Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа
Объект исследования – система социальной защиты.
Предмет исследования – механизм функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить теоретические основы социальной справедливости и проанализировать систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, синтез, группировки, сравнительного анализа, статистического анализа.
Введение 5
1 Социальная справедливость и теоретические основы социальной защиты населения 6
2 Особенности системы социальной защиты населения в странах Европейского Союза 12
3 Модель социальной защиты в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Расходы Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Социальная справедливость и система социальной защиты. Модель социальной защиты в Республике Беларусь
Студентка
УЭФ, 2-й курс, ДЭА-1 А.В. Молош
Руководитель,
ассистент
МИНСК 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 39 с., 2 рис., 4 табл., 17 источников, 1 прил.
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Объект исследования – система социальной защиты.
Предмет исследования – механизм функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить теоретические основы социальной справедливости и проанализировать систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, синтез, группировки, сравнительного анализа, статистического анализа.
Исследования и разработки: проведен сравнительный анализ систем социальной защиты в зарубежных странах. Сделаны выводы относительно системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Элементы научной новизны: определены и сформулированы основные проблемы социальной справедливости и предложены конкретные способы их решения в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.
Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение социальной справедливости является очень актуальным, так как современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_______________ А.В. Молош
THE ABSTRACT
Course work: 39 p., 2 fig., 4 tables., 17 sources, 1 app.
SOCIAL JUSTICE, STATE SOCIAL POLICY, SOCIAL SECURITY, SOCIAL INSURANCE, social assistance, social services.
The object of study – social security system in the Republic of Belarus.
Subject of study – the mechanics of the system of social protection in the Republic of Belarus.
Purpose: to explore the theoretical foundations of social justice and to consider a system of social protection in the Republic of Belarus.
Methods: analysis, synthesis, group, comparative analysis, the statistical analysis.
Research and development: a comparative analysis of the social protection system in the Republic of Belarus. The conclusions of concerning the social protection system in the Republic of Belarus.
Elements of scientific novelty: the main problems of social justice are defined and formulated and concrete ways their solutions in Republic of Belarus are proposed.
Area of possible practical application: lectures, seminar occupations.
Technical and economic, social and economic importance: studying of social justice is very actual as the present stage of development of system of social protection in RB can be characterized as the period of formation of new national model of social support of the population.
The author of the work confirm that contained material correctly and objectively reflects the state of the process, and all borrowed from literature and other sources of theoretical, methodological and methodical aspects and concepts accompanied by references to their authors.
_______________ A. Molosh
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития системы социальной защиты в РБ можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи. Социальная поддержка отдельных категорий населения: одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, инвалидов, ветеранов осуществляется также путем реализации государственных социальных программ.
Социальная защита, как часть социальной политики, смягчает негативные социальные явления, помогает населению адаптироваться к новым условиям, обеспечивает социальную ориентированность развития.
Приоритетность социальной политики подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит стабильность общества. Ее показатели просты: эффективная занятость, достойный уровень жизни, оплаты труда и пенсионного обеспечения, развитая система социальной защиты. Именно поэтому, тема социальной защиты населения очень актуальна в наше время.
Целью работы является изучение теоретических основ социальной справедливости, а также анализ системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Объект исследования – система социальной защиты.
Предмет исследования – механизм функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
При написании работы использовалась учебно-методическая литература «Макроэкономика» А.В. Бондаря, «Социальная политика в Республике Беларусь» Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко, «Макроэкономика» Э.А. Лутохиной, периодические издания, законодательные акты, статистические сборники, средства интернет.
Проблема справедливости издавна волновала человечество. Еще Аристотель отмечал двойственность и противоречивость этого понятия. Существует два типа справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей и справедливость как результат воздаяния за личный труд и успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типами справедливости. Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидуумов по сравнению с другими является объективной. Однако он, удовлетворяя потребности личностей на единообразном уровне, снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость предполагает воздание индивидуумам за успех и личный труд, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к активной деятельности [4, с. 85].
Исходя из вышесказанного, под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства.
Социальное равенство – это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам, как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство повышает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счет этого социальные вложения в каждого человека.
Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует ее расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций).
Обеспечение социальной справедливости предполагает важность [7, c. 275]:
Следует подчеркнуть, что обеспечение социальной справедливости не означает ликвидации неравенства, где во все времена основными критериями принято считать доход, власть и престиж.
В экономически развитых странах со смешанной экономикой признается право людей на определенный стандарт благосостояния, и государство берет на себя обязанность проведения широких социальных мероприятий, гарантирующих это право.
Социальная политика – это деятельность государства, общественных организаций и благотворительных фондов, которая направлена на удовлетворение потребностей населения и реализуется через социальную сферу [7, с. 275].
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Объектами социальной политики являются: положение классов и социальных групп, наций и народностей, отдельной семьи, положение человека в обществе и все аспекты народного благосостояния.
Основные функции социальной политики можно свести к следующему [2, с. 19]:
Социальная политика строится на основе определённых принципов. Из них можно выделить три главных [2, с. 15]:
Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства пяти основных составляющих:
Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест. На рисунке 1. представлена структура социальной политики.
Социальная политика |
||
|
Основные функции |
|
|
||
|
Структурные звенья |
|
|