Система социального обеспечения Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

Для Беларуси государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель - обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни. В нашей стране основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.

Оглавление

Введение .……………………………………………................................ 3
Пенсионное обеспечение .……………………………………………......4
Минимальные гарантии .……………………………………………........4
Государственная поддержка семьи .……………………………………6
Социальное обеспечение в области здравоохранения .……………… 7
Приоритеты в сфере образования.……………………………………… 8
Социальная политика сфере жилищно-коммунального хозяйства .… 9
Занятость и рынок труда .…………………………………………….....10
Доходы населения .……………………………………………...............11
Государственное обязательное социальное страхование .……… ….13
Заключение .……………………………………………..........................14
Библиографический список .…………………………………………... 14

Файлы: 1 файл

Политология реферат2Ь.docx

— 36.48 Кб (Скачать)

Две трети  всех выброшенных из поврежденного  реактора ЧАЭС радионуклидов выпало на нашу территорию. Загрязнению подверглось  более 25% сельскохозяйственных угодий, из которых 265 тыс. гектаров полностью  исключены из сельскохозяйственного  оборота. От последствий аварии пострадал  каждый пятый житель республики, в  том числе более полумиллиона детей. Из загрязненных районов было отселено 135 тыс. человек. Катастрофа на Чернобыльской АЭС негативно  отразилась на состоянии здоровья населения. По данным специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ежегодно у переселенцев, ликвидаторов и людей, живущих на загрязненных территориях, отмечается высокий рост заболеваемости по всем классам болезней. Бесспорным является воздействие чернобыльской  катастрофы на рост заболеваемости раком  щитовидной железы. Среднегодовая заболеваемость раком щитовидной железы у детей  возросла приблизительно в 50 раз.

Сейчас  Беларусь вступает в период отдаленных последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС. Диапазон проблем, которые поставила  чернобыльская катастрофа перед  государством, очень широк. Все они  носят долгосрочный характер и еще  многие годы будут оставаться в центре внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. К их решению  подключены практически все научные  учреждения и высшие учебные заведения  республики, которые имеют соответствующих  специалистов и материально-техническое  обеспечение. В стране созданы необходимые  условия для развития социально  регулируемого процесса физкультурно-спортивного  движения, решаются задачи по обеспечению  доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий населения, ведется целенаправленная работа по привлечению к физкультурно-спортивным занятиям как взрослого населения, так и подрастающего поколения.

 

 

 

 

ПРИОРИТЕТЫ  В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Государственная политика Республики Беларусь в сфере  образования проводится в соответствии с тремя основополагающими идеологическими  принципами:

. равным доступом к образованию;

. социальной справедливостью в получении образования;

. высоким качеством образования.

Принцип доступности - один из ведущих приоритетов  социальной политики государства в  области образования. Граждане Беларуси вне зависимости от социального  положения и места жительства имеют равные возможности и доступ к его получению. Реализация этого  принципа пронизывает все звенья национальной образовательной системы. Ежегодно Указом Президента Республики Беларусь создаются государственные  комиссии по контролю за проведением  вступительных экзаменов в учебные  заведения республики. В результате их работы значительно повысилось качество приема вступительных экзаменов. Этот процесс стал носить более объективный  характер, что также способствует реализации принципа обеспечения равного  доступа к образованию. Важным условием построения государства с социально  ориентированной рыночной экономикой является обеспечение социальной справедливости при получении образования. Особое внимание в республике уделяется  населению сельских регионов, а также  территорий, пострадавших от аварии на ЧАЭС. В республике активно функционирует  система по поддержке одаренной  молодежи. При поступлении в вузы проводится раздельный конкурс среди  выпускников городских и сельских школ. Большое внимание уделяется  также обеспечению прав на общее  и профессиональное образование  инвалидов и лиц с особенностями  психофизического развития.

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО  ХОЗЯЙСТВА

 

 

Целями  жилищной политики, проводимой в нашей  республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья  и жилищных услуг, эффективное использование  существующего жилищного фонда.

Преимущество  в структуре жилищного строительства  Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов высоких  потребительских качеств, где наряду с традиционными получат развитие новые системы благоустройства  с низким уровнем энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти же направления, наряду с мероприятиями по усилению теплозащитных  свойств домов, должны получить развитие при реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности.

Устойчивое  развитие жилищно-коммунального хозяйства  определяется созданием эффективной  и устойчивой инженерно-технической  инфраструктуры населенных пунктов  по производству и поставке услуг  жизнеобеспечения населению и обеспечению  жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом.

Дальнейшее  реформирование жилищно-коммунального  хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных  условий развития отрасли с целью  повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости. Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением следующих  целевых задач:

. внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

. обеспечение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;

. совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;

. совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;

.  совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.

 

 

 

 

ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА

 

 

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования  трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда.

Исходя  из поставленных задач определены следующие  приоритетные направления политики занятости населения:

. создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

. стимулирование роста занятости в сфере услуг;

. создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

. повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

. формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

. создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами  достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения  до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере  услуг до 58 процентов от общей  численности занятых в экономике. Основная цель - не просто обеспечить граждан  Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально  эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное  дело и гарантировать достойное  вознаграждение за достойный труд.

 

 

 

 

ДОХОДЫ  НАСЕЛЕНИЯ

пенсионный обеспечение жилищный образование

 

Важнейшими  задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов  денежных доходов населения и  обеспечение эффективной поддержки  социально уязвимых категорий граждан. Политика государства в области  доходов будет направлена на: повышение  уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе  реальной заработной платы как основного  источника их формирования и важного  стимула активизации трудовой деятельности; дальнейшее развитие и оптимизацию  государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный  рост заработной платы будет обеспечен  путем: предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы; установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности  производства, качества и производительности труда; создания экономических предпосылок  для легализации всех трудовых доходов; роста доходов от самозанятости  и предпринимательской деятельности.

Важнейшим социальным нормативом, предназначенным  для анализа и прогнозирования  уровня жизни населения, обоснования  минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный  минимум - минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для  обеспечения жизнедеятельности  человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг индивидуального  и общесемейного пользования. При  формировании набора продуктов используются нормы потребления, разработанные  учеными и специалистами соответствующих  республиканских органов государственного управления. Прожиточный минимум  утверждается правительством и пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Бюджет  прожиточного минимума - стоимостная  величина прожиточного минимума, а  также обязательные платежи и  взносы. Бюджет прожиточного минимума определяется по основным социально-демографическим  группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в  среднем на душу населения, ежеквартально  рассчитывается и утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Назначение  бюджета прожиточного минимума как  социального норматива проявляется  и в том, что он является основным критерием признания граждан (семей) малообеспеченными. Последними признаются граждане (семьи), имеющие по объективным  причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума. Признание  граждан (семей) малообеспеченными  служит основанием оказания им государственной  социальной помощи.

Бюджет  прожиточного минимума является основой  для установления минимальных государственных  социально-трудовых гарантий: минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсий по возрасту, стипендий, пособий. Минимальные государственные  социальные гарантии повышаются поэтапно с учетом экономического развития республики до уровня бюджета прожиточного минимума, а в дальнейшем - до уровня минимального потребительского бюджета соответствующих  социально-демографических групп  населения. Минимальный потребительский  бюджет - это расходы на приобретение набора потребительских товаров  и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской  корзины). Его величина больше бюджета  прожиточного минимума в среднем  на 30%. Минимальный потребительский  бюджет используется для получения  одноразовых безвозмездных пособий  и льготных кредитов на строительство  жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для  аналитических расчетов соотношения  заработной платы с минимальным  потребительским бюджетом, прогнозирования  уровня оплаты труда.

Бюджет  прожиточного минимуму (1 августа 2011 по 31 октября 2011)

в среднем  на душу населения - 442 360 рублей;

для трудоспособного  населения - 481 920 рублей;

для пенсионеров - 366 790 рублей;

для детей-студентов - 425 980 рублей;

для детей  в возрасте от 6 до 18 лет - 475 250 рублей;

для детей  в возрасте 3 до 6 лет - 448 560 рублей;

для детей  в возрасте до 3 лет - 348 970 рублей.

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

 

 

Одним из важнейших направлений социальной защиты является социальное страхование. Социальным страхованием охватываются различного рода социальные риски: достижение пенсионного возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, безработица и  др. Указанным рискам соответствуют  определенные виды социального страхования: пенсионное страхование; страхование  на случай болезни и временной  нетрудоспособности, беременности и  родам, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, инвалидности, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного или члена его  семьи.

В отличие  от систем социального страхования, охватывающих социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), системы социального  обеспечения, финансируемые за счет средств государства, гарантируют  в соответствующих случаях социальную поддержку каждому члену общества. Таким образом, по источнику финансирования пособия (а также пенсии) классифицируются на два вида: 1) входящие в систему  государственного социального (пенсионного) страхования, 2) по социальному (пенсионному) обеспечению, финансируемые за счет государственного бюджета.

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение  уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение  занятости населения ( в настоящий  момент уровень безработицы составляет 0,8%) , охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи ГАСП), государственное  регулирование социальной сферы. Своевременное  их решение будет не только способствовать более полному включению всего  населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его  конечные цели - создание благоприятных  условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

Информация о работе Система социального обеспечения Республики Беларусь