Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика, состоящая из множества отдельных рынков, сама является одним огромным рынком и подобно тому, как для нормального функционирования отдельных рынков необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Оглавление

Введение
1. Совокупный спрос и факторы его определяющие
2. Совокупное предложение и его факторы определяющие
3. Макроэкономическое равновесие
4. Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории на тему совокупный спрос и совокупное предложение (2).doc

— 167.00 Кб (Скачать)
  1. Численность субъектов, предъявляющих спрос, в том числе число семей, имеющих личное подсобное хозяйство. Очевидно, что наличие семей, ведущих натуральное хозяйство, уменьшает совокупный спрос, который предъявляется на рынках страны.
  1. Степень открытости национальной экономики, позволяющая быть субъектами совокупного спроса иностранцам. В этом случае важным фактором совокупного спроса становится конкурентоспособность товаров, могущих быть объектом экспорта.
  2. Уровень доходов субъектов экономики, степень развитости кредитных отношений, поскольку спрос может быть предъявлен и за счет взятых ссуд.
  3. Экономическая конъюнктура – возникновение кризисной ситуации в экономике уменьшает совокупный спрос, прежде всего спрос на инвестиционные товары, подъем экономики ведет к его росту.
  4. Уровень государственных расходов, а также налоговая политика государства. Рост расходов государств, а также снижение налогов увеличивает величину совокупного спроса, и наоборот.
  5. Склонность субъектов экономики (населения) к сбережению и, соответственно, к потреблению. При одинаковом совокупном доходе на совокупный спрос влияет и то, какая доля дохода тратится, какая сберегается, поскольку именно готовность расходовать имеющиеся средства определяет спрос. Особое значение имеет предельная склонность к сбережению. Данный фактор заслуживает особого внимания, поскольку с ним связано действие мультипликатора совокупного спроса.

Предельная склонность к сбережению (MPS) характеризует долю прироста дохода (Y) , идущую на сбережение, означая прирост сбережения (S): 


                                        S

                       MPS =           


                                       Y


Если, к примеру, доход субъектов  экономики возрос на 100единиц, из них 75 единиц составили расходы, а 25 единиц сберегается, то предельная склонность  к сбережению (MPS) составит 1/4. При этой склонности к сбережению совокупный спрос в результате роста доходов на 100 единиц возрастет на 400 единиц в соответствии с мультипликатором, равным 4. Мультипликатор совокупного спроса (М) определяется путем отношения единицы, за которую взят вест прирост дохода, к доле сберегаемой части этого дохода – 1/4:

 


                                     1

                          M =          = 4


                                    1/4


Мультипликационный эффект здесь  проявляется потому, что часть прироста дохода,  предназначенная  на  потребление (75  ед.),  расходуясь  одними  лицами (покупателями), превращается в доходы других лиц (продавцов), которые, в свою очередь, с учетом той же склонности к сбережению полученную сумму делят на сбережения и расходы. Последние становятся доходами других продавцов и также  делятся  на  сбережения  и  расходы  и  т.д.  до  последней  денежной  единицы. Сумма совокупных расходов составит 400, обусловливая соответствующий прирост  совокупного  спроса. В  свою очередь,  сумма  сбережений  в  конечном итоге будет равна первоначальному приросту дохода. Благодаря этому происходит восстановление нарушенного приростом дохода равенства между совокупным спросом и совокупным предложением.

Мультипликационный  эффект  возникает при изменении  в потребительских расходах, государственных закупках, инвестициях, чистом экспорте, действуя как в сторону увеличения совокупного спроса, так и в сторону сокращения и тем самым усиливая колебания совокупного спроса и всей экономики. В этой связи, например, можно  говорить о действии налогового мультипликатора, проявляющегося через влияние налогов на доходы и расходы субъектов экономики. Здесь налог предстает как форма принудительного сбережения.

Кроме того, склонность к сбережению может быть дополнена склонностью к импорту, определяемой долей дохода, направляемой на приобретение импортных товаров. Очевидно,  что  высокая доля  уменьшает совокупный  спрос на  отечественные товары. Доля прироста дохода, предназначенная для покупки импортных товаров, характеризует предельную склонность к импорту.

Вместе с предельной к сбережению, отражающей и налоговые изъятия, она составляет сложный мультипликатор. Если, например, вместе с налогом сберегается 1/4 часть дохода и на импорт предназначена 1/4 часть прироста того же дохода, то сложный мультипликатор составит 2:

 

 

 

 


                                     1

                        М =                = 2


                                         1/4 + 1/4


В завершение нашего анализа неценовых факторов спроса добавим, что графически их действие иллюстрируется путем смещения кривой совокупного спроса вправо или влево от ее исходного положения.

Совокупный  спрос  имеет  две  формы:  натурально-вещественную  и   стоимостную.

Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах  и  услугах. 

Его  структура  может  быть  представлена: 

  1. определенными  видами  продуктов  и  услуг  непроизводственного  потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности;
  2. совокупностью  всех  средств  производства  и  производственных  услуг (научные исследования  и  разработки,  направленные  на  совершенствование  технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь  между  объемом  совокупного  выпуска,  на  который  предъявлен  спрос  экономическими  агентами:  населением,  предприятиями  и  государством,  и  общим уровнем цен в экономике. 

Из уравнения количественной теории денег M V= P Y  можно сделать вывод, что  на  совокупный  спрос  влияют  величина  денежной  массы  (M)  и  скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к. Y = MV/Р или AD = MV/Р.

Из  уравнения  видно  еще два неценовых фактора величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V).   На  совокупный спрос влияют  величина  денежной  массы и скорость  обращения денег между секторами экономики. 

Следовательно,  AD  является  функцией  М и V, AD  =  f(M, V).  Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. 

Изменение неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD.

Рис. 1.2.

 

 P (уровень цен)



 

 


 

AD2

     AD1

 

 0 реальный ВНП Q


 

Например, снижение спроса на нефть  на мировом рынке и соответствующее  сокращение экспорта приведет к сокращению совокупного спроса. Это отразится  графически сдвигом совокупного спроса (AD) влево (рис. 1.2). 

Сдвиг  кривой  совокупного  спроса  под  влиянием  неценовых факторов напрямую  связан  с  размером  реального  ВНП  и  как  следствие  объемов производства, но не сказывается на уровне цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Совокупное предложение и факторы его определяющие.

 

Под  совокупным  предложением (AS) (от  английского – aggregate  supply) понимается  совокупность  конечных  товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.

Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства,  то  в  данный  временной  период  по  своей  величине  оно может  быть  равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю.

Источником  обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране, может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.

Знание источников совокупного предложения позволяет  лучше увидеть  его факторы. Они также делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые товары и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: выше уровень – выше предложение, и наоборот. Подобная  зависимость иллюстрируется с помощью кривой предложения (рис. 2.1.):

Рис. 2.1.

 P AS


 

  


 P2


 P1


 

0 Q1 Q2 Q

Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

К неценовым факторам отнесем:

  1. Наличие у предприятий незанятых факторов производства. В этом случае возможен  рост  совокупного  предложения. Их  отсутствие  делает  это  невозможным даже при повышении уровня цен.

Эту ситуацию можно изобразить с  помощью различного наклона кривой предложения (рис. 2.2.).

Рис. 2.2.

P

      AS  


 

           3

 P2 


 P1  1 


 

 


0 Q1  Q2 Q

Рисунок показывает, что объем совокупного  предложения до величины 0Q2 обеспечивается за счет вовлечения в процесс производства товаров дополнительных факторов (производственных мощностей, работников, земельных участков), но  далее  рост  предложения  оказывается  невозможным  из-за  отсутствия  незанятых факторов –  становится  возможным  лишь  ценовое  нарастание ВНП  как  источника совокупного предложения.

Кривая предложения  состоит из трёх отрезков:

    1. Горизонтальный  отрезок – получил название кейнсианского, поскольку именно Д. Кейнс особое внимание уделял ситуации  с  неполной  занятостью  факторов  производства. Рост ВВП происходит при измененном уровне цен, это связано с тем, что в стране высокий уровень безработицы и предприятия для расширения производства могут нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату, поэтому себестоимость продукции не увеличится и уровень цен остается на прежнем уровне.
    2. Вертикальный  отрезок кривой называется классическим, поскольку классики считают полную занятость факторов производства наиболее типичной для рыночной экономики. Экономика работает на пределе своих возможностей.
    3. Промежуточный отрезок – характеризует экономику чистой занятости, увеличение ВВП сопровождается ростом цен, это связано с тем, что для расширения производства требуются новые технологии и более высокая квалификация работников, что приводит к росту заработной платы и издержек производства, следовательно, и уровня цен.

Таким образом, кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Поэтому сдвиг кривой AS вправо или влево будет происходить при изменении:

      1. цен на факторы производства;
      2. налогов.
  1. Более  высокую  производительность  новых факторов  производства,  применяемых  взамен  старых,  выбывающих  из  производства.  Если  новые  факторы более производительны,  то  возможен  рост производства и  совокупного предложения без количественного увеличения факторов производства.
  1. Уровень издержек производства, в том числе обусловленный повышением цен на них. Если цены на факторные товары растут быстрее цен на  товары, производимые  с помощью этих  факторов,  то  предложение меняется  в сторону уменьшения. Эту ситуацию удобно изобразить с помощью смещения кривой совокупного предложения влево от исходного положения. Соответственно, все то, что влияет на уровень издержек, предстает как фактор совокупного предложения, например,  налоги,  ставка  ссудного  процента,  уровень  заработной  платы  и  т.д.

      Здесь в качестве фактора совокупного предложения можно рассматривать и политику государства, влияющую и на уровень налогов, и на ставку процента и т.д.

  1. Товарные  запасы  и  состояние  складского  хозяйства,  определяющее  возможность делать такие запасы.
  2. Степень открытости национальной экономики и соотношение между экспортом и импортом товаров в данной стране.
  3. Экономическую конъюнктуру.
  4. Совокупный спрос. Изменение совокупного предложения может  быть реакцией на изменение совокупного спроса. В отличие от микроуровня, где  спрос и предложение  какого-то  товара  взаимодействуют  через  цену  данного  товара,  на макроуровне совокупное предложение может меняться непосредственно под воздействием совокупного спроса. Это возможно при неполной занятости факторов производства.

 

 

 

Факторы, смещающие кривую совокупного  предложения.

  1. Изменение цен на ресурсы
    1. Наличие внутренних ресурсов
      • Земля
      • Трудовые ресурсы
      • Капитал
      • Предпринимательские способности

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение