Совершенствование закупочной деятельности предприятия на основе логистических концепций (на примере ОАО «Уральская Сталь»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток), среднесписочная численность рабочих и др.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики пред-приятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предпри-ятия 7
1.2 Оценка эффективности закупок 17
1.3 Современные логистические концепции закупок 24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия 39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия 45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия 65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь» 71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 73
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложение А Организационная структура ОАО «Уральская Сталь» 95
Приложение Б Организационная структура коммерческой дирекции 96

Файлы: 1 файл

диплом у3doc.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Национальный исследовательский ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«МИСиС»

НОВОТРОИЦКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Факультет  Экономики и информатики

Кафедра   Гуманитарных и социально-экономических наук

Специальность   080502 «Экономика и управление на предприятии (металлургия)»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: Совершенствование закупочной деятельности предприятия на основе логистических концепций (на примере ОАО «Уральская Сталь»)

 

 

 

 

 

Студент       ___________ Р.Ш. Мухамедьзянова

 

 

Руководитель       ____________ Е.А. Жантлисова

 

 

Нормоконтроль      ____________ Е.А. Жантлисова

 

 

Рецензент       ____________ В.П. Науменко

 

 

 

Проект рассмотрен кафедрой и допущен к защите в ГАК

 

 

Декан ФЭиИ       ____________ Л.В. Яскевич

 

Заведующий кафедрой ГиСЭН    ____________ Л.В. Яскевич

 

 

 

 

Новотроицк, 2012 г.

Содержание

 

Введение

4

1 Теоретические аспекты  осуществления закупочной логистики  предприятия

 

7

1.1 Понятие закупочной  логистики, ее место в системе  предприятия

7

1.2 Оценка эффективности  закупок

17

1.3 Современные логистические  концепции закупок

24

2 Оценка закупочной  деятельности ОАО «Уральская  Сталь» за 2009-2011 гг.

 

39

2.1 Экономическая характеристика  предприятия

39

2.2 Маркетинговый анализ  деятельности предприятия

45

2.3 Анализ закупочной  политики предприятия

65

3 Рекомендации по совершенствованию  организации закупок ОАО «Уральская Сталь»

 

71

3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь»

71

3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий

73

Заключение

87

Список использованных источников

90

Приложение А Организационная  структура ОАО «Уральская Сталь»               95

Приложение Б Организационная структура коммерческой дирекции

96


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

 

Целью дипломной работы является оценка эффективности закупок материальных ресурсов ОАО «Уральская Сталь».

Объектом исследования является отдел материально-технического снабжения (ОМТС) ОАО «Уральская Сталь».

В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток), среднесписочная численность рабочих и др.

Дипломная работа изложена на  95 страницах, содержит 13 рисунков, 33 таблиц, список использованных источников состоит из 50 наименования, 2 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Для обеспечения высоких  темпов экономического роста необходимо согласованное взаимодействие всех участников логистического процесса, начиная с источников получения сырья заканчивая потреблением продукции конечными потребителями. Основной целью внедрения логистики на предприятии является обеспечение максимальной его приспособленности к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и получением преимуществ перед конкурентами за счет оптимизации происходящих в нем потоковых процессов. Логистическая концепция управления требует интеграции организационной структуры предприятия и построение ее в виде логистической цепи закупки - производство - сбыт, через которую проходят материальные и другие потоки предприятия.

Материальный поток  в процессе своего движения от поставщиков  исходных ресурсов до потребителей готовой продукции проходит три стадии: закупочную, где элементами материального потока являются материальные ресурсы; производственную - незавершенное производство и сбытовую - готовая продукция. Важную роль в движении материального потока играет звено «закупки». Закупки обеспечивают механизм, инициирующий и контролирующий материальный поток через цепь поставок. В широком смысле «закупки» образуют основное звено между субъектами, входящими в цепь поставок и служат механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В узком смысле, закупки - важная функция в любой организации, отвечающая за приобретение всех необходимых материалов. Кроме того, на закупки приходится значительная доля расходов предприятия.

В условиях современной  экономики, жесткой конкурентной борьбы, залогом успеха любой организации является непрерывное повышение качества выпускаемой продукции и снижение ее себестоимости, за счет совершенствование каждого процесса организации и деятельности предприятия в целом.           

Производственная деятельность предприятия неразрывно связана  с фина-

нсовым, кадровым, информационным и материально-техническим обеспечением. Процесс закупки материалов, комплектующих изделий, оборудования, сырья, т.е. процесс материально-технического обеспечения, является неотъемлемой частью деятельности любого промышленного предприятия, важным этапом жизненного цикла продукции, от которого во многом зависит качество конечной продукции поставляемой потребителю.

Закупочная логистика  есть процесс обеспечения предприятий  материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.

Организация хозяйственных  связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности предприятия, так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента продукции.

   Все операции  по организации торгово-оперативных  процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы предприятия торговли связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции потребителям. Поэтому  на каждом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.

Актуальность данной работы заключается в том, что  необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества на основе применения эффективных инструментов закупочной логистики.

Изучение проблемы эффективного построения закупочной деятельности

предприятия значительно  расширяет возможности совершенствования  снабжения с позиций рационального использования поставщиков, складских помещений, информационного обеспечения и других составляющих.

Целью данной работы является оценка эффективности закупок материальных ресурсов ОАО «Уральская Сталь».

Задачи данной работы:

- ознакомиться с целями и задачами закупочной логистики;

- изучить методы закупок материальных ресурсов на предприятии;

- рассмотреть показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов на предприятии;

- рассмотреть процесс закупок на примере конкретного предприятия;

- провести оценку эффективности закупок материальных ресурсов предприятия.

Объектом исследования данной дипломной работы является отдел материально - технического снабжения ОАО «Уральская Сталь».

Предметом исследования является закупочная деятельность ОАО «Уральская Сталь». 

В работе рассматривается  основной круг вопросов по закупочной деятельности промышленного предприятия в современных условиях. В ней изложены теоретические основы логистики снабжения; кратко охарактеризовано информационное обеспечение закупочной деятельности предприятия; сформированы сущность, цель, функции и роль закупок в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты осуществления закупочной

логистики на предприятии

 

    1. Понятие закупочной логистики, ее место в системе предприятия

 

Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом:

1) определение потребности в материальных ресурсах. Для этого отдел закупок получает информацию от отдела маркетинга, производственного отдела, службы логистики, операционно-аналитического отдела. Расчет средств на приобретение материальных ресурсов. Для расчетов необходимы данные из бухгалтерии и финансового отдела о наличии свободных оборотных средств;

2) поиск, анализ данных, выбор поставщиков. Это важная функция отдела закупок включает тщательное исследование рынка поставщиков по интересующей продукции, поиск наиболее квалифицированных поставщиков, предоставление необходимых услуг до и после продажи. В результате анализа выбираются приемлемые поставщики. Определение условий поставки и оплаты: переговоры с поставщиками, на которых обсуждаются условия доставки, формы оплаты, возможность получения отсрочек платежа;

3) заключение договоров и контроль исполнения. Данная функция отдела закупок выполняется при тесном сотрудничестве с юридическим отделом. Так как важно в договоре соблюсти все интересы компании. Действия в случае нарушений условий поставки. Санкции в отношении поставщика, нарушавшего условия поставки, могут иметь разный характер: от простого предупреждения или мелкого штрафа, до расторжения договора с ним;

4) получение материальных ресурсов. Обработка входящих потоков материальных ресурсов, идентификация продукции, уточнение количества, подготовка отчетов и перемещение сырья к месту его использования и хранения;

5) проверка поступающей продукции и подтверждение качества. Проверка и подтверждение того, что поступающее сырьё, материал и услуги отвечают требованиям, то есть соответствуют договору и сертификации.

Основу экономической  эффективности закупочной логистики  составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общих производственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь велика по сравнению с другими отраслями экономики (особенно материалоемкими), расчет затрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшую стратегию производства и сбыта конечной продукции. В западной практике закупочной деятельности выработан ряд «общих правил» или рекомендаций, которые не только существенно облегчают отношения с поставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение компании, создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодекс характеризует этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулирован следующим образом: в основе успешной подготовки и производства продукции (при прочих равных условиях) лежат хорошие отношения между предпринимателем, с одной стороны, и кредиторами и поставщиками, с другой. Особое внимание следует уделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочь особенно важны.


В отношениях с поставщиками рекомендуется держаться нескольких ос-

новных принципов:

- обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы;

- не забывать демонстрировать на деле общность интересов;

     - знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

Информация о работе Совершенствование закупочной деятельности предприятия на основе логистических концепций (на примере ОАО «Уральская Сталь»)