Политическая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основании литературных источников изучить политическую систему и политический режим Республики Беларусь.
Задачи:
· изучить структуру политической системы Республики Беларусь;
· изучить основные особенности политической системы РБ;
· изучить механизм функционирования политической системы РБ;
· изучить и охарактеризовать политический режим РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….4

2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………….17

3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

Политический плюрализм  предполагает наличие различных  социально-политических структур, функционирующих  в обществе, существование политического  многообразия, многопартийности.

Политический плюрализм  базируется на многообразии форм экономической  деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РБ составляет рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. Государство гарантирует  единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Принципы организации экономической жизни  общества, нашедшие отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство государства  в экономику.

Вместе с тем Конституция  устанавливает, что Республика Беларусь - социальное государство. Это означает, что государство не снимает с  себя заботу о социальной защите своих  граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Основные задачи социального развития белорусского общества определяют и  основные направления социальной политики Республики Беларусь: охрана труда  и здоровья людей, установление гарантированной  оплаты труда, обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных  пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием  демократического государства, следует  рассматривать развитие и совершенствование  законодательства, формирование новой  по существу правовой системы.

Политический режим, сложившийся  в Беларуси, является основным внутренним фактором, который оказывает определяющее влияние на развитие политической ситуации стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Форма  государства.

 

Любое государство – единство его сущности, содержания и формы. Для того, чтобы оно активно  функционировало, чтобы качественно  и слажено действовал его аппарат  требуется четко организовать государственную  власть. Форма государства отвечает на вопросы: на каких принципах и  как построена госвласть, как  создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между  собой и населением, какими методами осуществляют власть и др.

Форма государства – это  организация государственной власти, выраженная в форме правления, форме  территориального устройства и политического  режима. Форма государства зависит  от исторического развития и условий  его возникновения. Решающее влияние  оказывает исторический тип государства (феодальный тип государства –  монархическое правление, буржуазный – республиканское). Форма государства  во многом зависит от соотношения  политических сил в стране. Раннебуржуазные  революции привели к компромиссу  между буржуазией и феодализмом  и появилась конституционная  монархия. На форму государство влияет национальный состав и территориальные  наделы страны. Небольшие государства  – унитарные.

Исторически существует 2 формы  правления: монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой вся полнота госвласти  в руках одного человека. Он и  глава государства, и законодательная  и исполнительная власть. Монарх наследует  власть как представитель правящей династии и правит до смерти. За результаты своей деятельности он не несет юридической  ответственности.

Республика – форма  правления, при которой госвласть  передается народом коллегиальному органу, который выполняет свои функции  в системе сдержек и противовесов с другими ветвями власти. Представительная власть сменяемая и избирается на определенный срок. Признаки республики:

  1. коллегиальность правления, которая позволяет обеспечить не только контроль за ветвями власти, но и решить каждой из них свои задачи
  2. выборность и сменяемость
  3. законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности

В ранние времена республиканская  форма правления существовала в  виде аристократических и демократических  республик. В аристократической  республике основная масса населения  даже формально отстранялась от участия  в выборах высших органов госвласти (Спарта и римская империя (5-3 вв. до н.э.)). В демократических к формированию органов госвласти допускались широкие слои населения. Так в Афинах ведущую роль занимали демократические коллегиальные органы: народное собрание и совет 500. с течением времени почти все государства приобрели республиканскую форму правления.

Республика:

  1. президентская
  2. парламентская

В парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или меньшинством мест в парламенте и несет переда парламентом политическую ответственность. Парламент может вынести правительству  вотум недоверия. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной  коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Он может  обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.

В президентской республике президент – глава государства  и глава исполнительной власти, он свободен в выборе министров, а парламент  не вправе отправить их в отставку. Президент, как и парламент, избирается населением, поэтому ответственности  перед парламентом не несет. Отношения  между парламентом и президентом  строятся на основе сдержек и противовесов.

Под государственным устройством  понимают внутреннее национально-территориальные  органы государства в соотношении  к целому его частей. Даная категория  дает ответы на вопросы: как организована территория государства, из каких частей состоит, каково их правовое положение  и на каких принципах строятся отношения?

Государства современного мира по форм территориального устройства являются либо унитарными либо федеративными. Унитарное – государство, в составе  которого не других государств либо государственных  образований, а на его территории административно-территориальные единицы. Унитарные государства характеризуются  единством территории, населения  и власти, действующей в пределах государства. Унитарное государство имеет единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты.

Федеративное – сложное  государство, состоит из нескольких субъектов, объединенных для решения  общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и (или) территориальному признаку. Законодательный орган  федерации состоит из двух палат, в одной из которых находятся  его субъекты. Территория федерации  состоит из территории входящих в  них государств и государственных  образований. Федеративное государство  характеризуется тем, что на ряду с общефедеральной конституцией и законодательной властью, конституцию  и законы имеют субъекты федерации. Для федеративных государств характерно наличие общефедерального гражданства  и гражданства членов федерации. Федерации, как объединенные государства, создаются для достижения внешнеполитических и военных целей.

Конфедерация – союз государств, объединенных одним или несколькими  органами при сохранении в каждом государстве своего суверенного  существования.

Государственно-правовой режим  выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего назначения госорганы взаимодействуют  между собой и населением, используя  определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Политический режим отражает уровень и форму  развития демократии, а также политический климат в стране в определенное время. В зависимости от использования  госвластью средств различают авторитарные и демократические политические режимы.

Авторитарный режим:

  1. народ фактически отстраняется от формирования госвласти и контроля за его деятельностью
  2. вся полнота власти концентрируется в руках элиты
  3. устраняется оппозиция
  4. решение центральной власти реализуется при широком применении насилия и карательного аппарата.

Известны деспотические  и тиранические виды авторитарного  режим. Их отличие выражается в способах овладения и осуществления власти, если деспот приходит к власти законным способом, то тиран с помощью захвата  или государственного переворота. Если жестокость деспота направлена на окружение, то жестокость тирана на все население.

При конституционном авторитарном режиме ограниченной демократии получает законодательное закрепление в  конституции, которая лишь формально  провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан, нарушая  принцип разделения властей. Парламент  – придаток исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме существует одна официальная идеология, которая  формируется правящей партией, возглавляемой  вождем. Признаки:

  1. правящая партия сращивается с государственным аппаратом
  2. крайний центризм в управлении, который устанавливает контроль над всеми сферами общественной и частной жизни
  3. бюрократическое исполнение власти
  4. террор к населению

Особой следует отметить о чрезвычайных и переходных политических режимах. При чрезвычайном - попытка  государственного переворота, массовых беспорядков, а также стихийных  бедствий, экологических и иных катастроф. Данные режимы распространяются как  на всю территорию, так и на отдельные  регионы. Переходные – в результате победы радикальных сил, могут существовать десятилетия и отличаются авторитарным или демократическим направлением.

Демократические режимы отличаются тем, что народ – источник власти, прямо и непосредственно формирует  высшие органы представительной власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Управление осуществляется на принципе разделения властей.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Существует немало работ, в которых раскрываются (и при  этом нередко преувеличиваются) методологические возможности и черты теории политической системы. Однако вместе с тем нельзя не заметить, что в буржуазной литературе за последние годы появляется все  больше публикаций, содержащих довольно критические высказывания в адрес  теории политической системы и ставящих иной раз под сомнение ее методологические возможности. Довольно типичным в данном случае является высказывание М. Вайнштейна о том, что “принятие учеными  на вооружение концепции системы  вовсе не означает разрешения каких  бы то ни было из существующих теоретических  проблем. Оно означает лишь условное определение тех рамок, в пределах которых могут вестись дискуссии  о политической жизни в целом”.

Нередки также замечания  ряда политологов и социологов (особенно тех, кто выступает против представления  о теории политической системы, как  о глобальной и методологически  универсальной концепции) о том, что применение различных вариантов  теории политической системы следует  ограничивать лишь определенными сферами  политической жизни, в которых “они могли бы быть в максимальной степени полезными”, и целями, которым они служат и ради достижения которых они, собственно, и существуют. “Будучи далеко не совершенным инструментом научного познания, - скептически отзывается о методологических возможностях теории политической системы американский политолог П. Нэттл, - концепция системы, даже в ее самом узком смысле, находится под угрозой стать яблоком раздора между ее сторонниками и противниками” и проявляться лишь как минимально полезная концепция ввиду ее противоречивого понимания и толкования.

В адрес теории политической системы, рассматриваемой в методологическом плане, западными авторами высказывается  немало и других критических замечаний. Однако они отнюдь не свидетельствуют  о методологической несостоятельности  или об отсутствии в ней, каких  бы то ни было рациональных зерен и  достоинств.

Конкретные пути эволюции политической системы различны в  разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных  изменений постоянен. Такими же инвариантными  являются принципы ее организации, или  принципы политической организации  общества. Политическая система в  каждый данный момент или период ее истории предстает как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет  ли эта ситуация статичной или  подвижной, а, следовательно, будет  ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм политической системы отличен от нестабильности, он определяет способность системы  развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных  системах и реагировать на эти  изменения. Жесткие статичные системы  неизбежно вынуждены противодействовать развитию общества, вступать с ним  в конфликт, прибегать к насилию  и выживать, в конечном счете, за счет общества. “В древности, в отдельных  регионах, подобные стабильные системы  (деспотичного азиатского типа, связанные с так называемым азиатским способом производства) существовали неограниченно долго и разрушались главным образом в результате нашествий извне и гибели государства”. В Новое время срок жизни таких систем, как правило, очень ограничен и завершается общественными и политическими кризисами, революциями или глубокими реформами. Ускорение исторического процесса и глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового динамичного типа политической организации общества, с более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, между государством и обществом, с развитым социальным контролем политической жизни и регулярно действующими правовыми, политическими и культурными механизмами общественных преобразований. Динамическая стабилизация таких систем обеспечивает им большую жизнеспособность и долговечность.

Информация о работе Политическая система Республики Беларусь