Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток), среднесписочная численность рабочих и др.
Введение 4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики пред-приятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предпри-ятия 7
1.2 Оценка эффективности закупок 17
1.3 Современные логистические концепции закупок 24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия 39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия 45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия 65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь» 71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 73
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложение А Организационная структура ОАО «Уральская Сталь» 95
Приложение Б Организационная структура коммерческой дирекции 96
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
2 «Точно в срок» |
JIT II
|
Основной целью логистической концепции JIT II является максимальная интеграция всех логстических функций фирмы для минимизации уровня запасов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для масимального удовлетворения запросов потребителей. |
KANBAN |
Система KANBAN ощутимо уменьшает запасы материальных ресурсов на входе и незавершенное производстве на выходе, позволяя выявлять «узкие места» в производственном процессе. Когда проблема решена, объем буферных запасов снова снижается, пока не обнаружится следующее «узкое место». | |
3 «Плоского/ стройного производства» |
Использование концепция «плоского/стройного» производства способствует снижению потребления ресурсов, по сравнению с массовым производством (меньше запасов, времени на производство единицы продукции), и снижает потери от брака и т. д. Таким образом, эта концепция соединяет в себе преимущества массового (большие объемы производства – низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкость). | |
4 «Реагирования на спрос» |
ROP |
Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровня страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность методики RОР в значительной степени зависит от точности прогнозирования спроса, вследствие чего она получила практическое применение только с момента развития информационных технологий, с появлением возможности получать и обрабатывать информацию о спросе из каждой точки продаж. |
Окончание таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
RBR |
Регулирование уровня страховых запасов, причем в тех или иных вариантах определения точек заказа используются другие методы «реагирования на спрос».
| |
QR |
Представляет собой логистическую координацию между розничными торговцами и оптовиками с целью улучшения продвижения готовой продукции в их распределительны | |
х сетях в ответ на предполагаемые изменения спроса. | ||
CR |
Целью данной стратегии является установление эффективного логистического плана, направленного на непрерывное пополнение запасов готовой продукции у розничных торговцев. | |
5 «Цепь поставок» |
SCP |
SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели. |
CSRP |
Главная задача таких систем – синхронизировать покупателя с внутренним вляяниииием и производством. CSRP устанавливает методологию ведения бизнеса, основанную на текущей информации о покупателе и сдвигает фокус предприятия с планирования от потребностей производства к планированию от заказов покупателей. |
Таким образом в данной главе были рассмотрены задачи и цели закупочной логистики, методы закупок материальных ресурсов. Так же были рассмотрены виды логистических концепций.
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ОАО «Уральская Сталь» – открытое акционерное общество, то есть предприятие несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники несут убытки только в пределах своего вклада. Предприятие не отвечает по имущественным обязательствам участников.
ОАО «Уральская Сталь» является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ, является одной из крупнейших металлургических предприятий России с законченным производственным вллом.
Основы стратегии развития ОАО «Уральская Сталь» – завоевание прочных лидирующих позиций на внутреннем и внешнем рынках металлургической продукции.
Предприятие является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на самостоятельном балансе, в том числе имущество. Форма собственности – частная. Организационно – правовая форма деятельности предприятия открытое акционерное общество. Предприятие не входит в государственный реестр предприятий – монополистов.
Цели и предмет деятельности общества:
1) целью общества является извлечение прибыли;
2) общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом;
5) снижение производственных издержек;
Основными видами деятельности ОАО «Уральская Сталь» является:
1) производство чугуна, стали, листового и сортового проката,
огнеупоров, кокса и коксохимической продукции;
2) добыча полезных ископаемых;
3) право товаров народного потребления.
В настоящее время комбинат экспортирует металлопродукцию, в основном, в Филиппины, Тайвань, Саудовскую Аравию, Таиланд, Малайзию, Сингапур, КНР, Иран, Турцию, Грецию, а также осуществляет небольшие поставки в США, Италию и Великобританию. Основной рынок – Китай и страны Юго-Восточной Азии.
ОАО «Уральская Сталь» имеет свидетельства отечественных органов стандартизации и метрологии, удостоверяющие, что его прокат является новой и высокоэффективной продукцией. Наряду с этим, предприятие производит около 20 % стали повышенного качества с комплексом свойств, не имеющих аналогов в зарубежном производстве. На комбинате действует система управления качеством продукции, разработанная в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000.2 Она гарантирует потребителю получение продукции в соответствии с его требованиями. Комбинат работает на базе уникального месторождения природно-легированной железной руды, в составе которой, кроме железа, содержатся такие ценные элементы, как никель, хром и кобальт. ОАО «Уральская Сталь» выпускает высококачественный прокат: около ста марок углеродистой, легированной и низколегированной стали, хромоникелевый природно-легированный чугун (комбинат является единственным его производителем в мире), кокс и химическую продукцию. Сталь с маркой «Уральская Сталь» имеет высокие потребительские свойства и применяется во многих отраслях: при строительстве газопроводов и океанских кораблей, котлов и сосудов, работающих под давлением, для изготовления оборудования атомных электростанций, при сооружении мостов, валов электродвигателей и осей вагонов, сельскохозяйственных машин, автомобилей и бытовых приборов. Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг. указаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные технико-экономические
показатели деятельности ОАО «Уральская
Сталь» за 2009-2011 гг.
Показа- тели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста, проценты | |||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
39048904 |
40333885 |
43362486 |
1284981 |
302861 |
3,3 |
7,5 | |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
35927841 |
36612275 |
38822555 |
684434 |
2210280 |
1,9 |
6,0 | |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
177902 |
190531 |
363183 |
12629 |
172652 |
7,0 |
90,6 | |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
45635 |
55476 |
125261 |
9841 |
69785 |
21,6 |
125,8 | |
Среднесписочная численность рабочих, чел. |
16466 |
16557 |
16400 |
91 |
-157 |
0,5 |
-0,9 | |
Собственный капитал, тыс. руб. |
1949801 |
2068201 |
2379501 |
118400 |
311300 |
6,1 |
15,1 |
Окончание таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
2138 |
2436 |
3264 |
298 |
828 |
14,0 |
34,0 |
Активы предприятия, тыс. руб. |
1261210 |
1261450 |
1281250 |
240 |
19800 |
0,1 |
1,6 |
Объем выпуска, тыс. т |
1545 |
1603 |
1861 |
58 |
258 |
3,8 |
16,1 |
Стоимость ОФ, тыс. руб. |
56783 |
58965 |
61453 |
2182 |
2488 |
3,8 |
4,2 |
Стоимость материальных затрат, тыс. руб. |
22750 |
26100 |
29400 |
1112 |
2873 |
2,4 |
3,8 |
Стоимость произведенного продукта, тыс. руб./т |
175 |
180 |
200 |
5 |
20 |
2,8 |
11,1 |
Проведя анализ таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы.
В 2010 г. выручка составила 40333885 тыс. руб., что на 1284981 тыс. рублей больше, чем в 2009 г., а себестоимость увеличилась на 684434 тыс. руб. и составила 36612275 тыс. руб., этот факт сказывается и на прибыли от продаж, она увеличилась на 12629 тыс. руб. и составила 190531 тыс. руб., чистая прибыль в свою очередь составила 55476 тыс. руб. Увеличение прибыли и выручки соответственно произошло за счет увеличения производительности труда на 298 тыс.руб. Среднесписочная численность работающих увеличилась на 91 человек.
В целом необходимо отметить, что общая картина в 2010 г. улучшается.
Это можно судить по увеличению выручки, чистой прибыли, производительности труда, что говорит об эффективной работе предприятия в 2010 г.
В 2011 г. выручка по сравнению с 2010 г. увеличивается на 302861 тысяч
рублей и составляет 43362486 тыс. руб., таким образом темп прироста составляет 7,5 %. Такое улучшение произошло за счет увеличения производительности труда на 824 тыс. руб./чел. В след за увеличением производительности труда произошло сокращение численности работающих на 157 чел., следовательно в 2011 г. среднесписочная численность составила 16400 чел. Таким образом в 2011 г. предприятие улучшает свою деятельность.
Организационная структура предприятия – комплекс производственных подразделений, обслуживающих хозяйств, органов управления организаций и учреждений социальной сферы.
Организационная структура ОАО «Уральская Сталь» представлена в Приложении А. Суть данной структуры состоит в том, что при линейном руководстве специалисты образуют штаб, который готовит для него данные для компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении литейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с ним, что способствует более компетентному решению вопросов.
Отдел по снабжению в структуре предприятия занимает пятое место. В него входят:
- отдел материально-технического снабжения;
- отдел оборудования;
- отдел металлолома;
- отдел по оперативному
учету и экономическому
- цех подготовки производства.
Структура коммерческой дирекции, куда входит отдел материально-технического снабжения представлена в Приложении Б. Отдел материально- технического снабжения состоит из:
- бюро обеспечения металлопродукцией;
- бюро обеспечения химической продукцией и горюче-смазочными материалами;
- бюро обеспечения
материалами, резинотехническим
дуктами питания.
Подробнее рассмотрим отдел горюче-смазочных материалов, задачами которого являются:
- осуществление работ по выбору оптимальных поставщиков товароматериальных ценностей для разработки перспективных и текущих планов поставок общества;
- оформлять
договора поставки товароматери
- составлять отчеты по исполнению бюджета движения денежных средств согласно утвержденному регламенту отчетности;
Горюче-смазочные
материалы приобретаются