Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, состоящая из множества отдельных рынков, сама является одним огромным рынком и подобно тому, как для нормального функционирования отдельных рынков необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Оглавление

Введение
1. Совокупный спрос и факторы его определяющие
2. Совокупное предложение и его факторы определяющие
3. Макроэкономическое равновесие
4. Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории на тему совокупный спрос и совокупное предложение (2).doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

НОУ ВПО

 

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине:        Экономическая теория

 

Тема:                     «Совокупный спрос и совокупное предложение»

 

 

 

Выполнила: студентка группы  В14ФК 11

                                          Кутлемина Виктория Юрьевна

                  13 января 2011г.

 

 

                                           Рекомендовано к защите:

                                                   Преподаватель: Пятышева Е. С.

 

         (подпись) 


 

                                                       «____» _____________201__г.

 

 

 

г. Вологда, 2011 год

 

Содержание

 

Введение

    1. Совокупный спрос и факторы его определяющие
    2. Совокупное предложение и его факторы определяющие
    3. Макроэкономическое равновесие
    4. Выводы

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Рыночная экономика, состоящая  из множества отдельных рынков, сама является одним огромным рынком и подобно тому, как для нормального функционирования отдельных рынков необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

В  условиях  перехода  Российской  экономики  на  рыночные  отношения  все чаще  возникают  вопросы  о  ходе  и  направлении  экономических  реформ,  о  тех экономических  теориях,  которые положены  в их  основу. На  собственном  опыте мы  убеждаемся  в  необходимости  квалифицированного  макроэкономического анализа. 

Однако  экономическая  мысль  еще  не  создала  такого  универсального метода  исследования,  который  бы  раскрывал  содержание  экономических процессов  в  рамках  одной  теории.  Макроэкономический  анализ  рыночной экономики  –  сложный  многоуровневый  процесс,  основу  которого  составляет изучение  взаимодействия «совокупного  производителя»  и «совокупного покупателя».  Закономерности  равновесия  совокупного спроса  и совокупного предложения, так или иначе, входят в любую макроэкономическую модель.

Современная  теория  равновесия  совокупного  спроса  и  предложения представляется  моделью  AD-AS.  На  рынках  спроса  и  предложения  механизм ценообразования решает  три  основных  вопроса  рыночного  хозяйства: что, как и для  кого  производить.  Но,  равновесия  на  товарных  рынках  недостаточно  для нормального  развития  экономики.  Необходимо  достижение  равновесия  и  на денежном  рынке.  Только  при  одновременном  достижении  равновесия  на товарном  и  денежном  рынках  экономика  развивается  бескризисно. 

Модель  AD-AS  является  базовой  для  изучения  колебаний  объема  выпуска товарного рынка в  зависимости от уровня цен в экономике  в целом; а также для изучения  причин  и  последствий  этих  изменений.  Исходя  из  этого,  с  помощью модели  можно  описать  различные  варианты  экономической  политики государства. 

Актуальность данной темы состоит  в том, что в период глубокого  экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы.

То и дело слышатся слова «инфляция», «курс рубля» и тому подобные экономические термины.

Цель курсовой работы - разобраться  в этой ситуации, для этого надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться  в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности; установить, что такое совокупный спрос и совокупное предложение и какое их сочетание приводит к макроэкономическому рыночному равновесию.

Задачей курсовой работы является раскрыть макроэкономические закономерности, рассмотрев категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (АS); все перемены в экономике страны можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения. Определить  структуры совокупного  спроса  и  совокупного  предложения;  раскрыть  принципы их взаимовлияния и равновесия. 

Совокупное предложение и совокупный спрос могут быть представлены как общая сумма, соответственно индивидуальных спросов и предложений во всей экономике страны, то есть мы должны объединить тысячи отдельных цен в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

 

Под совокупным спросом (AD) (от английского – aggregate demand) понимается совокупность конечных товаров, на которые предъявляется спрос на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Иными словами, совокупный спрос есть совокупность спросов на конечные товары на соответствующих рынках страны.

Из определения видно, что совокупный спрос близок по своему содержанию к ВНП. Величину того и другого при данном уровне цен можно выразить через расходы покупателей. Уже известная формула Фишера позволяет через MV обозначить совокупный спрос, а через второе произведение PQ – валовой национальный продукт.


MV=PQ


где   M – денежная масса страны;

          V – Скорость оборота денег;

          P – Средний уровень цен товаров;

         Q – Товарная масса, находящаяся на рынках страны.

Тем не менее, между ВНП и совокупным спросом есть различия.

Во-первых, величина ВНП определяется за год, тогда как совокупный спрос  может быть определен на данный момент (сегодня), за неделю, месяц, то есть за какой-то период.

Во-вторых, ВНП определяется суммой реально произведенных товаров, включая услуги, тогда, как спрос, хотя и включает в себя реальные товары, которые покупатели могут  купить, но которых может и не быть в наличии.

