Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа
Объект исследования – система социальной защиты.
Предмет исследования – механизм функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить теоретические основы социальной справедливости и проанализировать систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, синтез, группировки, сравнительного анализа, статистического анализа.
Введение 5
1 Социальная справедливость и теоретические основы социальной защиты населения 6
2 Особенности системы социальной защиты населения в странах Европейского Союза 12
3 Модель социальной защиты в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Расходы Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 38
Примечание – [15, с. 120, таблица 14].
3 Модель социальной защиты в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования
Республика Беларусь как социально ориентированное правовое государство проводит социальную политику, направленную на формирование стабильного общества. Социальная политика, основывающаяся на реально имеющихся у государства ресурсах, выступает катализатором экономического роста и стимулирует трудовую и хозяйственную активность населения за счет предоставления каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечить доходы и необходимый уровень жизни, а для нетрудоспособных и малоимущих членов общества обеспечивает эффективную социальную защиту.
Национальные системы социальной защиты формируются с учетом особенностей социально-экономического развития конкретной страны и с учетом конвенций Международной организации труда, в которых сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной помощи и категории населения, на которые они должны распространяться.
В результате перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям возникла необходимость создания системы социальной защиты населения, отвечающей международным нормам и избранной социально-экономической модели развития. В соответствии с происходящими в обществе изменениями социальная защита в Беларуси с 2001 г. начала приобретать новые черты: происходит переориентация на страховые принципы социального обеспечения, ослабление патерналистских подходов, получила развитие законодательная база по системе социальной защиты и социальное нормирование, появляются новые виды и формы социальных услуг и т. п. В то же время проявляется преимущественно компенсационный характер защитных мер, ослабевает роль предприятий и организаций в обеспечении защиты своих работников.
Проводимая в последние годы в стране социальная политика направлена на усиление социальной защищенности малообеспеченных, оказавшихся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации граждан и семей. При этом в связи с кризисными явлениями ставится задача повышения эффективности использования выделяемых на предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам или семьям бюджетных средств, а также привлечения на эти цели финансовых средств из внебюджетных источников. Для решения этой задачи предприняты меры по реформированию действующей в стране системы социальной помощи, направленные на упорядочение применяемых социальных льгот. Так, гражданам, у которых среднедушевой доход по объективным причинам не превышает критерий нуждаемости (устанавливаемую Правительством в процентах к бюджету прожиточного минимума на душу населения стоимостную величину) или находящимся в трудной жизненной ситуации, сложной для самостоятельного разрешения, оказывается государственная адресная социальная помощь.
В условиях рыночной экономики система социальной защиты населения призвана возмещать издержки, связанные с возникновением социальных рисков, включать превентивные меры, направленные на их снижение, а также обеспечивать социальные гарантии населению в получении необходимых для удовлетворения их потребностей социальных благ, способствовать предупреждению социальных конфликтов. Но главной функцией социальной защиты является поддержание уровня жизни тех групп населения, которые в силу тех или иных причин теряют трудоспособность или оказываются в трудной жизненной ситуации. [16, с. 26].
Основными направлениями (формами) социальной защиты граждан в Республике Беларусь является государственное социальное страхование, социальное обслуживание и социальная помощь.
В нашей стране преимущественно используется государственное социальное страхование, главными принципами которого являются:
К страховым случаям, при наступлении которых застрахованные граждане имеют право на получение выплат, относятся следующие социальные риски: болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста, безработица и т.д. Соответственно выделяют следующие виды выплат по государственному социальному страхованию:
В развитых странах мира получили распространение системы негосударственного социального страхования, но в нашей стране этот вид социального страхования только начинает формироваться и значительной роли в системе социальной защиты не играет. К примеру, полисы добровольного медицинского страхования в Беларуси приобрели лишь около 20 тыс. чел. В основном это связано с высокой стоимостью такой страховки — от 30 до 500 дол. в год (что может позволить себе достаточно ограниченный круг людей). Неразвито и распространенное на Западе корпоративное страхование, так как фирмам не предусмотрены для этого налоговые льготы.
Важнейшей составляющей республиканской системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В Беларуси используется первый тип пенсионной системы, основанный на принципе солидарности, при котором трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы. Это объясняется нестабильностью экономики переходного периода и финансово-бюджетной системы страны.
Пенсионную систему Республики Беларусь составляют:
Все вышеперечисленные данные – средние размеры пенсий на август 2011 года (после перерасчета) по Республике Беларусь.
На финансирование пенсионных выплат направляется до 10 % ВВП. По уровню пенсионного обеспечения Республика Беларусь занимает лидирующие позиции среди государств СНГ.
На примере таблицы 4 проследим структуру реального изменения пенсий на период с 1995 по 2010 годы.
Таблица 4 - Динамика изменения реального размера пенсий
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году |
130,3 |
143,2 |
113,2 |
123,4 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |
Источник – [14, с. 179, таблица 6.12]
Из таблицы 4 можно определить, что реальный размер пенсий имеет тенденцию к увеличению из года в год, но следует заметить, что с разной динамикой, особенно снижена динамика увеличения с 2007 года, что вполне можно объяснить мировой экономической нестабильностью, которая связанна с мировым кризисом. Поэтому, очень важно отметить, что, несмотря на мировой кризис, реальные выплаты пенсий не снижаются, а увеличиваются, хотя и медленными темпами.
Государственная система пенсионного обеспечения требует реформирования по той причине, что она является не только составляющей повышения уровня жизни населения страны, но и стимулом повышения эффективности производства, т.к. работодатели будут перечислять дополнительные средства на индивидуальные пенсионные счета только тех работников, которые вносят определенный вклад в производство.
Гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего тем, кто в повседневной жизни не может обходиться без посторонней помощи, должен оказываться и оказывается широкий спектр социальных услуг.
Сегодня постоянным социальным обслуживанием на дому охвачено 100 % городских населенных пунктов, 98 % сельских населенных пунктов, 26 % отдаленных.
Основную позицию в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы.
Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает:
Основу современной системы социального обслуживания составляют территориальные центры социального обслуживания населения.
Главным направлением их работы является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов.
В Беларуси отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания. Во всех 156 районах страны работают отделения социальной помощи на дому, обслуживающие более 62 тыс. граждан (преимущественно в сельской местности). В основном социальные работники имеют дело с одинокими или проживающими отдельно пенсионерами. Создаются центры социального обслуживания (предполагается, что они будут созданы во всех районах). Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В ряде крупных городов открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми [2, с. 94].
Государственными учреждениями социального обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития.
Одним из основных направлений социальной помощи в РБ являются программы по поддержке малообеспеченных граждан.
Социальная помощь носит адресный характер, который заключается в том в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения.
В Республике Беларусь установлены приоритетные категории малообеспеченных граждан, которым направляется социальная помощь. К ним относят инвалидов 1 и 2 групп, одиноких пенсионеров, неполных и многодетных семей и т.д. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий, если плата за коммунальные услуги превышает 15% совокупного дохода семьи. Пособия для семей с детьми определяются в соотнесении к минимальному потребительскому бюджету.
Единовременные пособия выплачиваются:
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с 1 ноября 2011 г. назначается в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (574 790 бел. руб.)
Пособие на детей в возрасте от 3 до 16(18) лет устанавливается в размере 30% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (172 440 бел. руб.).
На основании таблицы, отражающей расходы Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, можно посмотреть удельный вес и его изменения из года в год различных видов социальных выплат в общем объеме расходов фонда. [Приложение А].
Расходы фонда включают пенсионные выплаты, пособия, расходы на погребение, прочие выплаты. К прочим выплатам относятся, в первую очередь, адресная социальная помощь малообеспеченным гражданам, затем, выплата больничных и расходы на оздоровление.
Из таблицы видно, что основную часть расходов Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь составляют пенсионные выплаты, это 71,2-83% в зависимости от года. Пособия здесь колеблются от 12,3 до 17,1%. Изменения происходят ввиду того, что уменьшается удельный вес по статье прочие расходы, которая включает адресную социальную помощь малообеспеченным гражданам, что соответственно, указывает на тот факт, что в стране снижается численность малообеспеченных граждан.