Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

В такое тяжелое время, сопряженное стыками веков, мы видим, что наша страна - Россия находится в состоянии глубокого экономического кризиса. То и дело слышаться слова, курс рубля, инфляция и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так же мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны знать макроэкономические закономерности.
Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо рассмотреть категории совокупного спроса и совокупного предложения; ведь все изменения можно так или иначе объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.

Оглавление

Введение
I. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие
II. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него
III. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
и его особенности в России
Практикум
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономической теории 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  экономической теории на тему:

Совокупный  спрос и совокупное предложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир - 2007

    Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Совокупный спрос, его структура и факторы его определяющие………4
  2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него …………….10
  3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения ……….15

     и  его особенности в России ………………………………………………..

Практикум……………………………………………………………………....

Заключение……………………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

         В такое тяжелое время, сопряженное стыками веков, мы видим, что наша страна - Россия находится в состоянии глубокого экономического кризиса.  То и дело слышаться слова, курс рубля, инфляция и тому подобные экономические термины. Для того, чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так же мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны знать макроэкономические закономерности.

         Для раскрытия макроэкономических закономерностей  необходимо рассмотреть категории  совокупного спроса и совокупного предложения; ведь все изменения можно так или иначе объяснить изменениями  в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.  

   I.Совокупный спрос и факторы его определяющие.

    Под совокупным спросом (АD) следует понимать общий объем спроса на товары и услуги в стране. 

    Совокупный  спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.

    Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов  и услуг непроизводственного  потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

   Совокупный  спрос формируется четырьмя секторами:

   1. Совокупный спрос домохозяйств на товары и услуги (С) или потребительский спрос;

         Доминирует  на рынке благ на его долю приходится больше половины конечного совокупного спроса.

   2. Спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей (Ig);

         Это спрос предпринимателей на блага  для восстановления изношенного  капитала и увеличение реального  капитала;

   3.Спрос на товары и услуги со стоны государства(G);

         Характеризуется изменением государственных расходов.

   4. Спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт – Xn);

    Таким  образом,  AD складывается из суммы спросов на конечную продукцию экономики:

   AD=C+Ig+G+Xn

         Совокупный спрос (AD) -  это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия, государство) готовы купить при различных уровнях цен. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке.

         Кривая совокупного  спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, однако построена в иной системе координат.

   

   Из  рисунка следует, что с понижением уровня цен   объем ВНП, который  будет реализован, увеличится, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньше объем ВНП найдет своих покупателей.

   На  величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

   Ценовые факторы.

         Между совокупным спросом  и уровнем цен в стране при  прочих равных условиях существует обратная зависимость: чем ниже уровень цен, тем больший объем национального продукта могут купить потребители. Соответственно рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса, если не меняются другие параметры и факторы рыночной  ситуации.

         На тесноту и  вид связи между объектом и  уровнем цен оказывает влияние  ряд макроэкономических эффектов.

   1. Эффект процентной ставки.

         Эффект процентной ставки состоит в том, что при  росте общего уровня цен повышаются  и процентные ставки. Дело в том, что юридические лица формируют  большую часть совокупного спроса , и часть физических лиц совершают  покупки в основном за счет заемных средств. Поэтому рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса  на кредитные ресурсы, повышение процентных ставок, а соответственно и к сокращению спроса на товары и услуги со стороны потребителей.

         А низкий уровень  цен способствует сокращению потребности в кредитных ресурсах, снижению процентных ставок и росту совокупного спроса.   

   2. Эффект Пигу или  эффект реальных  кассовых остатков, или эффект богатства.

         При более высоком  уровне цен (инфляции) реальная покупательская способность накопления финансовых активов, находится и у юридических и физических лиц, уменьшится. В этом случае они станут беднее и будут предъявлять меньший спрос на товары и услуги.

         При снижении уровня цен реальная покупательская способность  юридических и физических лиц возрастет, что вызовет рост расходов с их стороны.

   3.Эффект  импортных закупок,

   которые в конечном итоге и определяют траекторию кривой совокупного спроса.

         Эффект  импортных закупок появляется там, где имеет место  изменение  соотношение цен на отечественные и иностранные товары. Если цены на отечественные товары будут выше цен за рубежом, то покупатели данной страны будут приобретать больше импортных вещей вместо отечественных. В то же время иностранцы  будут меньше покупать товаров этой страны, что приведет к уменьшению ее экспорта. Другими словами, при прочих равных условиях повышение уровня цен в данной стране вызовет  увеличение ее экспорта, что в конечном итоге сократит чистый объем экспорта в совокупном спросе этой страны.

   Неценовые факторы совокупного спроса.

   1. Изменение потребительских  расходов

         а) доходы потребителей;

   Потребительские расходы определяются прежде всего  уровнем благосостояния потребителей, т.е. величиной их доходов включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумаги недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают – кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает, снижается, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, т.е. в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате роста курса акций.

         б) ожидания потребителей;

   Изменения в характере потребительских  расходов зависят от прогнозов потребителей или от их ожиданий. Если население  считает, что в будущем их реальные доходы величаться, то их расходы, а, следовательно, и совокупный спрос  тоже возрастут. Подобным образом инфляционное ожидании может увеличить совокупный спрос.

         в) задолжность; 

         Кроме того, на спрос влияет задолжность  населения за уже приобретенные  товары. Естественно, чем выше задолжность, тем ниже текущие расходы и  совокупный спрос и наоборот.

         г) налоги с потребителей;

         Повысить  или понизить совокупный спрос может  также политика налогообложения. Снижение ставок походного налогообложения  вызовет увеличение чистого дохода, и, следовательно, повышение спроса.

   2. Изменения в инвестиционных  расходах

         а) процентные ставки;

         Уровень инвестиционных доходов зависит  от изменений процентной ставки. При  прочих равных условиях увеличение процентной ставки вызванное любым неценовым  фактором, приведет к уменьшению инвестиционных расходов, т.е. закупок средств производства.

         б) ожидаемые прибыли от инвестиций;

         Увеличить или  уменьшить инвестиционные расходы  могут ожидания предпринимателей, точнее, их прогнозы будущей прибыли.

         в) налоги  предприятий;

         Увеличение  налогов с предприятий приведет к снижению их прибыли, а значит и расходов

         г) технология;

         Кроме того, стимулом к увеличению инвестирования является необходимость внедрения предприятиями новых технологий для поддержания своей конкурентоспособности.

   3. Изменения в государственных  закупках

         а) Изменения в государственных расходах;

         Государственные расходы зависят от объемов закупок национально продукта бюджетными организациями. Увеличения этих расходов при данном уровне цен  и неизменных процентных и налоговых ставках будет способствовать росту совокупного спроса.

         б) принятие государственных программ;

   Расширение  государственных закупок может  быть связано с принятием различных  правительственных  программ, развитием  инфраструктуры, изменение доли государственной  собственности и т.п.

   4. Изменение в расходах на чистый объем экспорта;

         а) национальный доход  в зарубежных странах;

         Вызывает  снижение чистого объема национального  экспорта, а значит и совокупного  спроса. Его изменения вызывает соответствующее  смещение кривой совокупного спроса.

         б) изменения в условиях внешней торговли;

         в) валютные курсы;

         Изменение валютных курсов вызывает уменьшение или рост чистого экспорта страны.  Сростом курса национальной валюты товары страны станут дороже чем импортеров, что отрицательно скажется на объеме чистого  национального экспорта и в итоге на совокупном спросе.  Снижение курса национальной валюты приведет к  обратному результату.

         Изменение этих факторов способствует изменению  совокупного спроса и сдвигу ее кривой

         

    Например, снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится графически сдвигом AD влево (рис.2).  

    Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и  как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение