бюджетного регулирования, пытаются компенсировать сдвиги совокупного спроса и стабилизировать экономику. Но, помимо использования инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, на совокупный спрос воздействуют и множество других факторов.
Знание факторов,
влияющих на спрос, дает
Все вышесказанное обусловило актуальность данной курсовой работы.
Целью данной работы является исследование сущности спроса и его изучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решении следующих задач:
- изучение сущности
и значения спроса как
- изучение кривой совокупного спроса.
- изучение неценовых факторов влияющих на совокупный спрос.
Совокупный спрос это - сумма всех индивидуальных спросов
на конечные товары и услуги, предлагаемыми
на товарном рынке. Основными формами
его проявления служат: потребительский
спрос, инвестиционный спрос, спрос на
товары и услуги со стороны государства
и расходы на «чистый» объем экспорт.
Совокупный (агрегированный) спрос - объем
представленной на рынке потребности
в товарах и услугах, ограниченной сложившимся
уровнем цен и платежеспособностью потребителей.
При прочих равных условиях, чем ниже
уровень цен, тем большую часть
национального продукта захотят
приобрести потребители, и, наоборот, при
росте индекса цен потребители станут
покупать меньше продукции.
Кривая совокупного спроса - кривая взаимосвязи между желаемыми и планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и в средним уровнем цен на них. Траектория кривой совокупного спроса такая же, как и индивидуального спроса на любой товар, однако ее определяют совершенно другие факторы:
- эффект процентной ставки;
- эффект богатства или реальных кассовых остатков;
- эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки состоит в следующем. Если в стране наблюдается рост общего уровня цен (инфляция), то при неизменной денежной массе это приведет к росту спроса на наличные деньги и к увеличению ставки процента, которая является ценой денег. Чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, ведь многие товары длительного пользования покупается на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приведет к уменьшению потребительских расходов, а значит, высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального производства и совокупного спроса.
Рассмотрим влияние изменения уровня цен в стране на величину реального богатства (реальных кассовых остатков). Богатство населения в значительной мере представлено в виде различных финансовых активов (облигаций, акций, срочных вкладов), имеющих постоянную номинальную стоимость. С ростом уровня цен реальная стоимость или покупательная способность финансовых активов снижается, люди становятся беднее и сокращают свой спрос на товары и услуги.
Эффект импортных закупок
Совокупный спрос описывается кривой, показывающей общее количество товаров и услуг, которые будут приобретены (т.е. предъявлен спрос на них) при различных уровнях цен.
Уровень цен
Рис. 1. Кривая совокупного спроса
Эта кривая имеет отрицательный наклон по трем причинам:
1) при фиксированном предложении денег рост уровня цен увеличивает спрос на деньги, увеличивает процентную ставку и в результате сокращает те расходы (потребителей или фирм), которые чувствительны к росту процентной ставки; снижение уровня цен дает обратный эффект;
2) рост уровня цен также сокращает покупательную способность финансовых активов с фиксированной денежной стоимостью, и поскольку обладатели таких активов становятся беднее, они тратят меньше на приобретение товаров и услуг; снижение уровня цен дает обратный эффект;
3) в дополнение, рост
уровня цен (относительно уровн
Это означает, что при прочих равных условиях, падение общего уровня цен в экономике приводит к увеличению количества товаров и услуг, на которые предъявляется спрос.
Что лежит за обратной зависимостью между уровнем цен и объемом спроса на товары и услуги? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно вспомнить, что ВВП (обозначаемый символом Y ) есть сумма потребления (С), инвестиции (I), государственных закупок (G) и чистого экспорта (NX):
Y = C + I + G + NX
Каждое из этих четырех слагаемых вносит определенный вклад в объем совокупного спроса на товары и услуги. Государственные закупки рассматриваются как постоянные, так как они детерминированы текущей политикой правительства, однако другие компоненты расходов – потребление, инвестиции и чистый экспорт – определяются прежде всего экономическими условиями и, в частности, уровнем цен. Следовательно, чтобы объяснить отрицательный наклон кривой совокупного спроса, нужно исследовать воздействие уровня цен на количество товаров и услуг, на которые предъявляется спрос, на цели потребления, инвестиций и чистого экспорта.
Эффект богатства (эффект Пигу). Причина снижения совокупного спроса и соответственно приближения кривой этого спроса к оси абсцисс заключается в эффекте богатства, или, как говорят экономисты, эффекте кассовых остатков. В чем выражается богатство? Конечно в реальной стоимости имущества и прежде всего финансовых активов, их покупательной способности (акции, облигации, срочные вклады и т.п.). Но если цены повысятся, то стоимость таких активов упадет, и население, располагающее подобными финансовыми активами, станет беднее. В таком случае, вероятно, что совокупный спрос на товары длительного пользования (автомобили, радиосистемы, дичи и т.п.) уменьшится, поскольку инфляция значительно понизит реальную стоимость богатства, и в первую очередь, конечно, тех финансовых активов, которые могут быть использованы в качестве средства платежа. Со снижением покупательной способности активов люди обычно сокращают расходы. Теория жизненного цикла потребления, разработанная Франко Модильяни и Альбертом Эндоу, показала, что потребление является функцией реального богатства и дохода
(C + aWR + cYL), и эта модель достаточно хорошо подтверждается эмпирическими наблюдениями.
Рассмотрим деньги, которые храним в бумажнике и на банковском счете. Их номинальная стоимость фиксирована, но реальная стоимость денег – величина переменная. Когда цены на товары и услуги снижаются, ценность денег возрастает, так как получаем возможность приобрести большое количество продуктов и услуг. Таким образом, при снижении общего уровня цен потребители ощущают, что их богатство возрастает. Это чувство поощряет их к увеличению расходов, т.е. они предъявляют более высокий спрос на товары и услуги. Особое значение эффекту богатства придавал экономист Артур Пигу (1877 - 1959), поэтому данную закономерность иногда называют эффектом Пигу.
Эффект процентной ставки (эффект Кейнса). Как влияет повышение уровня цен на совокупный спрос, уже известно: спрос уменьшится. Но почему это происходит? Одна из причин заключается в том, что при постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет соответствующее повышение процентной ставки, так как возрастает потребность в деньгах. Потребителям они необходимы для покупок, а предпринимателям для выплаты заработной платы, ренты и т.п. Но при повышении процентной ставки покупатели отложат свои покупки, а предприниматели откажутся от кредитов, если их инвестиция в производство не даст им необходимой прибыли. Таким образом увеличение уровня цен в результате повышения процентной ставки приводит к сокращению спроса на реальный национальный продукт. Именно благодаря этому эффекту процентной ставки кривая совокупного спроса приближается к оси абсцисс. Но это, разумеется, не единственная причина уменьшения совокупного спроса.
Уровень цен – одна из детерминант количества денег, на которое предъявляется спрос. Чем ниже уровень цен, тем меньшее количество денег необходимо иметь домашним хозяйствам для приобретения товаров и услуг. Следовательно, при снижении уровня цен домашние хозяйства стремятся уменьшить запасы наличных денег, отдавая в ссуду часть из них: например, приобретая приносящие процентный доход облигации или помещая их в банк на сберегательный счет. А банк использует новые денежные фонды для увеличения объема кредитов. Так как домашние хозяйства стараются обратить часть своих денежных средств в приносящие процентный доход активы, ставка процента снижается. Более низкие процентные ставки, в свою очередь, поощряют к заимствованию как фирмы, желающие инвестировать капитал в новые заводы и оборудование, так и домашние хозяйства, которые вкладывают средства в новое жилищное строительство. Таким образом, более низкий уровень цен ведет к снижению процентной ставки и поощряет увеличение расходов на инвестиционные товары, следовательно, спрос на товары и услуги возрастает. Особое значение эффекту процентной ставки придавал великий экономист Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946), поэтому его иногда называют эффектом Кейнса.
Эффект обменного курса (эффект Манделла – Фламинга). Этот эффект состоит в том, что при повышении цен внутри страны спрос на отечественные товары сократится, а спрос на более дешевые импортные товары увеличится. В самом деле, раз цены на внутреннем рынке увеличатся, граждане предпочтут покупать импортные товары, если, разумеется, не возрастут таможенные тарифы. Одновременно с этим упадет экспорт товаров за границу, поскольку иностранцы откажутся покупать товары по высоким ценам и будут стремиться купить аналогичные товары в других странах. Все это приведет к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Наоборот, понижение уровня цен повысит совокупный спрос как внутри страны, так и за границей. Снижение уровня цен в США ведет к уменьшению значения ставки процента. Некоторые американские инвесторы в поисках более высоких доходов будут вкладывать капитал за границей. Например, при падении процентной ставки облигаций правительства США взаимный фонд мог бы продать имеющиеся у него облигации и приобрести ценные бумаги правительства Германии. Поскольку паевой инвестиционный фонд перемещает активы за границу, предложение долларов на рынке обмена иностранной валюты возрастает. Увеличение предложения долларов приводит к обесцениванию национальной денежной единицы США по отношению к другим валютам. (Т.е. количество денежных единиц иностранной валюты, которое можно приобрести на американский доллар, уменьшается.) В результате снижения курса доллара произведенные в США товары (относительно импортной продукции) становятся относительно более дешевыми. Данные изменения относительных цен ведет к увеличению экспорта товаров и услуг из США и сокращению импорта. Чистый экспорт (разность экспорта и импорта) также увеличится. Таким образом, когда падение уровня цен в США приводит к снижению процентных ставок, реальный обменный курс национальной валюты снижается, что стимулирует чистый экспорт США, вследствие чего происходит повышение предъявляемого на товары и услуги объема спроса. Этот эффект обменного курса был отмечен экономистами Робертом Манделлом и Маркусом Флемингом.