Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
Из учение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Во-первых, нужно определить, что же такое совокупный спрос. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.
1. СУЩНОСТЬ СОВОКУПНОГО СПРОСА.
1.1. Совокупный спрос и его структура
Из учение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Во-первых, нужно определить, что же такое совокупный спрос. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
Графически
модель совокупного спроса представляется
в виде кривой с отрицательным наклоном,
которая характеризует обратную зависимость
между объемом покупаемого реального
ВНП и уровнем цен.
На рис.11 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Зависимость размера совокупного спроса на рынке благ от изменения уровней цен имеет следующий вид (рис.2)2. Если величина национального дохода останется неизменной в момент подсчёта, то чем выше уровень цен, тем ниже совокупный спрос, поэтому кривая AD имеет «падающий» характер.
При этом кривая точки кривой AD показывают тот реальный ВНП, который будет закуплен всеми субъектами национальной экономики во всех секторах национального хозяйства при данном уровне цен.
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
- совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
- спрос фирм на инвестиции (I);
- спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
- чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
Чтобы
определить объем совокупного спроса,
необходимо определить объём спроса каждого
из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств
доминирует на рынке благ. На него приходится
больше половины объёма конечного совокупного
спроса. Потребительский спрос или расходы
изменяются медленно, относительно стабильны.
Другие компоненты
совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.
Из структуры совокупного спроса выделяют формулу:
AD = C + I + G + Xn.
В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.
Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса.
Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:
- доход от участия в производстве,
- налоги и трансфертные платежи,
- размер имущества,
- доход с имущества,
- степень
дифференциации населения по
уровню доходов и размеру
- численность населения.
Два
первых фактора объединяются в понятие
«располагаемый доход». Два последних
в коротком периоде являются экзогенными
параметрами. В зависимости от того,
какой фактор считать наиболее значительным,
можно построить разные виды функции
спроса домашних хозяйств на рынке благ,
которая называется «функцией потребления».
1.1.2. Инвестиционный спрос.
Под инвестиционным спросом понимается спрос предпринимателей на блага для:
- восстановления изношенного капитала;
- увеличения реального капитала.
Соответственно
общий объем инвестиций делится
на реновационные и чистые инвестиции.
Если в некотором периоде общий
объем инвестиции меньше величины обесценения
капитала (амортизации), то чистые инвестиции
оказываются отрицательной
Спрос на инвестиции - самая изменчивая часть совокупного сброса на блага. Инвестиции сильнее всего реагируют на изменение экономической конъюнктуры. С другой стороны, именно изменения объема инвестиций чаще всего являются причиной конъюнктурных колебаний.
Специфика воздействия инвестиций на экономическую конъюнктуру состоит в том, что в момент их осуществления возрастет спрос на блага, а предложение благ увеличится лишь через некоторое время, когда в действие вступят новые производственные мощности.
В зависимости от того, какие факторы определяют объем спроса на инвестиции, последние делятся на индуцированные и автономные.
1.1.3. Спрос государства.
Для получения совокупного спроса на рынке благ осталось определить спрос государства и заграницы.
Государство покупает продукцию, изготовленную в частном секторе, для производства общественных благ и государственных инвестиций.
Поскольку экономическая активность государства
в отличие от хозяйственной деятельности
частных секторов не имеет чётко выраженного
критерия оптимальности, то трудно выделить
главные факторы, однозначно
определяющая
объём государственных
С
изменением величины налогов меняется
размер располагаемого дохода, а следовательно,
и потребительский спрос
1.1.4. Спрос заграницы.
Спрос заграницы на рынке благ некоторой страны зависит главным образом от соотношения цен на отечественные и заграничные товары и обменного курса национальных валют. Оба эти фактора объединяются в показателе «реальные условия обмена». Он показывает, сколько заграничных страна может получить в обмен на единицу своего блага, и рассчитывается по формуле: q = P / ePz, где P, Pz - уровни цен соответственно внутри страны и заграницы; e - обменный курс отечественной валюты (показывает, сколько единиц отечественной валюты дают за единицу иностранной валюты).
Когда q
растёт, то говорят, что реальные условия
обмена страны улучшаются, так как за единицу
отечественного блага можно получить
больше иностранных. Однако для заграницы
это означает подорожание товаров из данной
страны, и экспорт последней при прочих
равных условий сократится. На основе
изложенного функцию спроса заграницы
на рынке
благ некоторой страны ( или функцию экспорта этой страны ) можно представить в виде: E = E0 + g q, где Е0 - величина экспорта, автономная от q, т.е. определяемая другими факторами; g - предельная склонность к экспорту, характеризует реакцию экспорта на изменение q. В дальнейшем примем, что q = const, т.е. величина Е выступает как экзогенный параметр.
Заграница
не только покупает, но и продаёт
блага на рынке данной страны. В
моделях, предназначенных для
Объём спроса домашних хозяйств на импортные товары определяется теми же факторами, что объём спроса на отечественные блага. Поэтому кейнсианская функция импорта имеет вид Z(y) = Zyy, где Zy - предельная склонность к потреблению импортных благ, показывающая, насколько единиц увеличится спрос на импорт при увеличении располагаемого дохода на единицу.
В
соответствии с неоклассической
концепцией импорт является убывающей
функцией от ставки процента: Z(i) =
bi, где b < 0 - параметр, показывающий,
на сколько единиц сократится импорт,
если ставка процента возрастёт на один
пункт.
1.2. Факторы совокупного спроса.
Хотя к факторам совокупного спроса можно отнести демографические процессы, географические особенности, национальные и исторические традиции, имущественную дифференциацию населения, но они не будут определяющими. Главные факторы, влияющие на изменение совокупного спроса, делятся на ценовые и неценовые. Рассмотрим их подробнее.
1.2.1. Ценовые факторы.
Именно ценовые факторы объясняют убывающий характер зависимости величины совокупного спроса от роста цен.
Первый из ценовых факторов - эффект процентной ставки. Если в обществе денежная масса остаётся постоянной, то рост цен может привести к повышению процентной ставки. Увеличение процентной ставки можно рассматривать как рост цен на альтернативное использование денег. При увеличении процентной ставки снижается инвестиционный спрос. Но потребительский спрос также снизится, так как многие потребительские товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Следовательно, более высокому уровню цен соответствует меньший объём реального производства и совокупного спроса. При уменьшении процентной ставки происходит обратный процесс - увеличение текущих расходов, соответствующее увеличение потребительского спроса и спроса на капитал.
Далее рассмотрим фактор, называемый
эффектом богатства (или эффектом реальных
кассовых остатков). Действие этого фактора
связано с покупательной способностью
денег. Повышение уровня цен приводит
к снижению покупательной способности
денег, т. е. на ту же сумму
потребитель покупает меньший реальный объём производства, что приводит к снижению реального ВНП. Понижение уровня цен соответственно приводит к увеличению совокупного спроса.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение