Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток), среднесписочная численность рабочих и др.
Введение 4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики пред-приятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предпри-ятия 7
1.2 Оценка эффективности закупок 17
1.3 Современные логистические концепции закупок 24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия 39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия 45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия 65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь» 71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 73
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложение А Организационная структура ОАО «Уральская Сталь» 95
Приложение Б Организационная структура коммерческой дирекции 96
Из таблицы 2.11 видно, что в 2010 г. ситуация для ОАО «Уральская Сталь» улучшается, т.к. продано материала на 15 000 тыс. тонн больше, чем в 2009 г.
Таблица 2.12 – Стратегические приоритеты клиентской ориентации ОАО «Уральская Сталь» в 2011 г.
Грузополучатель |
Отрасль |
Продано |
Уд. вес, процент |
ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» |
трубная |
17800 |
10,8 |
ОАО «Синарский трубный завод» |
трубная |
13500 |
8,2 |
ОАО «Первоуральский новотрубный завод» |
трубная |
17200 |
10,4 |
ОАО «Выксунский метзавод» |
трубная |
13000 |
7,9 |
ОАО «Северский трубный завод» |
трубная |
16000 |
9,7 |
ЗАО «Курганстальмост» |
строительство |
14200 |
8,6 |
ЗАО «Воронежстальмост» |
строительство |
18000 |
10,9 |
ЗАО «Рузхиммаш» |
машиностроение |
10100 |
6,1 |
ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» |
машиностроение |
14500 |
8,8 |
ОАО «Смолен. Машиностроительный завод» |
машиностроение |
15000 |
9,1 |
ОАО «Ашанский металлургический завод» |
металлургия |
15500 |
9,5 |
Всего |
- |
164800 |
100,0 |
Из таблицы 2.12 видно, что ситуация становится еще лучше, т. к продук-
ции было продано 164800 тыс. т., что на 16100 тыс. т. больше, чем в предыдущем году.
Сведем все данные по удельному весу в таблицу 2.13.
Таблица 2.13 – Удельный вес клиентской ориентации ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
В процентах
Грузополучатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение | |
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | ||||
ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» |
10,8 |
11,3 |
10,8 |
0,5 |
- 0,5 |
ОАО «Синарский трубный завод» |
8,1 |
8,3 |
8,4 |
0,2 |
0,1 |
ОАО «Первоуральский новотрубный завод» |
11,4 |
11,1 |
11,4 |
- 0,3 |
0,3 |
ОАО «Выксунский метзавод» |
6,5 |
6,7 |
7,9 |
0,2 |
1,2 |
ОАО «Северский трубный завод» |
10,2 |
9,5 |
9,7 |
- 0,7 |
0,2 |
ЗАО «Курганстальмост» |
8,8 |
8,7 |
8,6 |
- 0,1 |
- 0,1 |
ЗАО «Воронежстальмост» |
12,1 |
11,5 |
10,9 |
- 0,6 |
- 0,6 |
ЗАО «Рузхиммаш» |
5,8 |
6,3 |
6,1 |
0,5 |
- 0,2 |
ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» |
7,9 |
8,3 |
8,8 |
0,4 |
0,5 |
ОАО «Смолен. Машиностроительный завод» |
8,4 |
8,8 |
8,9 |
0,4 |
0,1 |
ОАО «Ашанский металлургический завод» |
10,0 |
9,5 |
9,5 |
- 0,5 |
0 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Из таблицы 2.13 видно, что крупнейшими потребителями продукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 гг. являлись трубные заводы, заводы мостовых конструкций и крупнейшие машиностроительные предприятия России и Белоруссии. Наибольшую рентабельность продаж обеспечивают производители мостовых металлоконструкций. Поэтому именно на их обслуживание и необходимо сконцентрировать усилия маркетинга и сбыта.
Наиболее привлекательными с точки зрения объемов продаж и доходнос-
ти являются трубопрокатные заводы, крупные производители мостовых металлоконструкций и крупные предприятия тяжелого машиностроения.
В таблицах 2.14, 2.15, 2.16 представлена оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
Таблица 2.14 – Оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 г.
Факторы внешней среды |
Влияние |
Степень влияния |
Экономические |
Развитие экономики |
Сильное |
Уровень инфляции |
Сильное | |
Политико- правовые |
Принятие благоприятного закона в отрасли промышленности |
Умеренное |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное | |
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами |
Умеренное | |
Научно- технические |
Развитие новых технологий |
Умеренное |
Усовершенствование производств |
Умеренное | |
Развитие научных технологий |
Слабое | |
Демографические |
Повышение уровня рождаемости |
Слабое |
Рост уровня образования населения |
Умеренное | |
Высокий уровень безработицы |
Сильное | |
Социально-культурные |
Развитие культуры, культурных центров |
Умеренное |
Проведение фестивалей, тренингов конкурсов, конференций в регионе |
Умеренное | |
Государственная поддержка социальных программ |
Умеренное | |
Природные |
Загрязнение окружающей среды |
Сильное |
Из таблицы 2.14 видно, что наиболее сильное влияние оказывают экономические и природные факторы.
Таблица 2.15 – Оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2010 г.
Факторы внешней среды |
Влияние |
Степень влияния |
Экономические |
Развитие экономики |
Сильное |
Уровень инфляции |
Умеренное | |
Политико-правовые |
Принятие благоприятного закона в отрасли промышленности |
Умеренное |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное | |
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами |
Умеренное | |
Научно-технические |
Развитие новых технологий |
Умеренное |
Усовершенствование производств |
Умеренное | |
Развитие научных технологий |
Умеренное | |
Демографические |
Повышение уровня рождаемости |
Слабое |
Рост уровня образования населения |
Умеренное | |
Высокий уровень безработицы |
Сильное | |
Социально-культурные |
Развитие культуры, культурных центров |
Сильное |
Проведение фестивалей, тренингов конкурсов, конференций в регионе |
Умеренное | |
Государственная поддержка социальных программ |
Умеренное | |
Природные |
Загрязнение окружающей среды |
Сильное |
Из таблицы 2.15 видно, что сильное влияние оказывают не только экономический фактор, но демографический и природный.
Таблица 2.16 – Оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2011 г.
Факторы внешней среды |
Влияние |
Степень влияния |
Экономические |
Развитие экономики |
Умеренное |
Уровень инфляции |
Умеренное | |
Политико-правовые |
Принятие благоприятного закона в отрасли промышленности |
Умеренное |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное | |
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами |
Умеренное | |
Научно-технические |
Развитие новых технологий |
Умеренное |
Усовершенствование производств |
Сильное | |
Развитие научных технологий |
Умеренное | |
Демографические |
Повышение уровня рождаемости |
Умеренное |
Рост уровня образования населения |
Умеренное | |
Высокий уровень безработицы |
Сильное | |
Социально-культурные |
Развитие культуры, культурных центров |
Сильное |
Проведение фестивалей, тренингов конкурсов, конференций в регионе |
Сильное | |
Государственная поддержка социальных программ |
Умеренное | |
Природные |
Загрязнение окружающей среды |
Сильное |
По данным таблицам 2.14 - 2.16 можно сделать вывод, что сильную степень влияния оказывают следующие факторы: демографические, природные и экономические.
На рисунке 2.6 представлена карта влияния экономических, политико-правовых и научно-технических факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 гг.
где 2009 г.
2010 г.
2011 г.
Рисунок 2.6 - Карта влияния экономических, политико-правовых и
научно-технических факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 гг.
Из рисунка 2.6 видно, что к 2011 г. ситуация улучшается, т.е. в 2009 – 2010 годах развитие экономики оказывает сильное влияние, а в 2011 г. развитие экономики стало оказывать умеренное влияние.
На рисунке 2.7 представлена карта влияния демографических, социально-культурных и природных факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 гг.
где 2009 г.
2011 г.
Рисунок 2.7 - Карта влияния демографических, социально-культурных и природных факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 года
Из рисунка 2.7 видно, что если в 2009 – 2010 гг. проведение фестивалей оказывало умеренное влияние, то в 2011 г. оно стало оказывать сильное влияние. Загрязнение окружающей среды все года оказывает сильное влияние, т. е. никаких улучшений не происходит.
2.3 Анализ закупочной политики предприятия
В ОАО «Уральская Сталь» применяется логистическая модель закупок «точно в срок», а именно JIT ӀӀ. Это обосновывается тем, что на предприятии задано производственное расписание, следовательно материалы и компоненты поступают в необходимом количестве и точно к назначенному сроку. Предприятие имеет взаимоотношения по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков – это тоже является одной из черт концепции «точно в срок».
В деятельности предприятия очень важную роль играет выбор поставщиков. Для того чтобы предприятие получало прибыль, существует множество факторов, один из которых – бесперебойность поставки сырья и материалов. Это может обеспечиваться именно поставщиками, эффективно и качественно занимающимися своей деятельностью.
Для поиска потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса, размещение рекламы в Интернете, изучение каталогов, объявлений в СМИ и т.д. Рассмотрим готовность поставщиков отдела горюче-смазочных материалов к поставке (см. таблицу 2.17).
Таблица 2.17 – Количество поступивших и выполненных заказов поставщиками ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.