Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа
Объект исследования – система социальной защиты.
Предмет исследования – механизм функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить теоретические основы социальной справедливости и проанализировать систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, синтез, группировки, сравнительного анализа, статистического анализа.
Введение 5
1 Социальная справедливость и теоретические основы социальной защиты населения 6
2 Особенности системы социальной защиты населения в странах Европейского Союза 12
3 Модель социальной защиты в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Расходы Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 38
Показатели свидетельствуют о том, что пенсионерам, а также людям, нуждающимся в выплате пособий, уделяется огромное внимание со стороны государства.
Вхождение Республики Беларусь в рыночные отношения сопровождаются обострением старых и появлением новых проблем системы социальной защиты:
1. В развитых странах мира получили распространение системы негосударственного социального страхования, но в нашей стране этот вид социального страхования только начинает формироваться и значительной роли в системе социальной защиты не играет. К примеру, полисы добровольного медицинского страхования в Беларуси приобрели лишь около 20 тыс. чел. В основном это связано с высокой стоимостью такой страховки — от 30 до 500 дол. в год (что может позволить себе достаточно ограниченный круг людей). Неразвито и распространенное на Западе корпоративное страхование, так как фирмам не предусмотрены для этого налоговые льготы. Это достаточно серьезные недочеты в системе социального медицинского страхования Республики Беларусь.
2. Основные проблемы, накопившиеся в системе государственного пенсионного страхования, можно свести к следующему:
3. Основной проблемой в сфере социальной поддержки семей с детьми является недостаточная адресность и «распыленность» выплат.
4. В системе социального вспомоществования Беларуси также существуют проблемы. Социальная помощь имеет небольшое значение в доходах, ее размеры незначительны в связи с неадекватностью оценок нуждаемости, ее выплата не может существенно повлиять на уровень жизни беднейших семей. Для остро нуждающихся денежная помощь зачастую является единственным источником для поддержания доходов на уровне, соответствующем минимально допустимому уровню жизни, и в то же время фактором сохранения сложившегося граничного положения. Ее получатели зачастую вынуждены отказываться от определенных позиций потребления. Но повышение размеров пособий и помощи до экономически значимых величин при сохранении круга их получателей на данном этапе невозможно.
5. В большинстве
случаев льготы
6. Важной проблемой социальной защиты явилась отмена льгот пенсионерам, студентам и другим группам лиц, проживающим на территории РБ в Указе №637 от 17 декабря 2007г. Причиной этого явилось то, что в стране проживает очень много категорий людей, которым предоставляются льготы. И распределяются эти средства для всех одинаково. Поэтому было принято решение отменить большинство льгот, сконцентрировать средства и направить их по целевому назначению. Задача государства – не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни.
Все эти проблемы появились в результате каких-либо неполадок в системе социальной защиты Республики Беларусь. И соответственно, при возникновении этих недочетов, необходимо искать пути решения данных проблем.
По мнению автора нужно начать с развития системы дополнительного пенсионного страхования. Нужно повсеместно ввести пенсионные страховки, а к ним открыть счета, на которые люди смогут переводить отчисления от своих доходов в том размере, в котором они считают целесообразным, и провести такую своеобразную рекламу под лозунгом «Подумай о своей старости сейчас». Также необходимо сделать более доступной в бюджетном плане систему медицинского страхования. И чтобы распространить корпоративное страхование, следует внести изменения в налоговый кодекс о предоставлении таким фирмам налоговых льгот.
В связи с сфере пенсионного обеспечения проблемами государством предпринимается ряд мер по реформированию пенсионной системы.
Во-первых, с 2003 г. введена система персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов, что позволит обеспечить достоверность сведений о страховом вкладе каждого гражданина, создать информационную базу для назначения пенсий и повысить заинтересованность в уплате страховых взносов.
Во-вторых, в
2004 г. принята концепция
В-третьих, к двухуровневой пенсионной системе (социальные пенсии и трудовые пенсии на основе текущих взносов) предполагается добавить третий уровень — дополнительные пенсионные накопительные системы.
Принципиальным
является то, что размер будущей
пенсии ставится в зависимость от
профессионализма и величины уплаченных
страховых и накопительных
Что касается выплаты пособий, то следует решить следующие вопросы: усиление принципа адресности в социальной помощи, необходимость упорядочения многочисленных льгот, информированности граждан о порядке и условиях предоставления адресной помощи.
Внедрение адресной социальной защиты позволяет: снизить уровень расходов на программы соц. защиты; совершенствовать систему идентификации бедных домохозяйств; создать стимулы к производительному труду; повысить эффективность политики в жилищной сфере относительно льгот, тарифов, качества услуг.
Также необходимо реформирование льготной системы нашего государства. В Беларуси необходимо вводить новые подходы к определению нуждаемости, скоординировать механизмы предоставления социальной помощи и льгот.
Конечно, нельзя
не заметить, что 15 сентября 2011 года в
систему льгот были внесены небольшие
изменения – было предоставлено
право бесплатного проезда
Для повышения
эффективности распределения
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Социальная справедливость и социальная защиты – это одни из главных направлений для всех социально-ориентированных государств мира.
Социальная
справедливость – понятие, применимое
для обозначения
О социальной справедливости говорят как об основной добродетели социальных институтов. Идеалом социальной справедливости является такая система общественных институтов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре, т. е. постоянно, обеспечивает справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ.
Социальная защита населения – это система мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни.
Основными направлениями социальной защиты граждан в Республике Беларусь является государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальная помощь.
Социальная защита имеет всеобщий характер. Она распространяется на всех членов общества и граждан государства. Также она наделена принципами, дифференцированности, многосубъектности и солидарности субъектов, ответственности общества и государства за реализацию права человека на социальную защиту, ее государственные гарантии
Система социальной защиты населения каждой страны имеет свою определенную организационную структуру.
Отличительной особенностью бюджета нашей страны продолжает оставаться его социальная направленность. Этот аспект нашел отражение в реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и разработанном проекте на 2011-2015 годы. В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения. В этих целях создается множество программ, реализация которых направлена на повышения уровня жизни населения и наращивание человеческого потенциала. В рамках усовершенствования системы социальной защиты Республики Беларусь в долгосрочной перспективе предусматривается:
Также хотелось бы внести такое дополнение, как выплата только заработной платы работающим пенсионерам, что сократило бы расходы государства на выплаты пенсий; эти деньги могли бы пойти на повышение, например, пособий или тех же пенсий для неработающих пенсионеров. Также это могло бы явиться дополнительной возможность получить работу молодым специалистам, так как многие работники пенсионного возраста ушли бы на пенсию, ввиду невозможности получать доход из двух источников, если бы это было основной причиной их занятости.
Таким образом, социальная защита является неотъемлемым элементом функционирования каждого общества и является средством для поддержания и улучшения уровня жизни каждого члена общества.