Система социальной защиты в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1) Рассмотреть цели вмешательства в экономику
Изучить методы воздействия на экономику;
Изучить роль государства в перераспределении доходов населения
4) Рассмотреть основные меры по социальной защите населения:

Оглавление

Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
1.1 Цели воздействия на экономику
1.2 Методы воздействия на экономику
Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике
2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения
2.2 Социальная защита населения
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 129.19 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Роль государства  в экономике

1.1 Цели воздействия на  экономику

1.2 Методы воздействия  на экономику

Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике

2.1 Роль государства в  перераспределении доходов населения

2.2 Социальная защита населения

2.3 Проблемы бедности, социального  равенства и справедливости

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Происходящая в России глубокая социально-экономическая  трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании  народного хозяйства. Политические и экономические изменения в  российском обществе за последние несколько лет привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства, его функций.

 Государство выполняет  свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия на экономику.

 Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно не эффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

 Поиск новых форм  и методов регулирования в  условиях трансформации социально-экономической  структуры - основная задача государства.  Ведь именно от этих форм  и методов государственного регулирования  экономики зависит дальнейшая  судьба страны - сумеет ли она  в приемлемые сроки выйти из  глубочайшего кризиса экономики,  удастся ли в обозримом будущем  создать современную экономическую  систему, обеспечивающую динамическое  и эффективное развитие и повышение  благосостояния народа.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие частные  задачи:

         1)  Рассмотреть цели вмешательства в экономику

  1. Изучить методы воздействия на экономику;
  2. Изучить роль государства в перераспределении доходов населения

4) Рассмотреть основные меры по социальной защите населения:    

         5)Рассмотреть понятие бедности;

Объект исследования –  социальная защита в рыночной экономике. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с

рассмотрением социальной защиты в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

1.1 Цели воздействия  на экономики

          На протяжение всей истории человечества еще не было создано общества , в котором не было бы политической власти , то есть государства .Государство выполняет многочисленные политические , военные , экономические , правовые и другие функции .Все они тесно взаимосвязаны и зависят от уровня развития экономики . Долгое время государство выполняло лишь функции охраны границ , поддержания общественного порядка и сбора налогов . С развитием экономических отношений и , в частности , рынка возникла проблема : достаточна ли подобная роль государства для нормального развития общества? Существует несколько мнений относительно решения этого вопроса :

  1. Сторонники всеобъемлющего государственного регулирования экономики считают , что силой государства можно решить все экономические проблемы – обеспечить эффективную экономику и полную занятость населения , достичь социальной справедливости ,- рынку в такой концепции нет .
  2. Сторонники ограничения государственного регулирования привержены принципу активности человека и законам саморегулирования рынка – “ пусть все идет , как идет ”;в этом направлении существует особое течение , получившие название “монетаризм” – вмешательство государства в рынок допустимо , но лишь в денежную сферу ;
  3. Сторонники активного вмешательства государства в экономику полагают государственное регулирование неизбежным , так как рыночная экономика не может сама преодолеть кризисы , спада производства , безработицу и т.п.

 

          Реально роль государства в экономике в настоящее время – роль регулятора рыночных процессов , активного хозяйствующего субъекта .В большинстве индустриально развитых доля государственного сектора в производстве товаров и услуг составляет около 20%.

           Обобщающим показателем “вмешательства ” государства в рынок является доля валового национального продукта (ВНП) – общей рыночной стоимости всех готовых товаров и услуг , произведенных в стране за год , - перераспределенного через госбюджет . Например , в Швейцарии государство перераспределяет около 27% ВНП , в Японии – 33% , в США – 36% , в Великобритании - 38% , в Нидерландах – 53%  ВНП.

          Все многообразие экономических  задач , решаемых государством , может быть сведено к следующим основным группам задач :

  1. Перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций
  2. Перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом
  3. Организация производства общественных товаров и услуг
  4. Стабилизация экономики
  5. Защита населения от негативных последствий предпринимательства[3 С.182-183]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методы воздействия  экономику

Свои регулирующие функции  государство выполняет посредством  административных и экономических  методов. Для командной экономики  характерно преобладание административных методов регулирования. Система  государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании  экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания  по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в плановой экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

 

Разграничение между административными  и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют  действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать  на изменение рыночной конъюнктуры  путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера  действия административных методов  регулирования, тем уже сфера  распространения и ниже эффективность  реальных рыночных отношений.

 

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

 

Переход от командной экономики  к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

 

Разрушение системы административно-командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы, — необходимое  условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим  субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой  начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования  административных методов в переходной экономике.

 

Для того чтобы уменьшить  масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического  падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы  может, например, сохранять административный контроль над производством и  реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного  и личного потреблений нации. Так, в большинстве стран Восточной  Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно  устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные  товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения  экономическими методами регулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

 

Даже на завершающих стадиях  перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики  административные методы регулирования  имеют немаловажное значение. Они  используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные  органы директивно определяют цены, объем  и ассортимент продукции или  предоставляемых услуг для так  называемых естественных монополий, устанавливают  систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации  рынка. Административное регулирование  активно используется с целью  защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных  отходов производства, прямые запреты  на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу  вредной для здоровья людей продукции  и т. п. ограничивают свободу предпринимательства  и относятся к административным методам регулирования. Нередко  используется метод регулирования  внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.[ 4]

Глава 2. Система  социальной защиты в рыночной экономике

 

2.1 Роль государства  в перераспределении доходов  населения

             Российская федерация – социальное государство , политика которого направлена на создание условий , обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1], но рыночный механизм не учитывает ничего кроме платежеспособности человека , поэтому государство вынуждено влиять на экономические процессы посредством своего вмешательства .

Вторгаясь в сферу распределения  доходов, государство решает две  взаимосвязанные, хотя и противоречащие друг другу задачи. С одной стороны, оно направляет свои усилия на ослабление социально-экономического неравенства, посредством повышения доходов  малоимущих слоев населения, создания условий для нормального воспроизводства  рабочей силы, устранения диспропорций в распределении ресурсов. С другой стороны, государство не может и  не должно уничтожить это неравенство.

 

Дело в том, что неравенство  в доходах - не только продукт рыночной системы, но и обязательное условие  ее эффективного функционирования. Ибо  только такое неравенство способно создать подлинные стимулы и  мотивы к высокопроизводительному  труду и эффективному инвестированию капитала.

            Одной из функций государства в области перераспределение доходов населения является налоговая политика в частности распределительная функция – заключающееся в перераспределение доходов  государства , воздействии на те или иные отрасли экономики , социальной защите отдельных групп населения (инвалидов , малоимущих и т.п.). Долгое время эта функция носила лишь фискальный  характер – наполнив казну , расходовать средства на содержание армии , государственного аппарата и лишь затем социальной сферы. Вмешательство государства в экономику придало этой функции налогов и регулирующий характер . Изменяя налоговые ставки и условия налогообложения , органы власти воздействуют на деловую активность в различных сферах экономики . [3 С.193]

Информация о работе Система социальной защиты в рыночной экономике