Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и исследование совокупного спроса
ВВЕДЕНИЕ 3
СОВОКУПНЫЙ СПРОС. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА 4
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС 9
ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РБ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ВВЕДЕНИЕ
Одними из основных показателей,
характеризующих состояние
Совокупный спрос (AD) - желание и возможность населения, фирм, государства и заграницы приобрести определённый объём товаров и услуг при сложившемся уровне цен [4, c.24].
Совокупный спрос отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. При отсутствии инфляции и ограничений со стороны производства рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятость, оказывая незначительное влияние на уровень цен.
Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства смогут приобрести покупатели. И наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта.
На совокупный спрос влияют различные факторы, одни из них приводят к изменению в спросе, сдвигу его кривой (вправо или влево), другие же приводят к изменению величины спроса, то есть движению по его кривой. Рассмотрение кривой совокупного спроса очень важно для изучения макроэкономического равновесия рынка товаров и услуг, условий его установления и нарушения.
В структуре совокупного спроса можно выделить спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, спрос фирм на инвестиционные блага, спрос на конечные товары со стороны государства и спрос на отечественные товары со стороны иностранцев.
Целью курсовой работы является изучение и исследование совокупного спроса
Для раскрытия темы курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
В качестве основных источников информации для раскрытия темы курсовой работы были выбраны работы Селищева, Ивашковского, Гальперина и других авторов.
1 СОВОКУПНЫЙ СПРОС. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Совокупный спрос (AD) – общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителей на потребительские товары плюс услуги предприятий, фирм, предпринимателей, а также на инвестиционные товары. Совокупный, спрос зависит, прежде всего, от доходов населения и фирм [13, c.479].
В стоимостном выражении совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах.
Основные компоненты совокупного спроса, влияющие на его объем:
4. чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары. Объем импорта зависит от величины внутренних доходов и объемов производства внутри страны, соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках и обменного курса национальной валюты. Объем экспорта определяется доходами и объемом производства за рубежом, соотношением цен и валютным курсом.
Объем потребления (C) определяется, прежде всего, величиной располагаемого дохода, который равен личному доходу частных лиц за вычетом налогов. Динамика потребительских расходов в долгосрочном периоде связана с величиной доходов, имущества и уровня цен, характеризующихся сравнительной устойчивостью. Анализ совокупного спроса акцентируется главным образом на факторах реального потребления (номинальной стоимости потребления, разделенной на индекс цен).
Инвестиционные расходы (I) включают в себя закупки недвижимости, оборудования, запасы. Объем инвестиций определяется затратами на производства, стоимостью капитала и ожиданиями будущей конъюнктуры.
Государственные расходы (G) - это расходы правительства, региональных и местных органов власти с целью покупки товаров и услуг, а так же для совершения трансфертных платежей и финансируются они за счет средств налогообложения и займов.
Таким образом, совокупный спрос (AD) можно выразить через формулу:
AD = C + I + G + Xn,
где AD – величина совокупного спроса.
Важно подчеркнуть, что в каждый данный момент величина спроса перечисленных составляющих зависит от динамики общего уровня цен (P).
Сформированный закон спроса, в макроэкономике характерен и для национальной экономики в целом: уровень цен и величина совокупного спроса на национальный продукт находятся в обратной зависимости и в прямой от денежной массы и скорости обращения денег. Выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV = PQ, отсюда
P = MV/ Q, или
Q = MV: P, или
AD = MV: P
где P - уровень цен в экономике;
Q - реальный объем производства, на который предъявлен спрос;
M - количество денег в обращении;
V - скорость обращения денег.
Графически модель совокупного
спроса представляется в виде кривой
с отрицательным наклоном, которая
характеризует обратную зависимость
между объемом покупаемого
Рисунок 1 - Кривая совокупного спроса
по материалам [4, с. 25]
Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше национального продукта смогут купить потребители и сокращаются реальные запасы денежных средств. И, наоборот, с повышением уровня цен, совокупный спрос на товары и услуги падает. С формальной точки зрения, здесь заметна аналогия с индивидуальным спросом на отдельный товар. В какой-то мере эта закономерность проявляется и во взаимосвязи совокупного спроса и уровня цен. Так, если уровень цен растет, то покупатели больше средств расходуют на приобретение того же количества товара и, по логике, должен уменьшится реальный совокупный спрос. Однако не следует забывать, что в масштабах общества расходы одних становятся доходами других. В этой связи рост уровня цен не только увеличивает расходы на приобретение того же количества товара, но и приводит к росту доходов, а следовательно, может не повлиять на совокупный спрос.
Анализ индивидуального спроса показывает, что при повышении цен происходит переориентация покупательского выбора с одних товаров на приобретение других, в той или иной мере способных заменить первые. Если же анализировать национальную экономику в целом, то уменьшение спроса на одни товары и увеличение его на другие не изменит совокупный спрос.
Эффект дохода и эффект
замещения связаны с
Эффект процентной ставки показывает, что уровень цен влияет на объем производства и через процентную ставку.
Как правило, повышение уровня цен при неизменной денежной массе повышает спрос на наличные деньги для совершения покупок. Это уменьшает денежные ресурсы банковской системы и ведет к повышению процентной ставки (то есть цены денег). Сокращение ресурсной базы и ее удорожание автоматически ведет к удорожанию кредитных ресурсов, что сокращает размеры банковского кредитования и объем выпуска.
Кроме того, повышение процентной
ставки вслед за повышением уровня
цен делает потребительский кредит
менее привлекательным для
Эффект богатства. Богатство населения страны определяется реальной стоимостью (покупательной способностью) накопленных финансовых активов (срочных вкладов, облигаций, акций). Рост цен снижает реальную стоимость всех накопленных финансовых активов, что делает их владельцев беднее. Следствием этого является уменьшение совокупного спроса, прежде всего на товары длительного пользования, так как инфляция значительно снижает покупательную способность активов населения. При снижении общего уровня цен потребители понимают, что их богатство возрастает и это подталкивает их к увеличению расходов, более высокому спросу на товары и услуги.
Следовательно, эффект богатства
заключается в том, что в зависимости
от повышения или понижения общего
уровня цен реальная стоимость богатства
населения понижается или повышается,
что (при прочих равных условиях) приводит
к падению или росту
Эффект импортных закупок. Импорт (покупки товара за рубежом) и экспорт (покупки отечественных товаров другими странами) являются важным компонентом совокупных расходов. Достаточно отметить, что объемы нашего импорта и экспорта зависят, кроме всего прочего, от соотношения цен у нас и за границей. Так, если уровень цен в РБ поднимется по сравнению с ценами за рубежом, белорусские покупатели будут приобретать больше импортных товаров вместо отечественных. А иностранцы будут покупать меньше белорусских товаров, что приведет к уменьшению белорусского экспорта. Таким образом, при прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. Тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе Республики Беларусь [8, c.87].
Отсюда следует вывод, что при повышении уровня цен в Республике Беларусь эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, сравнительное уменьшение уровня цен в нашей стране способствует сокращению нашего импорта и увеличению экспорта и тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе Республики Беларусь.
Таким образом, совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
Компонентами совокупного спроса являются: потребительский спрос на товары и услуги; инвестиционный спрос фирм; государственные закупки; чистый экспорт.
Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного уровня расходов населения, правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен.
Отрицательный наклон кривой совокупного спроса можно объяснить так: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств, а, следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.
Как правило, изменение цены означает изменение величины спроса и движение по кривой спроса. Однако часто возникает ситуация, когда при неизменной цене величина спроса становится иной. В таких случаях речь идет о неценовых факторах спроса. Воздействие неценовых факторов приводит к параллельному сдвигу кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, и влево – если снижается.
Другими словами, неценовые факторы - факторы, которые не связаны с изменением уровня цен, но, тем не менее, могут столь же сильно влить на изменение совокупного спроса.
Информация о работе Совокупный спрос как экономическая модель