Социальная справедливость и система социальной защиты. Модель социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – система социальной защиты.
Предмет исследования – механизм функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить теоретические основы социальной справедливости и проанализировать систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, синтез, группировки, сравнительного анализа, статистического анализа.

Оглавление

Введение 5
1 Социальная справедливость и теоретические основы социальной защиты населения 6
2 Особенности системы социальной защиты населения в странах Европейского Союза 12
3 Модель социальной защиты в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Расходы Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Молош.doc

— 543.50 Кб (Скачать)

Показатели  свидетельствуют о том, что пенсионерам, а также людям, нуждающимся в выплате пособий, уделяется огромное внимание со стороны государства.

Вхождение Республики Беларусь в рыночные отношения сопровождаются обострением старых и появлением новых проблем системы социальной защиты:

1. В развитых странах мира получили распространение системы негосударственного социального страхования, но в нашей стране этот вид социального страхования только начинает формироваться и значительной роли в системе социальной защиты не играет. К примеру, полисы добровольного медицинского страхования в Беларуси приобрели лишь около 20 тыс. чел. В основном это связано с высокой стоимостью такой страховки — от 30 до 500 дол. в год (что может позволить себе достаточно ограниченный круг людей). Неразвито и распространенное на Западе корпоративное страхование, так как фирмам не предусмотрены для этого налоговые льготы. Это достаточно серьезные недочеты в системе социального медицинского страхования Республики Беларусь.

2. Основные проблемы, накопившиеся в системе государственного пенсионного страхования, можно свести к следующему:

  • высокий уровень пенсионной нагрузки и относительно низкий возраст выхода на пенсию (на 100 пенсионеров приходится 171 занятый в экономике);
  • нестабильное и постоянно ухудшающееся с 2002 г. финансовое положение Фонда социальной защиты населения, вызванное несвоевременным и неполным поступлением взносов на государственное социальное страхование вследствие неплатежеспособности ряда предприятий; использование средств государственного социального страхования на выплаты, которые должны финансироваться из республиканского бюджета;
  • достаточно низкий уровень пенсий;
  • слабая связь размера пенсий с трудовым вкладом работника (пенсия больше всего зависит от размера заработной платы, а в меньшей от стажа, например: если у человека большой стаж, но заработная плата была маленькая, то и пенсию он будет получать маленькую);
  • отсутствие эффективной системы дополнительного страхования пенсий (у нас нет дополнительных пенсионных систем, как например, за границей).
  • дискуссионным остается вопрос о повышении возраста выхода на пенсию (только в России, Украине, Узбекистане и Беларуси он для мужчин-60 лет, а для женщин-55 лет, хотя в других странах он выше). С одной стороны, это вызовет рост социальной напряженности в обществе в условиях снижения средней продолжительности жизни (для мужчин – 62,2 года, для женщин – 70,9 лет), с другой — демографическая ситуация такова, что данная мера, скорее всего, будет неизбежна. Это же можно сказать о проблеме выплаты пенсий работающим пенсионерам [2, с. 85-89].

3. Основной проблемой в сфере социальной поддержки семей с детьми является недостаточная адресность и «распыленность» выплат.

4. В системе социального вспомоществования Беларуси также существуют проблемы. Социальная помощь имеет небольшое значение в доходах, ее размеры незначительны в связи с неадекватностью оценок нуждаемости, ее выплата не может существенно повлиять на уровень жизни беднейших семей. Для остро нуждающихся денежная помощь зачастую является единственным источником для поддержания доходов на уровне, соответствующем минимально допустимому уровню жизни, и в то же время фактором сохранения сложившегося граничного положения. Ее получатели зачастую вынуждены отказываться от определенных позиций потребления. Но повышение размеров пособий и помощи до экономически значимых величин при сохранении круга их получателей на данном этапе невозможно.

5. В большинстве  случаев льготы предоставляются  не по нуждаемости в них,  а по формальной принадлежности  к определенной социальной группе. Но мероприятия социальной защиты, направленные на определенные слои населения, носят уравнительный характер, их реализация приводит к распылению средств и отсутствию ожидаемого эффекта (к примеру, пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места). Уравнительный принцип распределения пенсионных средств имеет один существенный изъян: он не стимулирует граждан к тому, чтобы заботиться о своей будущей пенсии. Невыгодно «показывать» высокие заработки, отсюда нелегальная работа и зарплаты «в конверте». По имеющимся оценкам, свыше 600 тыс. человек трудоспособного возраста нигде официально не работают. Это значительные потери для пенсионного фонда страны. Величина полученных социальных льгот возрастает в зависимости от числа детей в семье (в основном, за счет льгот, полученных на питание, и оплаты стоимости путевок). Льготами преимущественно пользуются большие семьи, что связано с ошибками учета эффекта от совместного ведения хозяйства (при расчете среднего дохода на человека) В территориальном аспекте наибольшие льготы получают семьи, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, а при этом люди, которые живут, к примеру, в километре от данной территории ничего не получают.

6. Важной проблемой социальной защиты явилась отмена льгот пенсионерам, студентам и другим группам лиц, проживающим на территории РБ в Указе №637 от 17 декабря 2007г. Причиной этого явилось то, что в стране проживает очень много категорий людей, которым предоставляются льготы. И распределяются эти средства для всех одинаково. Поэтому было принято решение отменить большинство льгот, сконцентрировать средства и направить их по целевому назначению. Задача государства – не предоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобы гражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни.

Все эти проблемы появились в результате каких-либо неполадок в системе социальной защиты Республики Беларусь. И соответственно, при возникновении этих недочетов, необходимо искать пути решения данных проблем.

По мнению автора нужно начать с развития системы дополнительного пенсионного страхования. Нужно повсеместно ввести пенсионные страховки, а к ним открыть счета, на которые люди смогут переводить отчисления от своих доходов в том размере, в котором они считают целесообразным, и провести такую своеобразную рекламу под лозунгом «Подумай о своей старости сейчас». Также необходимо сделать более доступной в бюджетном плане систему медицинского страхования. И чтобы распространить корпоративное страхование, следует внести изменения в налоговый кодекс о предоставлении таким фирмам налоговых льгот.

В связи с  сфере пенсионного обеспечения  проблемами государством предпринимается ряд мер по реформированию пенсионной системы.

Во-первых, с 2003 г. введена система персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов, что позволит обеспечить достоверность сведений о страховом вкладе каждого гражданина, создать информационную базу для назначения пенсий и повысить заинтересованность в уплате страховых взносов.

Во-вторых, в 2004 г. принята концепция реформирования Фонда социальной защиты населения. В частности, предполагается ввести раздельный учет взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, что позволит усилить мотивацию  пенсионной системы к самофинансированию. Излишки, не использованные на социальные выплаты, должны инвестироваться в целях повышения доходности фонда.

В-третьих, к  двухуровневой пенсионной системе (социальные пенсии и трудовые пенсии на основе текущих взносов) предполагается добавить третий уровень — дополнительные пенсионные накопительные системы.

Принципиальным  является то, что размер будущей  пенсии ставится в  зависимость от профессионализма и величины уплаченных страховых и накопительных пенсионных взносов, что стимулирует обеспечение достойной трудовой пенсии в будущем.

Что касается выплаты пособий, то следует решить следующие вопросы: усиление принципа адресности в социальной помощи, необходимость упорядочения многочисленных льгот, информированности граждан о порядке и условиях предоставления адресной помощи.

Внедрение адресной социальной защиты позволяет: снизить  уровень расходов на программы соц. защиты; совершенствовать систему идентификации  бедных домохозяйств; создать стимулы  к производительному труду; повысить эффективность политики в жилищной сфере относительно льгот, тарифов, качества услуг.

Также необходимо реформирование льготной системы нашего государства. В Беларуси необходимо вводить новые подходы к определению нуждаемости, скоординировать механизмы предоставления социальной помощи и льгот.

Конечно, нельзя не заметить, что 15 сентября 2011 года в  систему льгот были внесены небольшие  изменения – было предоставлено  право бесплатного проезда минским  студентам, однако, на мой взгляд, это  кратковременные изменения.

Для повышения  эффективности распределения социальных ресурсов должно быть активизировано оказание консультативной поддержки  гражданам, поскольку она способствует их независимости от социальной помощи в денежной форме. При совершенствовании  системы социальной помощи можно использовать зарубежный опыт. Например, по опыту ФРГ можно рекомендовать закрепление механизма предоставления ссуд взамен оказания безвозмездной помощи; по опыту России и Украины — заключение договора при оказании социальной помощи, в котором определяются шаги по повышению уровня жизни граждан за счет собственных усилий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа можно сделать  следующие выводы.

Социальная  справедливость и социальная защиты – это одни из главных направлений для всех социально-ориентированных государств мира.

Социальная  справедливость – понятие, применимое для обозначения институционального измерения справедливости, нравственность в ее проекции на социальную сферу.

О социальной справедливости говорят как об основной добродетели социальных институтов. Идеалом социальной справедливости является такая система общественных институтов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре, т. е. постоянно, обеспечивает справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ.

Социальная  защита населения – это система  мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни.

Основными направлениями  социальной защиты граждан в Республике Беларусь является государственное  социальное страхование, пенсионное обеспечение  и социальная помощь.

Социальная  защита имеет всеобщий характер. Она распространяется на всех членов общества и граждан государства. Также она наделена принципами, дифференцированности, многосубъектности и солидарности субъектов, ответственности общества и государства за реализацию права человека на социальную защиту, ее государственные гарантии

Система социальной защиты населения каждой страны имеет  свою определенную организационную  структуру.

Отличительной особенностью бюджета нашей страны продолжает оставаться его социальная направленность. Этот аспект нашел отражение в  реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы и разработанном проекте на 2011-2015 годы. В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения. В этих целях создается множество программ, реализация которых направлена на повышения уровня жизни населения и наращивание человеческого потенциала. В рамках усовершенствования системы социальной защиты Республики Беларусь в долгосрочной перспективе предусматривается:

  • Сокращение дифференциации доходов различных групп населения.
  • Распространение  действия социальной защиты на все уровни экономической системы.
  • Совершенствование программы адресной помощи с учетом потребностей населения.
  • Формирование дополнительных фондов социального страхования.
  • Создание гибкой многоуровневой, финансово устойчивой пенсионной системы.
  • Изменение пенсионного законодательства с учетом традиций, менталитета и иностранного опыта.
  • Пересмотр системы льгот и принципа их начисления, устранение дублирования в предоставлении льгот на республиканском и местном уровнях с целью создания условий для более полного использования интеллектуального, трудового и предпринимательского потенциала трудоспособных граждан.

Также хотелось бы внести такое дополнение, как  выплата только заработной платы  работающим пенсионерам, что сократило  бы расходы государства на выплаты пенсий; эти деньги могли бы пойти на повышение, например, пособий или тех же пенсий для неработающих пенсионеров. Также это могло бы явиться дополнительной возможность получить работу молодым специалистам, так как многие работники пенсионного возраста ушли бы на пенсию, ввиду невозможности получать доход из двух источников, если бы это было основной причиной их занятости.

Таким образом, социальная защита является неотъемлемым элементом функционирования каждого  общества и является средством для  поддержания и улучшения уровня жизни каждого члена общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Esping-Andersen, G. The three worlds of welfare capitalism / G. Esping-Andersen. – Cambridge: Politi Press, 1990. – 215 p.
  2. Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.
  3. Волгин, Н.А. Социальная политика: учеб. / Н.А. Волгин – 2-е изд. – Москва: РАГС, 2008. – 408с.
  4. Клюня, В.Л.Экономика: учеб. пособие / В.Л. Клюня, Н.С. Тихонович. – Минск: БГУ, 2007. – 150 с.
  5. Косов, Н.С. Основы макроэкономического анализа: учеб. / Н.С. Косов. – Тамбов: ТГТУ, 2007.– 227 с.
  6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика. Социально-экономический аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 512 с.
  7. Макроэкономика: учеб.пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. – 409 с.
  8. Макроэкономика: учеб.пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский [и др.]; под общ.ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: Равноденствие, 2004. – 346 с.
  9. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/pensia/new_url_314041248.html. – Дата доступа: 18.11.2012.
  10. Николаевский, В.В. Система социальной защиты: теория, методология, практика / Николаевский В.В., П.Г. Никитенко. – Минск: Право и экономика, 2004. – 461с.
  11. Петросян, Д. Социальная справедливость в экономических отношениях / Д. Петросян. // Экономический портал [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://institutiones.com/general/601-socialnaya-spravedlivost.html. Дата доступа: 05.11.2012.
  12. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vypolnenia_parametrov/o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-respubliki-belarus-v-i-polugodii-2011-goda_i_0000000962.htm. Дата доступа: 16.11.2012.
  13. Социальная политика: сущность и механизм реализации / Современная экономическая теория [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/dohody/soc-politika.html. Дата доступа: 12.11.2012.
  14. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – 359 с.
  15. Церкасевич, Л.В. Социальная политика и стратегия ее реализации в странах ЕС/ Л.В. Церкасевич. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2003. – 193 с.
  16. Щеткина, М.А. Совершенствование социального обслуживания – во благо человека / М.А. Щеткина // Проблемы управления. – 2009. – № 2 (31). – С. 26 – 30.
  17. Юрьева, Т.В. Макроэкономика: учеб.-практ. пособие. Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. – М.: МЭСИ, 2006. – 382 с.

Информация о работе Социальная справедливость и система социальной защиты. Модель социальной защиты в Республике Беларусь