Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа

Краткое описание

Однако периодически возникают ситуации, когда фирмы оказываются не в состоянии реализовать произведённые товары и услуги и сокращают объёмы производства. Вследствие этого реальный ВВП страны и другие показатели доходов снижаются. В чём заключаются причины краткосрочных колебаний экономической активности? Имеет ли государство возможность предотвратить периоды падения доходов и возрастания безработицы или повлиять на их производительность?

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
1. Совокупный спрос: сущность, структура и влияющие на него факторы....5
2. Совокупное предложение и влияющие на него факторы…………………13
3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения: особенности российской ситуации…………………………………………………………....21
Заключение……………………………………..…………………………..........36
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая эконом теория.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..……3

1. Совокупный  спрос: сущность, структура и влияющие  на него факторы....5

2. Совокупное  предложение и влияющие на  него факторы…………………13

3. Равновесие  совокупного спроса и совокупного  предложения: особенности российской ситуации…………………………………………………………....21

Заключение……………………………………..…………………………..........36

Список литературы ………………………………………………………...…...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Степень активности национальной экономики  постоянно варьируется. Объёмы производства товаров и услуг возрастают вследствие роста производительности труда, увеличения основного капитала, а также новых технологических достижений.

Однако периодически возникают  ситуации, когда фирмы оказываются  не в состоянии реализовать произведённые  товары и услуги и сокращают объёмы производства. Вследствие этого реальный ВВП страны и другие показатели доходов снижаются. В чём заключаются причины краткосрочных колебаний экономической активности? Имеет ли государство возможность предотвратить периоды падения доходов и возрастания безработицы или повлиять на их производительность? Большинство экономистов используют в анализе краткосрочных флуктуаций модель совокупного спроса и совокупного предложения.

Модели совокупного спроса и  совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие вопросы:

Почему вообще увеличиваются или  уменьшаются цены?

Почему общий уровень цен  остается относительно постоянным в  одни периоды и резко повышается в другие?

Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства?

Почему реальный объем национального  производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается?

Для такого ответа нужно объединить все отдельные рынки страны в  единый общий рынок. Точнее, нужно  объединить тысячи отдельных цен  в единую совокупную цену, или уровень  цен. То же нужно сделать и для  введя в рассмотрение понятие  реального объема национального производства.

Изучение процессов совокупного  спроса и совокупного предложения  как факторов, влияющих на экономическое  равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

Данная тема стала весьма актуальной в связи с переходом Российской экономики на рыночные отношения, все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, об экономических теориях, которые положены в их основу.

В последние  годы в нашей стране происходит трансформация  от ситуации устойчивого спада в балансирующее состояние, в котором необходимо перейти от колебательных процессов к экономическому равновесию, а после этого, в перспективе, добиться устойчивого роста.

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном  и  денежном  рынках  экономика  развивается  бескризисно.

В  данной работе я  рассмотрел существующие категории  совокупного спроса и совокупного  предложения, равновесие совокупного спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Совокупный спрос, его структура  и факторы его определяющие

 

Основополагающими элементами рыночного механизма  являются цена, спрос и предложение. В спросе проявляется готовность общества приобрести товары и услуги, а в предложении- производство товаров и услуг, готовых к реализации по сложившемся ценам. На уровне национального рынка речь идёт о совокупном спросе и совокупном предложении. Однако цена не может быть выражением слагаемых цен всей массы разнородных и разнообразных товаров. Для её выражения используются индексы цен, т.е. уровни цен как агрегированное выражение динамики всей совокупности цен в стране.

Совокупным спросом AD называют сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке. Из этого вытекает, что совокупный спрос показывает различные реальные объёмы товаров и услуг, которые потребители готовы купить при различных возможных уровнях цен. Совокупный спрос формируется четырьмя основными секторами экономики:

С- совокупным спросом домохозяйств.

    1. cпросом на инвестиционные товары со стороны предприятий.

G- спросом на товары и услуги со стороны государства.

Xn- спросом на отечественные товары со стороны иностранных государств- чистый экспорт. Таким образом,

AD=C+I+G+Xn              (1)

В правой части  она содержит те же слагаемые, что  и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.

Графически  модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным  наклоном (рис.1), которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.

 

                                                      Уровень цен


                               (Р)                      AD                                                            

   

                                                                                       

                                                                            


Реальный  ВВП (У) 
    Рис. 1 Кривая совокупного спроса (AD)

На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Заметим, что  кривая совокупного спроса вниз и  право, т. е. так же, как и кривая спроса на отдельный товар, однако причины такого отклонения различны.

При рассмотрении частичного рынка (рынка одного товара) отрицательный наклон кривой предопределяется одной независимой переменной- ценой товара, в которой проявляются эффект дохода и эффект замещения. Для совокупного спроса ситуация усложняется, ибо на уровне национального рынка вступают во взаимодействие многие переменные. Прежде всего, нельзя полагать заданность дохода. Совокупный доход изменяется. Неприемлемым является использование и эффекта замещения, так как речь идёт не о выборе между товарами, а о спросе на все товары, что не позволяет делать какие-либо их «рокировки».[2,533]

Среди множества  факторов, воздействующих на совокупный спрос, необходимо различать ценовые и неценовые факторы.

Ценовые факторы совокупного спроса

К ценовым факторам, т.е. факторам, которые связаны с динамикой цен и, следовательно, не изменяют положение кривой  AD , следует отнести  прежде всего эффекты процентной ставки, реальных кассовых остатков (эффект богатства) и импортных закупок.

Эффект  процентной ставки проявляется  в изменении  её уровня под воздействием динамики уровня цен, что непосредственно сказывается  на потребительских расходах. Если уровень цен повышается (понижается), то повышаются (понижаются) и процентные ставки, а это в свою очередь приводит к сокращению (увеличению) потребительских расходов и инвестиций. Почему это происходит? Если предположить, что объём денежной массы в экономике остаётся неизменным, то при повышении цен увеличивается и спрос на деньги со стороны как покупателей, так и предпринимателей для покрытия растущих расходов. Следствием этого является повышение уровня процентных ставок, что в свою очередь повлияет на сокращение объёма расходов, совокупного спроса.

Другим фактором, определяющим нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, который проявляется в том, что при повышении уровня цен покупательная способность накопленных финансовых активов срочных вкладов, облигаций уменьшается. Это вынуждает их владельцев сокращать свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен покупательная способность активов возрастает, и расходы, а следовательно, и совокупный спрос увеличивается. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877-1959), отсюда и название - «эффект Пигу».[3,115]

Наконец, эффект импортных закупок сопряжен с  соотношением цен внутри страны и за границей. Повышение уровня цен в стране вызовет увеличение импорта и сокращение экспорта, что предопределит сокращение сальдо внешней торговли в совокупном спросе страны, падение спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, снижение уровня цен в стране способствует росту сальдо внешней торговли, спроса на отечественные товары и услуги.

Изменение в  уровне цен приводят к изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей и соответственно - к колебаниям спроса на реальный объём производства.

Таким образом, существует три различные, но связанные  между собой причины, по которым  снижение уровня цен ведёт к увеличению предъявляемого в экономике объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.

Важно иметь  в виду, что кривая совокупного  спроса (подобно любым другим кривым спроса) изображается при «прочих  равных условиях». В частности, при  объяснении причин отрицательного наклона кривой совокупного спроса предполагалось, что уровень предложения денег остаётся постоянным. Иными словами, мы рассмотрели, как изменение уровня цен воздействует на спрос на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным. Рассмотрим неценовые факторы, оказывающие влияние на кривую совокупного спроса.

Неценовые факторы спроса.

Изменение одного или нескольких «прочих условий» вызывает    смещение кривой совокупного спроса. [2,535] Такие условия представляют собой неценовые факторы совокупного спроса.

К неценовым  факторам относятся в потребительских, инвестиционных, государственных расходах и расходах, связанных с внешнеторговой деятельностью.

Смещение кривой AD◦, показанное на рис. 2, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменение расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства.

Рис. 2 «Изменение совокупного спроса»

Изменение в  потребительских расходах зависит  от уровня благосостояния, ожидания и  задолженности потребителей, а также  от уровня налогообложения, которое влияет на величину располагаемых доходов. Необходимо помнить, что это те изменения в потребительских расходах, которые никак не связаны с повышением или понижением уровня цен.

– благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят  из всех активов, которыми владеют потребители, будь это акции, облигации, недвижимость. Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается, и его кривая смещается влево. И наоборот. Стоит напомнить, что здесь изменения в реальной стоимости материальных ценностей не зависят от изменений уровня цен.

– ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители, например, когда считают, что в будущем их реальный доход увеличится. Тогда они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода, и следовательно в это время потребительские расходы возрастают, кривая совокупного спроса смещается вправо. Ситуация противоположна, если потребители полагают, что их доходы в будущем уменьшаться.

– задолженность  потребителей. Высокий уровень задолженности  потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Кривая спроса опять сместиться влево.

– налоги также  играют немаловажную роль в потребительских  расходах. Уменьшение ставок подоходного налога влечёт за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен и наоборот.

Другими неценовыми факторами являются изменения в  инвестиционных расходах, которые предопределяются уровнем процентных ставок, ожидаемым уровнем будущих от инвестиций, налогами с предприятий, уровнем их технического оснащения и масштабами избыточных производственных мощностей.

В данном случае речь идёт о динамике спроса на товары и услуги производственного назначения, на средства производства. Доминирующую роль здесь играет предпринимательский сектор с его запросами на инвестиционные товары.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение