Совершенствование закупочной деятельности предприятия на основе логистических концепций (на примере ОАО «Уральская Сталь»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток), среднесписочная численность рабочих и др.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики пред-приятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предпри-ятия 7
1.2 Оценка эффективности закупок 17
1.3 Современные логистические концепции закупок 24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия 39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия 45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия 65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь» 71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 73
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложение А Организационная структура ОАО «Уральская Сталь» 95
Приложение Б Организационная структура коммерческой дирекции 96

Файлы: 1 файл

диплом у3doc.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

 

Поставщик

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Поступив-

шие заказы

Выполнен-

ные заказы

Поступив-

шие заказы

Выполнен-

ные заказы

Поступив-

шие заказы

Выполнен-

ные заказы

1

2

3

4

5

6

7

ООО «Урал-Снаб-Нефть»

 

120

 

119

 

90

 

90

 

110

 

108

ООО

«Векойл»

100

99

110

110

120

115


 

Окончание таблицы 2.17

1

2

3

4

5

6

7

ООО «Евро Оил»

105

105

99

99

120

120

ООО

«РК-Плюс»

87

86

120

115

95

95

ООО «Промсервис»

90

89

105

103

95

93


           

Из данной таблицы  видно, что только ООО «Евро Оил»  выполнял все заказы, т.е. он является самым надежным поставщиком. Самым не надежным поставщиком является ООО «Промсервис».

Рассчитаем готовность поставщиков к поставке с помощью  формулы 2.2.                                                                                   

                                      

                                

,                                                       (2.2)

где, Чвз – число выполненных заказов;

       Чо – общее число поступивших заказов.

 

Полученные результаты внесем в таблицу 2.18.

 

Таблица 2.18 – Расчет готовности поставщиков ОАО «Уральская Сталь» к

поставке за 2009-2011 гг.

                                                                                                   В процентах

Готовка к поставке

2009 г.

2010 г.

2011 г.

ООО «УралСнабНефть»

Гп=119/120

100%=99

Гп=90/90

100%=100

Гп=108/110

100%=98

ООО

 «Векойл»

Гп=99/100

100%=99

Гп=110/110

100%=100

Гп=115/120

100%=96

ООО

 «Евро Оил»

Гп=105/105 100%=100

Гп=99/99

100%=100

Гп=120/120

100%=100


 

Окончание таблицы 2.18

1

2

3

4

ООО

«РК-Плюс»

Гп=86/87

100%=99

Гп=115/120

100%=96

Гп=95/95

100%=100

ООО

 «Промсервис»

Гп=89/90

100%=99

Гп=103/105

100%=98

Гп=93/95

100%=98


 

Из таблицы 2.18 видно, что наиболее надежными поставщиками являются ООО «Евро Оил» и ООО «УралСнабНефть», а наименее надежный поставщик ООО «Промсервис». Этот поставщик ни один год не выполнил заказы на 100 %.

На рисунке 2.8 указана готовность поставщиков ОАО «Уральская Сталь» к поставке за 2009-2011 гг.

Рисунок 2.8 - Готовность поставщиков ОАО «Уральская Сталь» к

поставке за 2009-2011 гг.

 

Эффективность работы закупочной логистики характеризуются рядом взаимосвязанных показателей.

Рассчитаем показатели, указанные в главе 1. Исходные данные для расчетов представлены в таблице 2.1

Производительность труда представлена в таблице 2.1

С помощью формулы 1.2 рассчитаем фондоотдачу:

 

Ф

= 39048904/56783=687,7 руб./руб.

Ф

= 40333885/58965=684 руб./руб.

Ф

= 43362486/61453=705,6 руб./руб.

 

Материалоемкость рассчитаем с помощью формулы 1.3:

М

= 22750/175=130 тыс. руб./тонн

М

= 26100/180=145 тыс. руб./тонн

М

= 29400/200=147 тыс. руб./тонн

 

Рентабельность продаж рассчитаем с помощью формулы 1.4:

 

Р

=177902/39048904
100%=0,5 %

Р

=190531/40333885
100%=0,5 %

Р

=363183/43362486
100%=0,8 %

 

Рентабельность продукции  рассчитаем с помощью формулы 1.5:

 

Р

=45635/35927841
100%=0,13 %

Р

=55476/36612275
100%=0,15 %

Р

=125261/38822555
100%=0,32 %

 

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле 1.6:

 

Р

=45635/1949801
100%=2,4 %

Р

=55476/2068201
100%=2,7 %

Р

=125261/2379501
100%=5,3 %

 

Рентабельность активов  можно рассчитать по формуле 1.7:

 

Р

=45635/1261210
100%=3,6 %

Р

=55476/1261450
100%=4,4 %

Р

=125261/1281250
100%=9,7 %

 

Среднегодовая стоимость  запасов ОАО «Уральская Сталь» в 2009 г. составляет 5236924 руб., в 2010 г. – 5367555 руб., и в 2011 г. - 5567843 руб.

 Коэффициент оборачиваемости  средств предприятия рассчитаем  по формуле 1.8:

 

К

=35927841/5236924=6,7

К

=35927841/5367555=6,7

К

=35927841/5567843=6,5

Сведем полученные данные в таблицу 2.19

Таблица 2.19 – Показатели эффективности работы закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.

 

Показатель

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

Абсолютное

отклонение

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

Фондоотдача, руб./руб.

687,7

684,0

705,6

-3,7

21,6

Материалоемкость, тыс. руб./т

130,0

145,0

147,0

15,0

2,0

Рентабельность продаж, проценты

0,5

0,5

0,5

0

0

Рентабельность продукции, проценты

0,13

0,15

0,32

0,2

0,17

Рентабельность собственного капитала, проценты

2,4

2,7

5,3

0,3

2,6

Рентабельность активов, проценты

3,6

4,4

9,7

0,8

5,3

Коэффициент оборачиваемости средств, об/год

6,7

6,7

6,5

0

-0,2


 

Из таблицы 2.19 видно, что рентабельность продаж не изменилась, а коэффициент оборачиваемости в 2011 г. сократился на 0,2 об/год. Так же видно, что материалоемкость увеличивается за счет увеличения объемов производства. Рентабельность собственного капитала увеличилась в 2011 г. на 2,6 %.

Несмотря на указанные положительные моменты у предприятия ОАО «Уральская Сталь» имеются и негативные стороны в деятельности:

- наиболее сильное  влияние на деятельность ОАО  «Уральская Сталь» оказывают  демографические и природные  факторы;

- имеет место высокая конкурентность по выпуску стали;

- присутствует высокая конкурентность по выпуску штрипса и мостостроения;

- выявлена плохая готовность некоторых поставщиков к поставке.

В 3 главе предложим  ряд рекомендаций по совершенствованию  организации закупок ОАО «Уральская Сталь».

 

3 Рекомендации по совершенствованию  организации 

закупок ОАО «Уральская Сталь»

 

3.1 Совершенствование  цикла закупок ОАО «Уральская  Сталь»

 

Организация учета и контроля за закупками — важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщиками претензий. Карточная или журнальная форма учета выполнения договоров весьма трудоемка, осуществляется, как правило, вручную и не позволяет иметь повседневных данных о ходе поступления товаров по развернутому ассортименту.

 Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:

- дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;

- судебные иски;

- потеря доверия потребителей своей продукции из-за поставок недоброкачественных материалов.

Необходимо расширить  сферу договорных отношений с  поставщиками и 

изготовителями товаров, повышать эффективность и действенность  договоров

поставки.

Для изучения поставщиков и их возможностей работники предприятий  должны принимать участие в работе оптовых ярмарок; выставок - продаж и выставок - просмотров образцов новых и лучших изделий, следить за проспектами, каталогами, прайс-листами.

Проведенный анализ эффективности хозяйственных связей с поставщиками показал наибольшую результативность в работе с поставщиками - производителями. Это объясняется наличием долгосрочных хозяйственных связей, преимуществом ряда организационно - экономических, торговых, транспортных, ценовой политики и других факторов, что позволяет предприятию планировать хозяйственную деятельность, изыскивать резервы повышения эффективности хозяйственных связей.

Следует обращать внимание на постоянство упаковки и  на наличие дефектов поставляемой продукции. Так как это будет выявлено только после того, как предприятие получит данную продукцию. Этот критерий не является одним из ведущих в ОАО «Уральская Сталь», но за счёт этого может уменьшиться прибыль предприятия. Поэтому  предприятию следует осторожнее относиться к поставщикам, у которых выявляются дефекты в поставляемом товаре, а возможно и вообще прекратить сотрудничество с данным поставщиком.

Для увеличения конкурентоспособности предприятию ОАО «Уральская Сталь» необходимо увеличить объемы выпуска стали.

Так же для снижения степени влияния демографических  и природных факторов необходимо установить более эффективные очистные сооружения для предотвращения загрязнений  окружающей среды, а так же уменьшить  сокращения рабочих на предприятии для предотвращения высокого уровня безработицы.

Вместо концепции «точно в срок», а именно JIT ӀӀ мы предлагаем применить концепцию «плоского/стройного производства», т.к. ее использование способствует снижению потребления ресурсов, по сравнению с массовым производством (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), и снижает потери от брака и т. д. Таким образом, эта концепция соединяет в себе преимущества массового (большие объемы производства – низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (см. таблицу 3.1).

Таблица 3.1 – Причины  применения концепции «плоского/стройного 

производства».

Недостатки концепции JIT ӀӀ

Преимущества концепции «плоского/стройного производства»

1 возрастающие транспортные расходы;

2 зависимость от партнеров по  поставкам;

3 дополнительная работа, которую постоянно необходимо проводить при разгрузках;

4 возможность простоев среди  рабочих.

1 способствует снижению потребления  ресурсов;

2 снижаются потери от брака;

3 разнообразие продукции и гибкость;

4 большие объемы производства - низкая себестоимость.

Информация о работе Совершенствование закупочной деятельности предприятия на основе логистических концепций (на примере ОАО «Уральская Сталь»)