Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
Из учение совокупного спроса в целом и на рынке благ в особенности является важнейшей задачей для экономистов любой мало-мальски развитой страны. Во-первых, нужно определить, что же такое совокупный спрос. Можно сказать, что совокупный спрос (AD) - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.
Что стоит
за логикой поведения
Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.
Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.
Постоянные затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.
Переменные затраты — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.
Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.
Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.
Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличинии количества выпускаемых изделий на единицу.
Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного предложения.
Совокупное предложение - это модель, которая
показывает уровень наличного реального
объема производства при
каждом возможном
уровне
цен. Более высокие уровни цен
создают стимулы для
Три сегмента кривой совокупного предложения изображенных на рисунке 35 определяются как
- кейнсианский (горизонтальный)
- промежуточный (отклоняющийся вверх)
- (вертикальный) отрезки.
Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства. Издержки на единицу продукции можно рассчитать путем деления стоимости общих использованных затрат (ресурсов) на объем продукции. Другими словами, издержки на единицу продукции при данном уровне выпуска продукции - это среднее издержки на данный объем продукции.
Кейнсианский (горизонтальный) отрезок.
На рисунке 3 Qf
обозначает потенциальный уровень
реального объема национального производства
при полной занятости. При этом объеме
национального продукта возникает
естественный уровень безработицы. Горизонтальный
отрезок кривой совокупного предложения
включает реальный объем национального
производства, который значительно меньше,
чем объем национального производства
при полной занятости, Qf. Следовательно,
горизонтальный отрезок свидетельствует
о том, что экономика находится в состоянии
глубокого спада, или депрессии,
и что не используется большое количество
машин, оборудования и рабочей
силы. Эти неиспользуемые ресурсы,
как трудовые, так и материальные,
можно привести в действие и
при этом не оказать или почти не оказать
никакого давления на уровень цен.
Когда
на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
Классический (вертикальный) отрезок. Сдвигаясь вправо по кривой, мы увидим, что экономика достигла полного, или естественного, уровня безработицы при объеме производства, Qf. Экономика при данном объеме производства находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем другие фирмы. Но ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и в конечном счете цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.
Промежуточный (восходящий) отрезок. Наконец,
на промежуточном отрезке между
Q и Qf мы видим, что увеличение реального
объема национального производства
сопровождается ростом уровня цен.
Это происходит потому, что вся экономика
практически состоит из бесчисленного
количества рынков товаров и ресурсов
и полная занятость возникает неравномерно
и не одновременно. Поэтому, когда
реальный
объем национального производства Q Qf, в некоторых отраслях промышленности может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Расширение производства также означает, что, когда оно станет работать на полную мощность, некоторым фирмам придется использовать более старое и менее эффективное оборудование. При увеличении объема производства на работу принимают менее квалифицированных рабочих. По всем причинам издержки на единицу продукции увеличиваются, и фирмы должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным. Поэтому на промежуточном отрезке увеличение реального объема национального продукта сопровождается ростом цен.
Форма кривой совокупного предложения вызывает большие споры. Некоторые экономисты, которых называют представителями классической или неоклассической школы, утверждают, что вся кривая является вертикальной, а изменения совокупного спроса сравнительно безобидны, поскольку оказывают влияние только на уровень цен и не затрагивают объема производства и занятость. Другие (кейнсианцы) считают, что кривая совокупного предложения либо горизонтальная, либо восходящая и поэтому такое уменьшение совокупного спроса имеет отрицательные и очень дорогостоящие последствия для производства и занятости.
Анализ кривой совокупного предложения
показал, что реальный объем национального
производства увеличивается, когда
экономика движется слева направо, проходя
кейнсианский и промежуточный отрезки
совокупного предложения. Эти изменения
в объеме национального производства
являются результатом движения по кривой
совокупного предложения, то есть мы рассматривали
зависимость между реальным объемом национального
производства и уровнем цен при прочих
равных условиях. Но когда одно или несколько
из этих "прочих условий"изменяются,
смещается сама кривая совокупного предложения.
Смещение
кривой от AS1 к AS2
на рисунке 46 указывает на увеличение
совокупного предложения. На промежуточном
и классическом отрезках кривой
совокупного предложения она
сдвигается вправо, указывая на то,
что все вместе взятые предприятия будут
производить больший реальный объем
национального продукта, чем прежде, при
данном уровне цен. На кейнсианском
отрезке кривой совокупного предложения
увеличение совокупного предложения
означает снижение уровня цен
при различных уровнях объема
национального производства (нисходящая
кривая совокупного предложения).
2.2. Факторы совокупного предложения.
2.2.1 Неценовые факторы совокупного предложения
Изменения в объеме
В таблице 27 перечисляются такие "прочие условия", при изменении которых кривая совокупного предложения смещается. Эти факторы называются неценовыми факторами совокупного предложения, потому что все они, вместе взятые, "определяют", или устанавливают, положение кривой совокупного предложения. Факторы. указанные в таблице, имеют одну общую черту:когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции
Решения предприятия, касающиеся объема
предложения, принимаются на основе уровня
производственных издержек и доходов.
Предприятия стремятся к прибыли, которая
представляет собой разницу между ценой
продукта и издержками на единицу продукции.
Вследствие повьшения цен на товары
предприятия увеличивают реальный объем
производства А узкие места в производстве
означают, что издержки на единицу продукции
имеют тенденцию к повышению, когда производство
расширяется по направлению к полной занятости.
Поэтому кривая совокупного предложения
на промежуточном отрезке отклоняется
вверх. Важно отметить, что кроме изменений
в реальном обьеме нацио-нального производства
есть и другие факторы, изменяющие издержки
на единицу
продукции. Когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это значит, что кривая совокупного предложения смещается.
1. Цены на ресурсы – в отличие от цен на готовую продукцию – являются важным неценовым фактором совокупного предложения. При прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на цены на ресурсы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы и господство на рынке.
а.) Наличие внутренних ресурсов. Кривая производственных возможностей общества сдвигается при увеличении наличных ресурсов. Смещение кривой производственных возможностей вправо влечет за собой
смещение кривой совокупного предложения тоже вправо. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все фирмы будут производить и выставлять на рынок больший реальный объем национального продукта, чем раньше. И наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
б.)
3емля. Земельные ресурсы могут увеличиться,
например, благодаря открытиям полезных
ископаемых, орошению, новым техническим
усовершенствованиям, которые позволяют
нам превратить то, что раньше было "не
ресурсом", в ценные факторы производства.
Увеличение предложения земельных ресурсов
приводит к уменьшению затрат
на землю и тем самым к снижению издержек
на единицу продукции. Например, использование
широко доступных материалов, которые
при низких температурах обладают сверхпроводимостью,
в конечном счете приведет к
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение