Политическая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основании литературных источников изучить политическую систему и политический режим Республики Беларусь.
Задачи:
· изучить структуру политической системы Республики Беларусь;
· изучить основные особенности политической системы РБ;
· изучить механизм функционирования политической системы РБ;
· изучить и охарактеризовать политический режим РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….4

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………….17

3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

 

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….4

 

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………….17

 

3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В современных политических словарях мира вряд ли можно найти  более распространенного и в  то же время более противоречивого  термина, чем “политическая система”. О политической системе или о  политической организации общества в разных странах и особенно в  Беларуси сейчас говорят и пишут  не столько специалисты в области  гуманитарных и общественных наук, сколько так называемые “популисты”.   Понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества.

Политическая система  существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом  политической системы. Возникновение  политической системы практически  связано с возникновением государства  вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных  негосударственных образований. “Аристотель  упоминает о партиях горы и  равнины в рабовладельческой  Греции”. В жизни феодального  общества важную роль играли такие  объединения собственников, как  общины, гильдии, цеха. “Государство и  негосударственные организации  господствующих и угнетенных классов  в своей совокупности и составляли политическую систему конкретного  классового общества”. Однако политические организации того времени были далеко не совершенны, но даже и современные  системы еще далеки от идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли  интересы всех слоев населения. К  политической системе общества вообще и к Белорусской в частности  проявляется весьма обостренное  и противоречивое внимание. Это следует  рассматривать положительно лишь в  том случае, когда “ставится цель - понять и объяснить, а не сознательно  “затемнить” и исказить настоящее и прошлое, рассуждать на основе глубокого и разностороннего анализа окружающей действительности, а не путем гадания на кофейной гуще.” Этот поход вряд ли возможен без разностороннего понимания того, что представляет собой политическая система, ее природа, содержание, назначение. Как она понимается в западной и марксистской политологии, как понимается и представляется сейчас?

Цель курсовой работы - на основании литературных источников изучить политическую систему и политический режим Республики Беларусь.

Задачи:

· изучить структуру политической системы Республики Беларусь;

· изучить основные особенности  политической системы РБ;

· изучить механизм функционирования политической системы РБ;

· изучить и охарактеризовать политический режим РБ.

 

1. Политическая  система Республики Беларусь

 

 

Принято считать, что само понятие «система» в научный  оборот ввел немецкий биолог Л. фон  Берталанфи (1901- 1972) в 20-х годах ХХ в. для обозначения процессов  обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как целостность, как совокупность взаимосвязанных  элементов.

Одним из первых теорию систем к анализу общественных процессов  применил Т. Парсонс (1902 - 1979), представивший  общество как взаимодействие четырех  подсистем (экономической, политической, социальной и духовной), находящихся  в отношениях взаимозависимости  и взаимообмена. Назначение политической подсистемы он видел в обеспечении  интеграции, выработке и реализации общих целей [10].

Использование категории  «система» при анализе политики связано с усложнением политического  пространства, процессами демократизации политических отношений. В политологию  это понятие было введено в 50-х-60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений использовали понятие «тип правления», а чуть позже «система правления». Их употребление сводило политику к деятельности государства, выделяло его в качестве основного субъекта властных отношений. До определенного момента это отражало политическую реальность. Однако появление и закрепление прав и свобод личности, гражданского общества в странах Западной Европы и США привело к тому, что индивид не только подчинялся, но и влиял на процессы принятия значимых для всего общества решений, создавая для этого политические организации (партии, движения и т.д.). Власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные субъекты. Осознание сложности и многомерности политических отношений привело к необходимости пересмотра господствовавшего в тот период институционального подхода к объяснению политики. Введение системного подхода в политическую науку связано с поиском универсальных закономерностей и механизмов, обеспечивающих обществу устойчивость и выживаемость в различных условиях [8].

Весьма важным моментом понимания  сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий - национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства. В последние годы в официальный  лексикон все прочней стало входить  слово "национальный": Доктрина национальной безопасности, национальные интересы Республики Беларусь, Общенациональное телевидение и т.д. Данное словоупотребление  свидетельствует о существенном лексическом и, безусловно, мировоззренческом  сдвиге в понимании терминов "нация", "национальный". В понимании  нации, закрепленном ООН, "национальный" означает "государственный", причем государство в данном контексте - это не просто совокупность управленческих и принудительных институтов и учреждений, а политически организованная совокупность граждан, согражданство.

Когда речь идет о национальном государстве, то оно не сводится к  доминированию одной этнической группы в обществе, а, напротив, отражает определенный уровень развития, "эмансипации" государства к гражданско-правовому  состоянию. Национальное самоопределение  Беларуси связано с государственным  становлением белорусского народа. Национальный характер должен достигнуть самосознания политического суверена. Национальное бытие укрепляется государственным  духом. Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной  власти являются все граждане Республики Беларусь.

Становление белорусского государства  в значительной степени было связано  с гражданско-правовыми и политическими  отношениями, а не только с этническими. В нашем государстве самоидентификация  происходит по единству культурно-исторической судьбы.

Право на политическое единство дается не прошлым (древним традиционным), а будущим, понимаемым как определенный план совместной деятельности. Итак, объединительным  принципом суверенных государств является единство культурно-исторической судьбы, объединяющая общегражданская идея (единые социально-культурные ценности для достижения гражданского согласия) и осознание элитами национально-государственных  интересов [5].

Переходные, трансформационные  общества нуждаются в объединяющей идее. Ее можно называть по-разному - общенациональной, общегражданской, интегративной. Общенациональная интегративная  идея должна быть возвышенной, благородной, устремлять к идеалу, основываясь  на жизненных потребностях человека. Она не должна быть враждебной другим государствам. Она объединяет людей  не только по общности этнического  происхождения и языку, но и по культуре, самоидентификации, а также  по гражданству как неразрывной  связи человека либо группы со своим  государством.

