Совокупный спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности спроса и его изучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решении следующих задач:
- изучение сущности и значения спроса как основной экономической категории;
- изучение кривой совокупного спроса.
- изучение неценовых факторов влияющих на совокупный спрос.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
СОВОКУПНЫЙ СПРОС. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА
5

1.1. Понятие совокупного спроса
1.2. Кривая совокупного спроса
5
6
2.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС
12

2.1. Что относится к неценовым факторам
2.2 Смещение кривой совокупного спроса
12
16
3.
КЕЙСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ О РОЛИ СОВОКУПНОГО СПРОСА В СТИМУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
29

Файлы: 1 файл

Копия КУРСАЧ.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

   Значительная часть экономистов считает, что важнейшим (и даже единым) фактором убывающей траекторией кривой совокупного спроса является эффект предложения денег. Этот эффект означает, что возрастание цен при устойчивом номинальном количестве денег сопровождается уменьшением реального спроса на товары и услуги.

   Однако при  устойчивом предложении денег  и возрастании уровня цен реальное  предложение денег должно уменьшиться.  Реальное предложение денег –  эти их номинальное предложение,  разделенное на уровень цен.  Сужение реального предложения денег влияет на совокупный спрос через монетарный механизм. Это объясняется следующим образом. Уменьшение реального предложения денег означает, что они становятся относительно редкими и начинается период «дорогих денег». В этот период процентные ставки возрастают и кредит является менее доступным, курсы ценных бумаг понижаются, обменный курс валюты повышается. «Дорогие деньги» ведут к уменьшению объемов инвестиций, чистого экспорта и потребления, а потому и совокупного спроса.

   Таким образом, существуют три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведет к увеличению предъявляемого в экономике объема спроса на товары и услуги:

1) потребители ощущают  возросшее богатство, что стимулирует  спрос на потребительские товары;

2) снижение процентных  ставок стимулирует спрос на  инвестиционные товары;

3) понижение обменного  курса национальной валюты стимулирует  чистый экспорт.

   Взаимодействие  этих стимулов предопределяет  отрицательный наклон кривой  совокупного спроса.

   Важно иметь  в виду, что кривая совокупного  спроса (подобно любым другим  кривым спроса) изображается «при  прочих равных условиях». В  частности, при объяснении причин  отрицательного наклона кривой  совокупного спроса предполагалось, что уровень предложения денег остается постоянным. Иными словами, было рассмотрено, как изменение уровня цен воздействует на спрос на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным. Как будет видно, изменение объема денежной массы приводит к сдвигу кривой совокупного спроса. Сейчас же нужно помнить о том, что каждая конкретная кривая совокупного спроса изображается для конкретно заданного количества денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС

 

  • Что относится к неценовым факторам
  •  

    К факторам совокупного спроса можно отнести демографические процессы, географические особенности, национальные и исторические традиции, имущественную дифференциацию населения, но они не будут определяющими. Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые. Рассмотрим подробнее неценовые факторы.

    Это факторы, которые  не связаны с изменением уровня цен, но, тем не менее, могут столь же сильно влиять на изменение совокупного  спроса:

    1. Изменения в потребительских расходах

        а) Благосостояние  потребителя

        б) Ожидания  потребителя

        в) 3адолженность  потребителя

        г) Налоги

    2. Изменения в инвестиционных  расходах

       а) Процентные  ставки

       б) 0жидаемые  прибыли  от инвестиций

       в) Налоги с  предприятий

       г) Технология

       д) Избыточные  мощности

    3. Изменения в государственных  расходах

    4. Изменения в расходах  на чистый объем экспорта

        а) Национальный  доход в зарубежных странах

        б) Валютные  курсы

    Первый неценовой фактор - изменение потребительских расходов, не связанное с изменением цен. Увеличение размера реального дохода или потребительские ожидания по увеличению размера дохода могут привести к увеличению совокупного спроса. Ожидаемый потребителем инфляционный рост цен и повышение уровня налогов приводят к снижению совокупного спроса. Задолженность потребителей (покупки в кредит) также изменяет объём совокупного спроса: высокий уровень задолженности потребителя может заставить его снизить текущие расходы, чтобы выплатить долги, а это уменьшит объём совокупного спроса.

    На изменение потребительских  расходов влияют следующие факторы:

    Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации,  и недвижимости  (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и  кривая  совокупного спроса смещается влево. И, наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей  потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. В данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных  ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня  цен;  это неценовой фактор, который  смещает  всю кривую совокупного спроса.

    Ожидания потребителей. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшаются, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.

    Задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы  выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителей относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

    Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны увеличение налогов  вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

     

    Второй фактор - инвестиционные расходы бизнеса. Увеличение инвестиционных расходов бизнеса приводит к увеличению совокупного спроса, и наоборот, уменьшение таких расходов приводит к снижению совокупного спроса. Причинами увеличения размеров инвестиций могут служить: снижение процентной ставки, ожидаемый рост прибыли, снижение налогов, приобретение новых технологий (что снижает издержки и увеличивает прибыль) и резервные мощности предприятия (увеличение избыточных мощностей на предприятии будет сокращать инвестиционные расходы).

    Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен.

    Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый  рост потребительских расходов  может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде  на будущие  прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

    Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий  приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение  налогов увеличит прибыли   (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

    Технологии. Новые усовершенствованные  технологии имеют  тенденцию  к  стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного  спроса.

    Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, увеличиваются инвестиционные расходы и кривая совокупного спроса смещается вправо.

    И ещё два неценовых фактора  влияют на изменение совокупного  спроса - государственные расходы (прямая зависимость совокупного спроса от данного фактора) на закупку готовых  товаров и услуг. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса.

    И расходы на чистый экспорт. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к  которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень национального экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Прежде всего, объем чистого экспорта изменяют национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

    Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос в нашей стране. Так как когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров, как отечественного производства, так и произведенных в нашей  стране. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня  национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

    Валютные курсы. Изменения  курса белорусского рубля по отношению к другим валютам являются вторым факторам, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в белорусских рублях возрастет. Это значит, что белорусский рубль обесценится по отношению к иене. То есть, если цена белорусского рубля в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения белорусского рубля и иены японские потребители смогут получить больше белорусских рублей за определенную сумму иен. А потребители в Республике Беларусь получат меньше иен за каждый белорусский рубль. Следовательно, для японских потребителей белорусские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в Республике Беларусь смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму белорусских рублей. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в Республике Беларусь.

     

    2.2 Смещение кривой совокупного спроса

     

    Все эффекты, рассмотренные выше, в конечном счете дают возможность прогнозировать реальные изменения в объеме национального производства в связи с изменением совокупного спроса, когда не изменяются другие условия, которые также имеют место. Ситуацию, когда изменяется лишь уровень цен, а иные факторы остаются устойчивыми, можно изобразить как движение от одной точки к другой по кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько условий изменяются, то кривая совокупного спроса перемещается. Эти условия называются неценовыми факторами ценового спроса. Графически влияние неценовых факторов представлено смещением кривой совокупного спроса вправо, когда спрос увеличивается, и влево, когда он уменьшается.

    В экономической литературе встречаются различные классификации неценовых факторов совокупного спроса. Ряд авторов, например С. Панчишин, делит неценовые факторы на три группы. К первой группе он относит политико-экономические факторы, находящиеся под контролем правительства страны. Это прежде всего монетарная и фискальная политика. Ко второй группе С. Панчишин относит такие внешние факторы, как объем производства в зарубежных странах, динамика стоимости активов и цен на ресурсы и т.п. А третью группу, по его мнению, составляют ожидания потребителей и предпринимателей [1]. Другие авторы, такие как Н. Грегори Менкью, при рассмотрении вопроса о неценовых факторах совокупного спроса  выделяют значимость финансово-бюджетной политики государства, которая воздействует на изменения в государственных закупках, уровень налогообложения [2]. 

    Информация о работе Совокупный спрос