Социальная справедливость и система социальной защиты. Модель социальной защиты в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:37, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – система социальной защиты.
Предмет исследования – механизм функционирования системы социальной защиты в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить теоретические основы социальной справедливости и проанализировать систему социальной защиты в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, синтез, группировки, сравнительного анализа, статистического анализа.

Оглавление

Введение 5
1 Социальная справедливость и теоретические основы социальной защиты населения 6
2 Особенности системы социальной защиты населения в странах Европейского Союза 12
3 Модель социальной защиты в Республике Беларусь: особенности и направления совершенствования 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Расходы Фонда социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Молош.doc

— 543.50 Кб (Скачать)

2 Особенности системы социальной защиты населения в странах Европейского Союза

Представление о наиболее заметных различиях в  подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее  время широкое признание классификация  Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая [1, с. 25].

Формирование  либеральной (англо-саксонской) модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.

В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для развития предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем не ограничены в принятии самостоятельных решений относительно развития и реструктуризации производства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников. В наиболее жесткой форме такое положение характерно для США, где с 1948 года действует закон о трудовых соглашениях, или «закон Вагнера», согласно которому администрация предприятия в случае сокращения или модернизации производства вправе производить увольнения без предупреждения или с уведомлением за два-три дня, без учета трудового стажа и квалификации работников. Удел профсоюзов — отстаивание интересов работников с наибольшим стажем в случае угрозы массовых увольнений, что, впрочем, им не всегда удается.

Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.

Консервативная  либо корпоративная (континентальная) модель характерна для стран с социально ориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.

Социал-демократическая (скандинавская) модель подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании — 61 процент, в Финляндии — 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне, а не на уровне отдельных предприятий или отраслей, использование действенных средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы.

Наибольшую  известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа, обещая обеспечивать им «безопасность, надежность и защиту в угрожающих ситуациях, а также организацию и руководство защитой. Шведам нет необходимости зависеть от родни или благотворительности, а тем более от рынка. От колыбели до могилы о них будет заботиться государство». [15, с. 53].

Для реализации столь амбициозных целей в 1977 году в Швеции произведена реорганизация  социального ведомства и сформулированы задачи социальной службы — весьма широкие, но конкретные и понятные населению. Среди них можно выделить четыре генеральных направления: гарантии дохода, мероприятия в отношении окружающей среды и сервиса, уход (включая здравоохранение) и защиту трудовой среды. За каждое из направлений отвечает конкретный общественный институт (таблица 1):

Таблица 1 – реорганизация социального ведомства в Швеции

Наименование направления  социальной политики

Ответственный институт

1. Гарантия  дохода

1.1.Политика  на рынке труда: в работе, переквалификация, трудовая адаптация и реабилитация  и пр.

Государство, независимые страховые компании

1.2. Социальное страхование: медицинское страхование, родительское страхование, народная пенсия, страхование от несчастных случаев на работе

Государство

1.3. Поддержка  при военной службе

Государство

1.4. Социальное  пособие

Местные органы

2. Улучшение  окружающей среды

2.1. Поддержка  окружающей природной среды

Государство, местные органы

2.2. Поддержка чистоты, контроль качества продуктов и воды, исследование здоровья населения

Местные органы

2.3. Жилищная  политика: субсидирование строительства,  поддержка семей с детьми, пенсионеров, инвалидов

Государство, местные органы

2.4. Семейная  политика: детское пособие, школьные  обеды, помощь в семье и пр.

Государство, местные органы

   

2.5. Регулирование  свободного времени: парки, 

спортивные  площадки, бассейны и пр.

Местные органы

3. Уход

3.1. Уход при  болезнях: болезни тела, психические  заболевания, уход за инвалидами, реабилитация

Региональные  органы

3.2. Социальные  службы: уход за детьми, молодежью,  стариками

Местные органы

4. Защита трудовой  среды

4.1. Рабочая  экология: производственная санитария

Государство

Продолжение таблицы 1

4.2. Трудовое  законодательство

Государство

4.3. Регулирование  времени отдыха

Государство

4.4. Защита  занятости

Государство


Примечание  – Источник: [15, с. 84, таблица 5].

Деятельность  по каждому из отмеченных направлений принесла довольно впечатляющие результаты. Наиболее ярким примером может служить «политика солидарной заработной платы», давшая свои ощутимые плоды. Ее оценка неоднозначна как внутри самого шведского общества, так и за его пределами. Поначалу острие этой политики, проводником которой являлись профсоюзы, было направлено на устранение различий в оплате труда работников одного уровня профессиональной подготовки, но занятых в разных секторах экономики — государственном и частном. Профсоюзы вели напряженные переговоры с союзом предпринимателей по вопросу о величине зарплаты. В роли арбитра выступало правительство, фактически утверждавшее окончательные ставки. Профсоюзы не удовлетворились достигнутым, решив двигаться к завоеванию новой высоты под лозунгом «равная оплата за любой труд». В итоге им удалось осуществить задуманное и добиться почти полной нивелировки уровня зарплат (таблица 2):

Таблица 2 – Среднемесячная заработная плата среди представителей разных профессий в 1997году (в шведских кронах)

Профессия

Заработная  плата

Медсестра

бухгалтер

строительный  рабочий

инженер

химик

продавец

школьный  учитель

журналист

секретарь

18 672

18 354

17 611

19 035

19 096

19 945

19 308

21 536

16 200


Примечание  – Источник: [15, с. 89, таблица 6].

Политика  уравнительного распределения, мало учитывающая  степень образованности, квалификацию и личные качества работников, в  последнее время подвергается острой критике.

Отмеченные  три модели нигде в мире не встречаются  в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них. В Канаде, например, наряду со страховой пенсией существует так называемая «народная» пенсия. Аналогичная пенсия введена и в Австралии. В США существует множество пособий, выплачиваемых помимо касс социального страхования. Там действует не менее 100 программ материальной помощи (многие из них кратковременные; по истечении срока им на смену приходят другие), различающихся по масштабам, избирательным критериям, источникам финансирования и целям. Большинство из них осуществляется под эгидой пяти федеральных министерств (здравоохранения и социальных служб, сельского хозяйства, труда, жилищного строительства и городского развития, внутренних дел), а также комитета по экономическим возможностям, Управления по делам ветеранов, Совета по пенсионному обеспечению железнодорожников и Комиссии гражданской службы. Причем многочисленные программы действуют обособленно, не составляя сбалансированной и организованной системы, вследствие чего не охватывают довольно большие группы нуждающихся в материальной помощи людей, включая желающих трудиться безработных, для которых установлен весьма скромный размер пособий и компенсаций. Вместе с тем такие программы в какой-то степени поощряют социальное иждивенчество в среде выходцев из афро-азиатского и латиноамериканского населения: сложились целые группы, практически ни дня не работавшие на общество на протяжении двух-трех поколений. Другой существенный изъян указанных программ заключается в отрицательном воздействии на семейные отношения: они нередко провоцируют разводы, раздельное проживание родителей, поскольку получение финансовой помощи зависит от семейного положения. [15, с. 96].

Во многих странах с социально ориентированной  экономикой законодательство располагает  законом о минимально гарантированном  доходе (пособии). Дания приняла такой  закон в 1933 году, Великобритания —  в 1948 году, ФРГ — в 1961 году, Голландия — в 1963 году, Бельгия — в 1974 году, Ирландия — в 1977 году, Швеция — в 1982 году, Люксембург — в 1986 году, Франция — в 1988 году. В соответствии с международными нормами действие закона распространяется не только на коренное население, но и на иностранцев, проживших в данной стране определенное время. Пособие не имеет благотворительного характера. При соблюдении определенных условий оно может быть назначено на законных основаниях всем нуждающимся. Основное условие — сумма совокупного дохода должна быть меньше определенной величины. Повсеместно в совокупный доход не включаются пособия на детей, а в некоторых странах и пособия на жилье, алименты. В США учитываются только текущие доходы семьи. Установлены возрастные параметры: на пособие могут претендовать лица, перешагнувшие 30-летний рубеж (во Франции и Люксембурге — 25-летний); на женатых или имеющих детей возрастные ограничения не распространяются. Срок выплаты пособия не имеет фиксированных пределов и может периодически продлеваться по результатам регулярных проверок нуждаемости.

Во многих странах защитным барьером для малообеспеченных граждан служит закон о минимальной  заработной плате и ее периодической  индексации в зависимости от роста  потребительских цен. В Италии механизм индексации запускается при росте индекса цен на один процент, в Дании — на три процента, в Бельгии — на два процента, в Люксембурге — на два с половиной процента. В некоторых странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии — индексация охватывает не все трудовое население, а лишь часть наемных работников.

В настоящее  время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы  защиты семейного дохода, опускающегося  ниже установленной планки, которые  финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центральноевропейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. В государствах на юге Европы они почти полностью отсутствуют (таблица 3)

 

Таблица 3 – Пособия, предоставляемые по национальным программам защиты дохода в некоторых странах ЕС

Страна

Основные пособия и  услуги

Австрия

Возмещение  стоимости оплаты жилья, медицинского страхования

Бельгия

Возмещение  стоимости оплаты жилья, медицинского обслуживания

Дания

Возмещение  стоимости оплаты жилья, стипендии  студентам

Финляндия

Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, стоимости пребывания детей в  дошкольных учреждениях

Франция

Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения

Германия

Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения

Ирландия

Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование

Люксембург

Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование

Нидерланды

Возмещение  стоимости оплаты жилья, бесплатное медицинское страхование

Португалия

Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, пособие на образование

Испания

Возмещение  стоимости оплаты жилья, помощь в  приобретении предметов домашнего  обихода

Швеция

Возмещение  стоимости оплаты жилья, услуг здравоохранения, помощь в приобретении предметов  домашнего обихода, субсидии на образование

Информация о работе Социальная справедливость и система социальной защиты. Модель социальной защиты в Республике Беларусь