В плюралистическом демократическом  обществе при существовании множества  идеологий различных политических сил (партий, групп интереса) должна существовать сфера базовых ценностей, вокруг которых формируется согласие большинства членов общества, осуществляется общественный выбор путей и перспектив общественного развития.

Плюрализм мнений и наличие  общегосударственной объединительной  идеи не противостоят друг другу. Должно быть единство по поводу базовых целей  и ценностей, того, к чему стремится  общество. Отсутствие консенсуса по поводу базовых целей и ценностей  общественного развития, раскол общественного  мнения (наличие диаметрально противоположных  взглядов по наиболее актуальным политическим вопросам у значительной части населения  примерно в равных частях) представляют угрозу стабильности государства. В  развитых консолидированных демократиях  такой консенсус достигнут. Свидетельством тому служит механизм преемственности  и политической ответственности, когда  при смене власти на очередных  выборах не происходит социальных потрясений. Власть имеет легитимный характер, существует доверие не только персонально  политическим лидерам, но и политическим институтам [3].

В основании белорусской  общенациональной идеи - национальные интересы как система базовых  положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности  граждан.

Национальные интересы - базовое понятие в политике. Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными  по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы - это осознание и выражение  потребностей народа. Национальные интересы связаны с условиями жизни  людей, их нуждами. Политики этим нуждам и потребностям придают форму  целей. Национальные интересы рассматриваются  в нескольких плоскостях. В первую очередь, выделяют политические и экономические  интересы государства.

Национальные интересы тесно  связаны с национальной безопасностью. Белорусский ученый С.Н. Князев отметил: "Национальная безопасность - состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз". Центральным вопросом государственного управления является определение целей  государства, достижение которых призвано обеспечивать все структуры государственного аппарата. В настоящее время в  обществе уже сложилось единое представление  о главной цели развития государства - обеспечении национальной безопасности, хотя конкретизация и разукрупнение  этой цели остается вопросом дискуссионным. 

Национальная безопасность -- это способ контролировать те внутренние и внешние условия, которые в  соответствии с общественным мнением  данного государства являются необходимыми для обеспечения самоопределения  и автономии, процветания и благосостояния [9].

Итак, важнейшим компонентом  и национальной безопасности, и национальных интересов является характеристика состояния самого общества. Национально-государственные  интересы проходят эволюцию вместе с  изменением социальных отношений, состоянием общества, ролью страны на международной  арене, динамикой геополитической  ситуации. Внутренняя и внешняя политика любого государства многовариантна, во многом имеет ситуативный характер. Вместе с тем, сохраняется ядро неизменных интересов, таких, как суверенитет, территориальная целостность, стабильность, безопасность, обеспечение достойного уровня жизни, благоприятная экологическая  среда.

Процесс осознания национальных интересов - сложная эволюция и правящих элит, и всего общества. На настоящей  стадии развития Беларуси он обретает четко выраженные черты. Наши соседи -- страны Балтии и Польша - свой выбор  сделали в пользу западных ценностей  через вхождение в ЕС. В Украине  конституционно закреплена стратегическая долгосрочная цель вхождения в ЕС. Беларусь избрала путь построения союзного с Россией государства при признании необходимости многовекторной внешней политики.

Базовые национально-государственные  интересы Беларуси - сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей  страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение  своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных  отношениях.

Экономические интересы: поддержание  обеспеченности экономики страны энергетическими  и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность  производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое  равновесие.

Итак, крайне важно правильно  избрать ориентиры и приоритеты развития государства в постоянно  меняющихся условиях, отражающие уникальность, неповторимость белорусского опыта, нашей  истории [7].

В 1999 г. Институтом социально-политических исследований при Администрации  Президента выпущен сборник "Национальная идея и национальные интересы Республики Беларусь" по результатам международной  научно-практической конференции 19 ноября 1998 г. В сборнике предложены следующие  идеи: порядок, законность, справедливость, национальное возрождение. Политолог  М.А, Ермолицкий предложил следующую  формулу белорусской государственности: суверенитет и эффективность.

Каковы же особенности  функционирования белорусской политической системы? Существует множество моделей  политической системы, но все они  направлены на то, чтобы показать, как  властные органы (точнее центры принятия политических решений) взаимодействуют  с гражданами, или как часто  говорят, с народом. Модель политической системы Республики Беларусь можно  представить следующим образом (рис.):

Политика начинается с  людей, с их совместной жизни. Когда  интересы, потребности, убеждения вступают в различные конфликты, возникают  политические проблемы. Однако государственные институты не реагируют на конфликт до тех пор, пока проблема не выходит на повестку дня органов власти. Повестка дня состоит из тех проблем, которые попадают в поле зрения политических лидеров и правительственных должностных лиц. Но при этом важно, что "связующие институты" борются за выдвижение своей проблемы на повестку дня политики (это отчетливо прослеживается в деятельности партий, общественных объединений, групп интереса). Различные проблемы получают общественное звучание через различные общественные форумы, такие, как СМИ, избирательные кампании, референдумы.

 

Центры принятия политических решений осуществляют государственное  управление. Государственное управление - это наука о характере и  функциях государства и его правительства  как органа, через который государство  реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших  направлении государственной политики, о сущности и содержании процессов  принятия политических (управленческих) решений. По сути, управленческие решения, являясь видом человеческой деятельности, составляют суть государственного управления. Центры принятия важнейших государственных  решений в Республике Беларусь: Президент  Республики Беларусь, Правительство (Совет  Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную  политику.

Информация о работе Политическая система Республики Беларусь