Система социального обеспечения Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

Для Беларуси государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель - обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни. В нашей стране основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.

Оглавление

Введение .……………………………………………................................ 3
Пенсионное обеспечение .……………………………………………......4
Минимальные гарантии .……………………………………………........4
Государственная поддержка семьи .……………………………………6
Социальное обеспечение в области здравоохранения .……………… 7
Приоритеты в сфере образования.……………………………………… 8
Социальная политика сфере жилищно-коммунального хозяйства .… 9
Занятость и рынок труда .…………………………………………….....10
Доходы населения .……………………………………………...............11
Государственное обязательное социальное страхование .……… ….13
Заключение .……………………………………………..........................14
Библиографический список .…………………………………………... 14

Файлы: 1 файл

Политология реферат2Ь.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования «Гомельский государственный  университет имени Франциска  Скорины»

 

 

Кафедра политической социологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по учебной  дисциплине

«Политология»

 

на тему

 

«Система социального обеспечения Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса

Экономического  факультета

Группы БУ – 21

Ковалёвой  Ю.Л.

 

Научный руководитель

Тишкевич  М.Я.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель, 2012

Содержание

 

 

Введение .……………………………………………................................ 3

Пенсионное обеспечение .……………………………………………......4

Минимальные гарантии .……………………………………………........4

Государственная поддержка семьи .……………………………………6

Социальное обеспечение в области  здравоохранения .……………… 7

Приоритеты в сфере образования.……………………………………… 8

Социальная политика сфере жилищно-коммунального  хозяйства .… 9

Занятость и рынок труда .…………………………………………….....10

Доходы населения .……………………………………………...............11

Государственное обязательное социальное страхование .……… ….13

Заключение .……………………………………………..........................14

Библиографический список .…………………………………………... 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для Беларуси государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель - обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни. В нашей стране основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным  демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение  прав и свобод граждан.

Социальное  государство - это государство, которое  стремится максимально обеспечить достойные условия существования  своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и  участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального Государства. Согласно статье 21, государство гарантирует  каждому гражданину соблюдение права  на достойный уровень жизни, включая  достаточное питание, одежду, жилье  и постоянное улучшение необходимых  для этого условий. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной  стороны, сосредоточить средства для  социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным  и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой - поддержать такие  направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное  регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к  отраслям социальной сферы, создание условий  для более широкого привлечения  в нее внебюджетных источников, в  том числе и иностранных инвестиций. Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования  всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕНСИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение.

В настоящее  время в органах по труду, занятости  и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек. Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение  реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», другие законодательные акты. Законом  закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих  основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже  работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие  не менее 5 лет работы с уплатой  обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются  на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась  из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году - за 7 лет из последних 17 лет и  т.д.).

 

 

 

 

МИНИМАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

 

 

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного  Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера  пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам  из числа детей-сирот (при условии  неполучения в связи со смертью  родителя ежемесячной страховой  выплаты) - 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу  лет установлен в размере 100 процентов  минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее - доплата к минимальным пенсиям). С 1 июня 2011 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 667 её размер увеличен до 20 процентов.

К пенсиям  отдельных категорий пенсионеров  устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение  пенсий (статья 68 Закона).

Нетрудоспособным  гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти  пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих  размерах (с 1 августа 2011 г.):

. инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, - 110 процентов;

. инвалидам с детства II группы - 95 процентов;

.  инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка - 85 процентов;

.  инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства -75 процентов;

.  лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, - 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой - 80 процентов, второй - 85 процентов, третьей - 95 процентов, четвертой - 110 процентов.

Одним из приоритетных направлений государственной  социальной политики в области пенсионного  обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

(1) в связи  с ростом средней заработной  платы;

(2) в связи  с изменением бюджета прожиточного  минимума в среднем на душу  населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней  заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной  величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный  год оснований для перерасчета  пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерассчитываются в обязательном порядке на основании средней  заработной платы работников в республике за III квартал.

Одновременно  с таким повышением перерассчитывается размер доплаты к минимальным  пенсиям. В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В 2011 году произведены перерасчёты: c 1 февраля, 1 мая, 1 августа - минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также  надбавок и повышений к пенсиям  в связи с изменением бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения. При этом перерасчет социальных пенсий с 1 августа обусловлен также изменением их размеров относительно бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327);

с 1 июня - трудовых пенсий исходя из средней  заработной платы работников за I квартал 2011 г. - 1463,7 тыс. рублей (Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 215);

с 1 августа - трудовых пенсий исходя из средней  заработной платы работников за II квартал 2011 г. - 1664,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327).

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ

 

 

Другой  приоритетной задачей государства  в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий  для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное  физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие. Решение этих задач осуществляется, прежде всего, посредством действия ряда законодательных  и нормативных документов. В сфере  социальной защиты это: Основные направления  государственной семейной политики; Кодекс Республики Беларусь о браке  и семье; Законы Республики Беларусь « О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»; «О социальном обслуживании»; Президентская программа  « Дети Беларуси» и др. Законодательство Республики Беларусь определяет, что  период, в течение которого семья  нуждается в государственной  поддержке при воспитании и содержании детей, продолжается до 18 лет. Реализуя Закон Республики Беларусь « О  государственных пособиях семьям, воспитывающим  детей», государство проводит целенаправленную политику по материальной поддержке  семей. Системой пособий, выплачиваемых  в соответствии с данным законом, охвачены свыше 700 тысяч детей, что  составляет почти 40% от их общего количества. При этом пособия на детей в  возрасте до 3 лет выплачиваются  всем семьям безотносительно их материального  положения, а на детей старше этого  возраста пособия выплачиваются  адресно, с учетом совокупного дохода. В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия.

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

 

Здоровье  нации также является приоритетным направлением в социальной политике государства. Система здравоохранения  республики сохранила гибкость и  управляемость, обеспечивая доступность  медицинской помощи всем социальным слоям населения без исключения. Благодаря социально-политической стабильности в стране, сохранению лучших традиций в области охраны здоровья, Республика Беларусь по таким  показателям здоровья населения, как  младенческая и материнская смертность, темпам снижения продолжительности  жизни, уровню инфекционной заболеваемости выгодно отличается от всех республик  бывшего СССР.

Национальная  политика развития отрасли нашла  свое отражение в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, которая закладывает в основу деятельности всей системы охраны здоровья такие императивы, как справедливость, этика, права человека, высокая эффективность  и надежные социальные гарантии. Концепция  направлена на совершенствование экономических  отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и  уровням с сохранением бюджетного финансирования.

В республике также принята Концепция санаторно-курортной  помощи, основными целями которой  являются восстановление и укрепление здоровья, улучшение качества жизни  белорусского народа.

Ключевым  звеном в решении задачи всемерного улучшения здоровья нации, оказания медицинской помощи и профилактики болезней является лекарственное обеспечение  отрасли. Государственная программа  развития фармацевтической промышленности республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных  лекарственных препаратов, техническое  перевооружение и реконструкцию  имеющихся производств, создание новых  предприятий по выпуску лекарственных  средств. В стране реализуются Государственная  программа «Здоровье народа», Государственные  научно-технические программы «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», «Охрана  материнства и медицинская генетика», Государственная программа комплексных  мер противодействия злоупотреблению  наркотическими средствами и психотропными  веществами и их незаконному обороту, Государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции, Государственная программа  по формированию здорового образа жизни  населения Республики Беларусь и  др.

Важной  социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации  и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный Республике Беларусь в расчете на 30-летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 миллиардов долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить  до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий  аварии.

Информация о работе Система социального обеспечения Республики Беларусь