Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что если существуют обособленные отрасли национальной экономики, то, естественно, существует далеко не абстрактная возможность рассогласования в их функционировании.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Совокупный спрос и совокупное предложение………………………………
1.2. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие………..
1.3. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него…………………
2. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS ……………………......
2.1. Анализ макроэкономического равновесия…………………………………
2.2. Классическая и кейнсианская модели ……………………………….
2.3. Равновесие между уровнем цен и объемом производства…………………
3. Пути оптимального использования факторов, воздействующих на совокупный спрос и совокупное предложение в Казахстане…………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 263.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский университет экономики, финансов и  международной торговли

Факультет «Учет и аудит»

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Макроэкономика»

 
Тема: «Совокупный спрос и совокупное предложение»

         Выполнил: студент 2-го курса

                                                                                     заочного отделения

                        группы УА-205

                        Шереметова Т.А.

    Руководитель: ст.преподаватель

                              Шимшиков Ж.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Совокупный спрос и совокупное предложение………………………………

1.2. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие………..

1.3. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него…………………

2. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS ……………………......

2.1. Анализ макроэкономического  равновесия…………………………………

2.2. Классическая и кейнсианская модели ……………………………….

2.3. Равновесие между уровнем цен и объемом производства…………………

3. Пути оптимального использования  факторов, воздействующих на совокупный  спрос и совокупное предложение  в Казахстане…………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение процессов совокупного  спроса и совокупного предложения  как факторов, влияющих на экономическое  равновесие, является важнейшей задачей  для экономистов любой страны.

Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике, они освещаются практически в  любом пособии, посвящённом макроэкономическому  анализу, как отечественных, так  и зарубежных экономистов.

В условиях перехода Казахстана на рыночные отношения все чаще возникают  вопросы о ходе и направлении  экономических реформ, о тех экономических  теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте страна убеждается в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Однако экономическая мысль еще не создала  такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики - сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и  совокупного предложения, так или  иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Понятие «совокупный» в макроэкономике встречается довольно часто.

В этом понятии проявляется не простая сумма товаров, капиталов и т.д., а их взаимосвязанное, системное единство. Подобное единство следует видеть и в совокупном спросе и в совокупном предложении.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения  представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования  решает три основных вопроса рыночного  хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального  развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика  развивается бескризисно.

Макроэкономика как наука  уходит корнями в учение Дж. Кейнса, так как все основные категории, которые она изучает, были предложены им: объем национального производства, уровень цен и занятости, потребление, сбережения и инвестиции и т.д.

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что если существуют обособленные отрасли национальной экономики, то, естественно, существует далеко не абстрактная возможность  рассогласования в их функционировании. Кроме того, связи между отраслями  постоянно изменяются под воздействием самых разнообразных факторов: технологического прогресса, ассортимента производимой продукции, изменений спроса и предложения и т.п.

 

Чтобы определить совокупный спрос, совокупное предложение и  совокупную цену в рамках национальной экономики, необходимо объединить тысячи отдельных цен, товаров и рынков. Их объединение в одну совокупную цену, один совокупный товар и один совокупный рынок называется агрегированием. Таким образом, объектом макроэкономического анализа, теории спроса и предложения являются национальный рынок, совокупная цена (уровень цен) и реальный национальный продукт.

Вопрос об учете совокупного  спроса и совокупного предложения  имеет большое социально-экономическое  значение, поскольку ответ на этот вопрос характеризует состояние  экономического развития данной страны на данный отрезок времени.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть одну из самых фундаментальных  рыночных категорий - равновесие между  совокупным спросом и совокупным предложением, а также его особенности в Казахстане.

Модель AD-AS является базовой  для изучения колебаний объема выпуска  товарного рынка в зависимости  от уровня цен в экономике в  целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно  описать различные варианты экономической  политики государства. Поэтому главная  задача курсовой работы - определить структуры  совокупного спроса и совокупного предложения, факторы их определяющие; рассмотреть макроэкономическое равновесие в модели AD – AS; проанализировать макроэкономическое равновесие; рассмотреть классическую и кейнсианскую модели; рассмотреть равновесие между уровнем цен и объемом производства; выявить возможные пути оптимального использования факторов, воздействующих на совокупный спрос и совокупное предложение в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Совокупный спрос и совокупное предложение.

1.2. Совокупный спрос, его  структура и факторы его определяющие.

 

Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую  покупатели могут и намерены заплатить  за какие-то нужные им товары. Рассмотрим сначала качественную сторону спроса. Очевидно, что спрос самым теснейшим  образом связан с потребностями  людей. Однако далеко не всякая потребность  может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного  потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью  заплатить за товар. Естественно, что  спрос нельзя отождествлять с  потребностью как таковой: если человек  испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. Вместе с тем  у любого явления имеется и  количественная сторона. Величина (или  объем) спроса определяется именно тем  максимальным количеством данного  блага, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях.

Главные факторы, воздействующие на выбор покупателя: цена данного  товара (Р); цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов (Рs1,…, Рsn); цены товаров, дополняющих  данное благо в потреблении, или  комплементарных благ (Рс1,…,Рсm); доход  потребителя, выделяемый им для покупки  данного товара (Y); вкусы и предпочтения потребителя (Z); объективные, естественные (внешние) условия потребления (N); ожидания потребителей (E). Зависимость величины спроса от соответствующих указанным  факторам величин называется функцией спроса:  

Qd = f(P, Ps1,…, Psn, Pc1,…, Pcm, Y, Z, N, E) 

При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций  спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше не меняются) количество товара, которое способен приобрести потребитель, сокращается (точнее не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом  спроса. Соответственно выражающая ее на графике кривая спроса (рис. 1) имеет, поэтому отрицательный наклон.

 
Рисунок 1. Кривая спроса

 

Степень количественного  изменения спроса в ответ на изменение  цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под  эластичностью спроса подразумевается  степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс). 

Кс = Рост объема спроса (в %) / Снижение цен (в %) 

Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательна, ибо числитель  и знаменатель дроби всегда имеют  разные знаки. Абсолютное значение коэффициента эластичности может изменяться в  диапазоне от нуля до бесконечности, однако важной границей является единица, поскольку она разделяет реакцию, превышающую исходный импульс, и  менее чувствительные изменения. При | Кс| меньше 1 степень изменения, например, объема спроса меньше исходного изменения цены – значит, мы имеем дело с товаром неэластичного (жесткого) спроса. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали, или не понижались цены на электроэнергию или коммунальные услуги, спрос на них неизменен. При единичной эластичности |Кс| = 1, исходный импульс и ответная реакция совпадают по относительной величине. Если же | Кс| больше 1, то можно говорить о товаре эластичного (гибкого) спроса (рис. 2).

 
Рисунок 2. Эластичность спроса по цене 

Крайними случаями являются: с одной стороны, нулевая эластичность. В этом случае кривая спроса строго вертикальна: DQ = 0 при любых изменениях цены, т.е. величина спроса совсем не реагирует на изменения цены. С другой стороны, это бесконечная эластичность (прямая 2). В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: DQ = ¥ при самых незначительных изменениях цены, то есть объем спроса при малейшем соответственном росте или падении цены снизится до 0. Кривая спроса с постоянной эластичностью – гипербола. Коэффициенты эластичности различных видов широко применяются в научной и практической экономической деятельности. Они позволяют переводить на язык конкретных цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями и процессами.

Совокупный спрос (АD) - это  реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при различных возможных  уровнях цен. Иначе говоря, это  сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке. В соответствии с наличием четырех основных секторов экономики  АD можно подразделить на следующие группы:

С - совокупный спрос индивидуумов и домохозяйств, 

I - инвестиции, или спрос на капитальное оборудование со стороны предпринимателей,

СР - государственные закупки, или спрос на товары и услуги со стороны государства, 

X- разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары. Таким образом, АD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики: 

АD =С+ I + CР+ X 

Между совокупным спросом  и уровнем цен при прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший  объем национального продукта могут  купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного  спроса, если не меняются другие параметры  и факторы рыночной ситуации. Характер кривой совокупного спроса аналогичен графику индивидуального спроса, но факторы, вызывающие изменения совокупного  и индивидуального спроса, различны. Кроме того, на тесноту и вид  связи между объемом производства и уровнем цен оказывает влияние  ряд макроэкономических эффектов. Одним  из них является эффект процентной ставки. Суть его заключается в  том, что ставка процента зависит  от предложения денег на рынке. При  постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет рост спроса на деньги, и повышение процентной ставки. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинает сберегать деньги и совершать  меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредитов вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции. Таким образом, сокращается спрос со стороны, как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит уменьшение совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая АD приобретает нисходящий характер и приближается к оси абсцисс.

Весьма противоречивым образом  влияет на уровень совокупного спроса так называемый эффект Пигу, открытый этим известным английским экономистом. Его иногда называют эффектом реальных кассовых остатков, или эффектом богатства. Он состоит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся  у населения наличных денег и  ценных бумаг, снижение их покупательной  способности и, следовательно, сокращение богатства. Здесь возможны разные варианты потребительского поведения. Высока вероятность  того, что население начнет тратить  больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценения. Сбережения сокращаются, увеличивается и в ряде случаев  нагнетается ажиотажный текущий  спрос, что в свою очередь вызывает рост инфляционных ожиданий и дальнейшее повышение спроса и цен. Вместе с  тем в подобной ситуации со временем может понизиться спрос на дорогостоящие  товары, предметы роскоши и т.п., поскольку  инфляция понижает реальную покупательную  способность финансовых активов. Суммарное  воздействие на совокупный спрос  эффекта Пигу может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит  от степени роста цен (инфляции): незначительный их рост подстегивает совокупный спрос, а значительные темпы  инфляции его сокращают. В обоих  случаях меняется структура совокупного  спроса. Таким образом, данный эффект осложняет известную экономическую  закономерность, утверждающую, что  с ростом цен снижается совокупный спрос.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение