Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основании литературных источников изучить политическую систему и политический режим Республики Беларусь.
Задачи:
· изучить структуру политической системы Республики Беларусь;
· изучить основные особенности политической системы РБ;
· изучить механизм функционирования политической системы РБ;
· изучить и охарактеризовать политический режим РБ.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………….17
3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….28
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности.
Политический плюрализм
базируется на многообразии форм экономической
деятельности. Это многообразие обеспечивается
тем, что основу экономики РБ составляет
рыночное хозяйство, где обеспечивается
свобода экономической
Вместе с тем Конституция устанавливает, что Республика Беларусь - социальное государство. Это означает, что государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные задачи социального развития белорусского общества определяют и основные направления социальной политики Республики Беларусь: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированной оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы.
Политический режим, сложившийся в Беларуси, является основным внутренним фактором, который оказывает определяющее влияние на развитие политической ситуации стране.
3. Форма государства.
Любое государство – единство его сущности, содержания и формы. Для того, чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его аппарат требуется четко организовать государственную власть. Форма государства отвечает на вопросы: на каких принципах и как построена госвласть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами осуществляют власть и др.
Форма государства – это
организация государственной
Исторически существует 2 формы правления: монархия и республика.
Монархия – форма правления,
при которой вся полнота
Республика – форма
правления, при которой госвласть
передается народом коллегиальному
органу, который выполняет свои функции
в системе сдержек и
В ранние времена республиканская
форма правления существовала в
виде аристократических и
Республика:
В парламентской республике
правительство формируется
В президентской республике
президент – глава государства
и глава исполнительной власти, он
свободен в выборе министров, а парламент
не вправе отправить их в отставку.
Президент, как и парламент, избирается
населением, поэтому ответственности
перед парламентом не несет. Отношения
между парламентом и
Под государственным устройством понимают внутреннее национально-территориальные органы государства в соотношении к целому его частей. Даная категория дает ответы на вопросы: как организована территория государства, из каких частей состоит, каково их правовое положение и на каких принципах строятся отношения?
Государства современного мира
по форм территориального устройства
являются либо унитарными либо федеративными.
Унитарное – государство, в составе
которого не других государств либо государственных
образований, а на его территории
административно-
Федеративное – сложное государство, состоит из нескольких субъектов, объединенных для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и (или) территориальному признаку. Законодательный орган федерации состоит из двух палат, в одной из которых находятся его субъекты. Территория федерации состоит из территории входящих в них государств и государственных образований. Федеративное государство характеризуется тем, что на ряду с общефедеральной конституцией и законодательной властью, конституцию и законы имеют субъекты федерации. Для федеративных государств характерно наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации. Федерации, как объединенные государства, создаются для достижения внешнеполитических и военных целей.
Конфедерация – союз государств, объединенных одним или несколькими органами при сохранении в каждом государстве своего суверенного существования.
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего назначения госорганы взаимодействуют между собой и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Политический режим отражает уровень и форму развития демократии, а также политический климат в стране в определенное время. В зависимости от использования госвластью средств различают авторитарные и демократические политические режимы.
Авторитарный режим:
Известны деспотические
и тиранические виды авторитарного
режим. Их отличие выражается в способах
овладения и осуществления
При конституционном авторитарном режиме ограниченной демократии получает законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан, нарушая принцип разделения властей. Парламент – придаток исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.
При тоталитарном режиме существует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Признаки:
Особой следует отметить
о чрезвычайных и переходных политических
режимах. При чрезвычайном - попытка
государственного переворота, массовых
беспорядков, а также стихийных
бедствий, экологических и иных катастроф.
Данные режимы распространяются как
на всю территорию, так и на отдельные
регионы. Переходные – в результате
победы радикальных сил, могут существовать
десятилетия и отличаются авторитарным
или демократическим
Демократические режимы отличаются
тем, что народ – источник власти,
прямо и непосредственно
Заключение
Существует немало работ,
в которых раскрываются (и при
этом нередко преувеличиваются) методологические
возможности и черты теории политической
системы. Однако вместе с тем нельзя
не заметить, что в буржуазной литературе
за последние годы появляется все
больше публикаций, содержащих довольно
критические высказывания в адрес
теории политической системы и ставящих
иной раз под сомнение ее методологические
возможности. Довольно типичным в данном
случае является высказывание М. Вайнштейна
о том, что “принятие учеными
на вооружение концепции системы
вовсе не означает разрешения каких
бы то ни было из существующих теоретических
проблем. Оно означает лишь условное
определение тех рамок, в пределах
которых могут вестись
Нередки также замечания ряда политологов и социологов (особенно тех, кто выступает против представления о теории политической системы, как о глобальной и методологически универсальной концепции) о том, что применение различных вариантов теории политической системы следует ограничивать лишь определенными сферами политической жизни, в которых “они могли бы быть в максимальной степени полезными”, и целями, которым они служат и ради достижения которых они, собственно, и существуют. “Будучи далеко не совершенным инструментом научного познания, - скептически отзывается о методологических возможностях теории политической системы американский политолог П. Нэттл, - концепция системы, даже в ее самом узком смысле, находится под угрозой стать яблоком раздора между ее сторонниками и противниками” и проявляться лишь как минимально полезная концепция ввиду ее противоречивого понимания и толкования.
В адрес теории политической
системы, рассматриваемой в
Конкретные пути эволюции
политической системы различны в
разные эпохи и в разных обществах.
Однако принцип ее пространственно-временных
изменений постоянен. Такими же инвариантными
являются принципы ее организации, или
принципы политической организации
общества. Политическая система в
каждый данный момент или период ее
истории предстает как
Информация о работе Политическая система Республики Беларусь