Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:36, курсовая работа
Рыночная экономика, состоящая из множества отдельных рынков, сама является одним огромным рынком и подобно тому, как для нормального функционирования отдельных рынков необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Введение
1. Совокупный спрос и факторы его определяющие
2. Совокупное предложение и его факторы определяющие
3. Макроэкономическое равновесие
4. Выводы
Заключение
Список литературы
Предельная склонность к сбережению (MPS) характеризует долю прироста дохода (Y) , идущую на сбережение, означая прирост сбережения (S):
MPS =
Если, к примеру, доход субъектов экономики возрос на 100единиц, из них 75 единиц составили расходы, а 25 единиц сберегается, то предельная склонность к сбережению (MPS) составит 1/4. При этой склонности к сбережению совокупный спрос в результате роста доходов на 100 единиц возрастет на 400 единиц в соответствии с мультипликатором, равным 4. Мультипликатор совокупного спроса (М) определяется путем отношения единицы, за которую взят вест прирост дохода, к доле сберегаемой части этого дохода – 1/4:
M = = 4
Мультипликационный эффект здесь проявляется потому, что часть прироста дохода, предназначенная на потребление (75 ед.), расходуясь одними лицами (покупателями), превращается в доходы других лиц (продавцов), которые, в свою очередь, с учетом той же склонности к сбережению полученную сумму делят на сбережения и расходы. Последние становятся доходами других продавцов и также делятся на сбережения и расходы и т.д. до последней денежной единицы. Сумма совокупных расходов составит 400, обусловливая соответствующий прирост совокупного спроса. В свою очередь, сумма сбережений в конечном итоге будет равна первоначальному приросту дохода. Благодаря этому происходит восстановление нарушенного приростом дохода равенства между совокупным спросом и совокупным предложением.
Мультипликационный эффект возникает при изменении в потребительских расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи, например, можно говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения.
Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение импортных товаров. Очевидно, что высокая доля уменьшает совокупный спрос на отечественные товары. Доля прироста дохода, предназначенная для покупки импортных товаров, характеризует предельную склонность к импорту.
Вместе с предельной к сбережению, отражающей и налоговые изъятия, она составляет сложный мультипликатор. Если, например, вместе с налогом сберегается 1/4 часть дохода и на импорт предназначена 1/4 часть прироста того же дохода, то сложный мультипликатор составит 2:
1
М = = 2
В завершение нашего анализа неценовых факторов спроса добавим, что графически их действие иллюстрируется путем смещения кривой совокупного спроса вправо или влево от ее исходного положения.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах.
Его структура может быть представлена:
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
Из уравнения количественной теории денег M V= P Y можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.
Из уравнения видно еще два неценовых фактора величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V). На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики.
Следовательно, AD является функцией М и V, AD = f(M, V). Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.
Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.
Рис. 1.2.
P (уровень цен)
AD2
AD1
0 реальный ВНП Q
Например, снижение спроса на нефть
на мировом рынке и
Сдвиг кривой совокупного спроса под влиянием неценовых факторов напрямую связан с размером реального ВНП и как следствие объемов производства, но не сказывается на уровне цен.
Под совокупным предложением (AS) (от английского – aggregate supply) понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.
Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю.
Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.
Знание источников
совокупного предложения
К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые товары и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: выше уровень – выше предложение, и наоборот. Подобная зависимость иллюстрируется с помощью кривой предложения (рис. 2.1.):
Рис. 2.1.
P AS
P2
P1
0 Q1 Q2 Q
Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.
К неценовым факторам отнесем:
Эту ситуацию можно изобразить с помощью различного наклона кривой предложения (рис. 2.2.).
Рис. 2.2.
P
AS
3
P2
P1 1
0 Q1 Q2 Q
Рисунок показывает, что объем совокупного предложения до величины 0Q2 обеспечивается за счет вовлечения в процесс производства товаров дополнительных факторов (производственных мощностей, работников, земельных участков), но далее рост предложения оказывается невозможным из-за отсутствия незанятых факторов – становится возможным лишь ценовое нарастание ВНП как источника совокупного предложения.
Кривая предложения состоит из трёх отрезков:
Таким образом, кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Поэтому сдвиг кривой AS вправо или влево будет происходить при изменении:
Здесь в качестве фактора совокупного предложения можно рассматривать и политику государства, влияющую и на уровень налогов, и на ставку процента и т.д.
Факторы, смещающие кривую совокупного предложения.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение