Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и исследование совокупного спроса
ВВЕДЕНИЕ 3
СОВОКУПНЫЙ СПРОС. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА 4
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС 9
ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РБ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Рисунок 2 - Изменения совокупного спроса.
«по материалам [4, с.30]
Как показано на рисунке 2, увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо – от AD1 к AD2 . Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево – от AD1 к AD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.
Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые раньше считались постоянными.
В таблице 1- Неценовые факторы совокупного спроса приведены неценовые факторы, изменяющие совокупный спрос.
Таблица 1 - Неценовые факторы совокупного спроса
Изменения в потребительских расходах |
Изменения в инвестиционных расходах |
Изменения в государственных расходах |
Изменения в расходах на чистый объём экспорта |
|
|
|
|
По материалам [11, с. 340]
Потребительские расходы. Белорусские потребители могут изменять характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3 как показано на рисунке 2, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.
Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как указано в таблице 1, такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. В обратном случае, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы на данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Однако заметим, что в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменения в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменения уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может послужить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, не зависимо от изменения в уровне цен.
Ожидания потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а, следовательно, и совокупный спрос сократятся.
Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос. Это произойдет, потому что потребитель может принять решение купить товары до повышения цен. В обратной ситуации, когда ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся от части покупок, чтобы извлечь выгоду из будущего снижения цен.
Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно велика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.
Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С дугой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево [11, c.342].
Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые могут изменять характер инвестиционных расходов, перечислены в таблице 1. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. С другой стороны, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.
Налоги с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а, следовательно, к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. При обратной ситуации, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.
Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются, и кривая совокупного спроса смещается вправо.
Государственные расходы. Таблица 1 напоминает нам, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. В обратном же случае уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса [11, c.354].
Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая белорусского совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках белорусских товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в нашей стране. Мы снова подчеркиваем – «независимо от изменений уровня цен в нашей стране», чтобы провести четкую грань между этими изменениями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти «другие» факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень белорусского экспорта создает более высокий спрос на белорусские товары за рубежом. Во-вторых, сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства.
Неценовыми факторами, изменяющими объем чистого экспорта, являются национальный доход стран и валютные курсы.
Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на белорусские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в Республике Беларусь. Это происходит за счет того что, когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и белорусского производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
Валютные курсы. Изменение курса белорусского рубля по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, на совокупный спрос.
К примеру, возьмем изменения, которые сложились в Республике Беларусь на валютном рынке (в качестве примера возьмем доллар США). В результате того, что цена доллара США в белорусских рублях возросла, это значит, что белорусский рубль обесценился по отношению к доллару. В результате нового соотношения белорусского рубля и доллара иностранные потребители смогут получить больше белорусских рублей за определенную сумму долларов. А потребители в Республике Беларусь получат меньше долларов за каждый белорусский рубль. Следовательно, для иностранных потребителей белорусские товары станут дешевле, чем импортные. Между тем потребители в Республике Беларусь смогут купить меньше импортных товаров за определенную сумму белорусских рублей.
3 ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РБ
Экономика Республики Беларуси в последние время претерпевает кардинальные изменения, что естественно приводит к изменению всех макроэкономических показателей, причем не только в стоимостных показателях, но и в структурных.
На протяжении 2001–2008 годов в Республике Беларусь наблюдался стабильный рост ВВП. В 2008 году объем номинального ВВП республики достиг 59.9 миллиардов долларов и увеличился в 4.8 раза по сравнению 2001 годом. Рост реального ВВП составил 10%. В 2005–2008 гг. среднегодовой темп реального прироста ВВП Беларуси составлял 9.4%. Данные показатели росли существенно выше среднемировых, а также показателей соседних стран, например, в 2008 году рост экономики России составил 6 %, Украины – 2.1 %, Казахстана – 3.1 %, Польши – около 5.4 %.
Информация о работе Совокупный спрос как экономическая модель