В-третьих, есть различия по субъектам. ВНП производится компаниями данной страны. К субъектам совокупного спроса относятся:

    • Население данной страны, предъявляющее спрос на товары потребительского назначения (С)
    • Компании, предъявляющие спрос на инвестиционные товары (I)
    • Государство, осуществляющее различные закупки, делающее госзаказ (G)
    • Иностранные покупатели товаров, которые данная страна поставляет на экспорт (е).

 

 

 

Таким образом, совокупный спрос (AD) можно  выразить через формулу, напоминающую формулу ВНП:


 AD = С + I + G + е


 

Однако формула указывает на возможность количественного несовпадения совокупного спроса и ВНП по всем их составляющим. Так, последний элемент совокупного спроса «е» обозначает не чистый экспорт, а весь экспорт. Более того, сумма С+ I+ G в формуле совокупного спроса может не совпадать с подобной суммой ВНП, так как спрос со стороны населения, компаний, государства может частично удовлетворяться за счет импорта.

Анализ содержания совокупного  спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам совокупного спроса относится средненационаольный уровень цен на товары как объект спроса. Воздействие данного  фактора на совокупный спрос иллюстрируется с помощью кривой спроса (рис. 1.1).

На вертикальной оси представленного рисунка откладывается средненационаольный уровень цен, на горизонтальной – реальный объем товаров, которые покупатели готовы приобрести при любом из возможных уровней цен.

Рис. 1.1.

 

 P 


 

 P2


 

 P1


 AD


0 Q2 Q1 Q

Отрицательный наклон AD объясняется следующими эффектами:

  1. Эффект реального богатства (эффект Пигу) – повышение цен приводит к обесцениванию накопительного богатства. В рыночной экономике богатство домашних хозяйств в значительной степени представлено в виде различных финансовых активов (акций, облигаций, срочных счетов).

Снижение реального богатства  приведет к уменьшению потребительского спроса, что и отражается в отрицательном  наклоне кривой совокупного спроса.

  1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) – повышения уровня цен влечет спрос на деньги и, соответственно, вызывает рост процентной ставки, что, в свою очередь, ведет к уменьшению спроса на потребительские и инвестиционные товары, а следовательно и совокупного спроса. Тем более что высокая ставка может увеличивать размеры вкладов, отвлекая деньги от спроса на товары. Уровень цен влияет на объем производства через процентную ставку. Это означает, что если в стране повышается уровень цен, то при неизменной денежной массе происходит повышение процентной ставки (так как растет спрос на деньги для осуществления трансакционных операций). Но чем выше процентная ставка, тем ниже уровень инвестиций, а значит, и объем производства. Кроме того, чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, поскольку дорогим становится потребительский кредит. Следовательно, более высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального ВВП, и наоборот.
  2. Эффект импортных закупок (эффект Мангелло-Флемита) – спрос на производимые в стране товары при повышении цен на них обычно падает, если при этом не изменились цены на импортные товары. Если же происходит рост цен на импорт, то это может вести к росту спроса на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998году и девальвации рубля. Это влияние повышения цен на выбор покупателей между подорожавшими отечественными товарами и импортными товарами, цены на которые не изменились. В такой ситуации покупатели будут предпочитать импортные блага, в силу чего объем совокупного спроса на отечественные товары уменьшится.

Эти три эффекта показывают воздействие  ценовых факторов на спрос (AD) и обуславливает движение точек по кривой.

Сдвиг кривой совокупного спроса AD может происходить в результате изменений макроэкономической политики (денежного обращения, государственных расходов или налогообложения) или изменения экзогенных

переменных (объема производства в  зарубежных странах, влияющего на объем экспорта, или уверенности бизнесменов, оказывающих непосредственное влияние на инвестиции).

Теперь рассмотрим неценовые факторы совокупного спроса.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относятся все, что  воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn):

    1. Факторы, воздействующие на потребительские расходы:
    1. Уровень благосостояния – при увеличении благосостояния его текущий спрос увеличится, и наоборот.
    1. Уровень текущего дохода (спроса) – при увеличении дохода, спрос увеличивается, и наоборот.
    2. Налоги
    3. Трансферты (пенсии, пособия, стипендии)
    4. Задолженность домохозяйств – чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйств приходится направлять на её погашение и тем ниже спрос, следовательно, и совокупность.
    5. Уровень ставки процентов по потребительскому кредиту – чем выше ставка процента, тем больше её задолженность и тем ниже спрос.
    6. Ожидания потребителей – потребители ожидают понижение цен и возрастания дохода
    1. Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм:
    1. Ожидаемая норма прибыли – если увеличивается норма прибыли, то и спрос тоже увеличивается.
    2. Ставка процентов
    3. Величина дохода
    4. Налоги
    5. Трансферты фирмам
    6. Технологии
    7. Избыточные производственные мощности снижают инвестиционный спрос
    8. Величина запаса капитала фирм
    1. Факторы, воздействующие на государственные расходы:
    1. Государственные закупки
    1. Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
    1. Объемы ВНП в других странах
    2. Величина ВНП в данной стране
    3. Валютный курс национальной денежной единицы
    4. Масса денег в обращении
    5. Скорость обращения денег

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение