Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общий равновесный анализ. Частичное и общее равновесие рыночной системы………..…………………………………………………………4
Глава 2. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение» как базовая модель макроэкономического равновесия в экономической теории………………………………………………………………………………...6
2.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Его ценовые и неценовые факторы………………………………………………………………….7
2.2. Совокупное предложение. Специфика кривая совокупного предложения. Влияние ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение……………………………………………………………………..…13
2.3. Варианты равновесия совокупного спроса и совокупного предложения………………………………………………………………………..15
Глава 3. Взаимодействие совокупных спроса и предложения в российской экономике…………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………....26

Файлы: 1 файл

курсовая. Гомон Н.В Экномическая теория.doc

— 439.50 Кб (Скачать)

     

Тема: Совокупный спрос  и совокупное предложение

 

План

 

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Общий равновесный анализ. Частичное и общее равновесие рыночной системы………..…………………………………………………………4

Глава 2. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение» как базовая модель макроэкономического равновесия в экономической теории………………………………………………………………………………...6

2.1. Совокупный спрос. Кривая  совокупного спроса. Его ценовые  и неценовые факторы………………………………………………………………….7

2.2. Совокупное предложение. Специфика кривая совокупного предложения. Влияние ценовых и неценовых факторов на совокупное предложение……………………………………………………………………..…13

2.3. Варианты равновесия совокупного  спроса и совокупного предложения………………………………………………………………………..15

Глава 3. Взаимодействие совокупных спроса и предложения в российской экономике…………………………………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………....26

Введение

В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном  и  денежном  рынках  экономика  развивается  бескризисно.

Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача данной работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия.

Глава 1. Общий равновесный  анализ. Частичное и общее равновесие рыночной системы

 

В самом общем виде экономическое равновесие - это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (земля, труд, капитал, деньги), с одной стороны, и возрастающими (неограниченными) потребностями общества - с другой. Рост общественных потребностей, как правило, опережает необходимое увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширения мощностей и оптимизации использования ресурсов.

Для анализа на макроуровне можно  выделить частичное и общее равновесие. Частичное равновесие - количественное соответствие двух взаимосвязанных макроэкономических параметров или отдельных сторон экономики (например, равновесие производства и потребления, товарной и денежной массы, доходов и расходов бюджета, спроса и предложения и т.п.).

Общее экономическое  равновесие (ОЭР) означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы. Наиболее важными предпосылками ОЭР являются:

- соответствие общенациональных  целей имеющимся экономическим  возможностям;

- оптимальное использование всех  экономических ресурсов - рабочей  силы, денег, основных фондов или  обеспечение нормального уровня  занятости и допустимых резервов  мощностей без изобилия простаивающих  мощностей, чрезмерной денежной  эмиссии, массовой безработицы, нереализованных товаров, равно как и чрезмерного напряжения ресурсов;

- приведение структуры производства  в соответствие со структурой  потребления (например, отсутствие  нормальных ценовых пропорций  в Российской Федерации между  промышленностью и сельским хозяйством обусловило отставание последнего и возникновение продовольственной проблемы, а непродуманная политика индустриализации породила несоответствие между первым и вторым подразделениями общественного производства - производством средств производства и производством предметов потребления);

- соответствие совокупного спроса  и совокупного предложения всех  четырех типах рынков - товаров,  труда, капитала и денег.

Указанные условия ОЭР описываются  с помощью соответствующих математических моделей, основными из которых являются следующие:

- модель Ж.-Б. Сэя; в которой  макроэкономическое предложение  товаров балансируется совокупным  спросом: АS = АD, где АS —совокупное предложение; АD — совокупный спрос;

- модель «национального счета»  страны, в которой объем совокупных национальных расходов равен национальному доходу: АЕ = N1 где АЕ — объем национальных расходов, N1— национальный доход;

- модель равновесных капиталовложений (инвестиций) и сбережений в экономике,  в которой равновесие между  совокупным спросом предложением товаров есть следствие и результат баланса инвестиций и объема сбережений населения: S = I, где S — общие сбережения, I— общие инвестиции;

- модель IS—LМ, учитывающая в рассмотрении ОЭР денежный рынок и определяющая сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием спроса и предложения денег (L — ликвидность, М— деньги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение» как базовая модель макроэкономического равновесия в экономической теории

 

Макроэкономическое равновесие предполагает равенство AD и AS при определенном уровне цен и объеме национального продукта. Влияние неценовых факторов сдвигает кривые AD и AS, устанавливая новые точки равновесия (Е1; Е2). Последствия увеличения AD и AD2 зависят от того, на каком отрезке кривой AS оно происходит. Если на горизонтальном отрезке (т. Е), то рост AD будет воздействовать на производство. Если на вертикальном отрезке (т. Е2), то изменения в спросе будут оказывать незначительное влияние на объемы производства и значительное — на цены. Воздействие совокупного спроса на промежуточном отрезке (т. Е1) приводит как к увеличению объемов производства, так и уровня цен. Рост совокупного спроса приводит к инфляции спроса, что четко видно на рис. 1.



 

 

 

 

 


 


 

Смещение кривой AS к AS1 (см. рис. 2), которое происходит под влиянием роста издержек производства, приводит к увеличению цен (Р,  Р1) и сокращению реального ВНП (Q, Q1). График иллюстрирует инфляцию, обусловленную ростом издержек. Смещение же кривой AS к AS2 вправо иллюстрирует экономический рост и увеличение производственного потенциала (Р, Р2; Q, Q2).


 

 

 

 

 

 

 

 

Модель макроэкономического равновесия AD-AS может быть также использована для анализа экономических событий, происходящих в переходной экономике России и других стран.

 

2.1 Совокупный спрос. Кривая совокупного  спроса. Его ценовые и неценовые  факторы

 

Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

Совокупный спрос имеет две  формы: натурально-вещественную и стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного  спроса отражает потребность в товарах  и услугах. Его структура может  быть представлена: во-первых, определенными  видами продуктов и услуг непроизводственного  потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

Совокупный спрос в стоимостном  выражении представляет собой сумму  всех расходов на конечные товары и  услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом  совокупного выпуска, на который  предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный спрос домохозяйств  – потребительский спрос (C);

2) спрос фирм на инвестиции (I);

3) спрос на товары и услуги  со стороны государства (G);

4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

Чтобы определить объем совокупного  спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: 

AD = C + I + G + Xn.

В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

 Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис.3 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

 

Рис. 3 Кривая совокупного спроса

 

Изменение общего уровня  цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.

К ценовым факторам относятся следующие:

1) Эффект реального богатства  или эффект Пигу.

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового  богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная  способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса  уменьшается.

2) Эффект процентной ставки или  эффект Кейнса.

Рост уровня цен заставляет и  потребителей, и производителей брать  деньги в долг, т.е. возрастает спрос  на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается.

3) Эффект импортных товаров или  эффект Флеминга.

Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт и совокупный спрос.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что  воздействует на:

1. Вкусы и предпочтения потребителей  которые, в свою очередь, определяются  такими факторами, как мода, реклама,  качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

2. Уровень доходов населения.  Увеличение дохода потребителей  приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D2. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

3. Цены на другие товары могут   повлиять на изменение спроса  на данный товар. В частности  речь идет о ценах на взаимозаменяемые  и взаимодополняющие друг друга  товары. Взаимозаменяемые товары  — товары, которые по своим  потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с  Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение