Совершенствование закупочной деятельности предприятия на основе логистических концепций (на примере ОАО «Уральская Сталь»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:45, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, прибыль (убыток) от продаж, чистая прибыль (убыток), среднесписочная численность рабочих и др.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики пред-приятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предпри-ятия 7
1.2 Оценка эффективности закупок 17
1.3 Современные логистические концепции закупок 24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия 39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия 45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия 65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь» 71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 73
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложение А Организационная структура ОАО «Уральская Сталь» 95
Приложение Б Организационная структура коммерческой дирекции 96

Файлы: 1 файл

диплом у3doc.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

В отделе горюче-смазочные материалы работают: специалист, ведущий экономист и экономист 1 категории (см. рисунок 2.1). Руководство отделом осуществляет начальник отдела материально-технического снабжения.

 


 



 

 

 

Рисунок 2.1 - Структура отдела горюче – смазочных материалов ОАО

«Уральская Сталь»

 

Поставщиков отдела горюче-смазочных материалов рассмотрим в пункте 2.3.

2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия

 

 

 

Анaлиз внeшнeй cpeды пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.

Можно выделить восемь факторов внешней макросреды влияющих на деятельность предприятия.

1) Экономические факторы.

2) Политические факторы.

3) Рыночные факторы.

4) Технологические факторы.

5) Факторы социального поведения.

6) Международные факторы.

7) Демографические факторы.

8) Природные факторы.

Микроокружение ещё  называют непосредственным деловым влиянием организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации (см. рисунок 2.2).

Изучение потребителей позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.

Следующей важнейшей  составляющей непосредственной внешней микросреды являются конкуренты, участвующие в непрекращающемся соперничестве за предпочтения потребителей.

Существенное влияние  на деятельность предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями.

Они представляют собой  группы лиц, организаций, учреждений, потенци-

ально или реально  воздействующих на деятельность предприятия.



 






 

 

 

Рисунок 2.2 – Микроокружение предприятия

 

Потенциальное воздействие может выражаться как  в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определённого отношения к ней.

Таким образом, предприятие на рынке действует  не обособленно, а в окружении  и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга.

Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создаёт определённые социальные условия для их жизнедеятельности.

Цель исследования внутренней среды — выявление  сильных и слабых сторон предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять.

Рассмотрим  влияние основных факторов микросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь». К ним относятся: потребители, конкуренты.

В таблице 2.2 указан выпуск стали конкурентами предприятия.

 

Таблица 2.2 -  Выпуск стали конкурентами ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.

                                                                                                    В тыс. тоннах

 

Наименование предприятий

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

 

Абсолютное

отклонение

 

Темп

прироста,

процент

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

ОАО «ММК»

9850

10000

11600

1050

700

1,5

16,0

ОАО «МЕЧЕЛ»

6000

7800

11500

2800

2700

30,0

47,4

ОАО

«НТМК»

7700

8500

11200

2000

1500

10,4

31,8

ОАО

«Северсталь»

9600

10800

12100

1200

1300

12,5

12,0

ОАО «Уральская Сталь»

9650

10900

12150

1250

1250

13,0

11,5


 

Из таблицы 2.2 видно, что наиболее конкурентными предприятиями по выпуску стали для ОАО «Уральская Сталь» являются предприятие ОАО «Мечел», у которого темп прироста в 2010-2011 гг. составил 47,4 %  и ОАО «НТМК» темп прироста в 2010-2011 гг. составил 31,8 %.

Емкость рынка металлопродукции России указана в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Емкость рынка металлопродукции России в 2009-2011 гг.                                                                                                                      

В тыс. тоннах

 

Отрасль

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

Абсолютное

отклонение

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

Трубники, заготовка

1100

1150

1200

50

50

Трубники, штрипс

1250

1300

1350

50

50

Мостостроение

220

235

240

15

5

Машиностроение

1150

1200

1260

50

60


 

Из таблицы 2.3 видно, что емкость рынка металлопродукции  по трубникам каждый год увеличивалась на 50 тыс. т.

Емкость рынка металлопродукции России в 2009-2011 гг. представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Емкость рынка  металлопродукции России в 2009-2011 гг.

 

В таблице 2.4 представлены данные по выпуску металлопродукции конкурентами ОАО «Уральская Сталь».

 

Таблица 2.4 – Объем выпуска металлопродукции конкурентами ОАО

«Уральская Сталь» в 2009-2011 гг.

                                                                                                    В тыс. тоннах

 

   Отрасль

ОАО «ММК»

ОАО «МЕЧЕЛ»

ОАО«НТМК»

ОАО «Северсталь»

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Трубники, заготовка

-

-

-

509

508

512

506

515

510

-

-

-

Трубники, штрипс

275

280

283

546

550

552

-

-

-

725

828

835

Мостостроение

100

125

128

-

-

-

-

-

-

178

182

187

Машиностроение

386

390

393

-

-

-

234

255

259

377

390

400


 

Из данной таблицы  видно, что по выпуску металлопродукции за весь анализируемый период лидирует ОАО «Северсталь».

В таблице 2.5 представлены данные по выпуску металлопродукции ОАО «Уральская Сталь».

 

Таблица – 2.5 Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 гг.

                                                                                                            В тыс. тоннах

 

Отрасль

ОАО «Уральская Сталь»

Абсолютное 

отклонение

2009 г.

2010 г.

2011г.

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

1

2

3

4

5

6

Трубники, заготовка

515

520

523

5

3

Трубники, штрипс

530

550

800

20

250


 

Окончание таблицы 2.5

1

2

3

4

5

6

Мостостроение

100

125

128

25

3

Машиностроение

400

408

410

8

2


 

Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 годах представлен на рисунке 2.4.

 

Рисунок 2.4 - Объем выпуска  металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 гг.

 

 

Теперь определим рыночную долю предприятий с помощью формулы 2.1:

                                 ДР = (ОВ/ЕР)

100 %,                                                (2.1)

где ДР – доля рынка;

      ОВ –  объем выпуска;

      ЕР –  емкость рынка.

 

Полученные данные вносим в таблицу 2.6.

Таблица 2.6 – Расчет доли рынка конкурентов ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.

                                                                                                       В процентах

Отрасль

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

ОАО «ММК»

Трубники,

 штрипс

ДР=275/1250

100%=

=23

ДР=280/1300

100%=

=22

ДР=283/1350

100%=

=21

Мостостроение

ДР=100/220

100%=

=45

ДР=125/235

100%=

=53

ДР=128/240

100%=

=53

Машиностроение

ДР=386/1150

100%=

=34

ДР=390/1200

100%=

=33

ДР=393/1260

100%=

=31

ОАО «МЕЧЕЛ»

Трубники, заготовка

ДР=509/1100

100%=

=46

ДР=508/1150

100%=

=44

ДР=512/1200

100%=

=43

Трубники,

штрипс

ДР=546/1250

100%=

=44

ДР=550/1300

100%=

=42

ДР=552/1350

100%=

=41

ОАО «НТМК»

Трубники, заготовка

ДР=506/1100

100%=

=46

ДР=515/1150

100%=

=45

ДР=510/1200

100%=

=43

Машиностроение

ДР=234/1150

100%=

=20

ДР=255/1200

100%=

=21

ДР=259/1260

100%=

=21

ОАО «Северсталь»

Трубники,

 штрипс

ДР=725/1250

100%=

=58

ДР=828/1300

100%=

=64

ДР=835/1350

100%=

=62

Мостостроение

ДР=178/220

100%=

=81

ДР=182/235

100%=

=77

ДР=187/240

100%=

=78

Машиностроение

ДР=377/1150

100%=

=33

ДР=390/1200

100%=

=32

ДР=400/1260

100%=

=32

ОАО «Уральская Сталь»

Информация о работе Совершенствование закупочной деятельности предприятия на основе логистических концепций (на примере ОАО «Уральская Сталь»)