Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:39, курсовая работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1) Рассмотреть цели вмешательства в экономику
Изучить методы воздействия на экономику;
Изучить роль государства в перераспределении доходов населения
4) Рассмотреть основные меры по социальной защите населения:
Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
1.1 Цели воздействия на экономику
1.2 Методы воздействия на экономику
Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике
2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения
2.2 Социальная защита населения
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости
Заключение
Список литературы
Перемещение части доходов от
обеспеченных слоев к
Для того чтобы понять какие
слои населения нуждаются в
Проще всего охарактеризовать
уровень жизни всего населения,
ориентируясь на среднестатистические
величины. Необходимо, однако, иметь
в виду, что таким способом мы
не измеряем и тем более не определяем
непосредственно уровень жизни,
который зависит от множества
разнородных потребностей материального
и духовного характера, а только
связываем его с другими
Для определения неравенства в доходах используется кривая Лоренца. Кривая Лоренца устанавливает соответствие между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода.
Кривые Лоренца наглядно
демонстрируют политику выравнивания
доходов, проводимую государством посредством
налогообложения и разного рода
социальных программ. При прогрессивной
налоговой системе с более
высоких доходов взимается
Кривая, показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.[ 9 ]
2.2 Социальная защита населения
Чтобы понять структуру помощи
государства незащищенным слоям
населения дадим определение. Незащищенные
слои – это малообеспеченные в
массе своей представители
Социальная защита экономически активного (занятого и временно не занятого) населения осуществляется по следующим направлениям . Во –первых , меры государства , связанные с подготовкой к квалифицированной трудовой деятельности . Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования . Во-вторых , меры , связанные с обеспечением доступа человека к труду , включая свободное использование способностей к предпринимательству и иной не запрещенной законом деятельности . В-третьих , меры , обеспечивающие сам процесс трудовой деятельности . Государство гарантирует недопустимость принудительного труда , соблюдение законодательно установленной продолжительности рабочего времени , предоставление выходных и праздничных дней , оплачиваемых отпусков , создание работниками профессиональных союзов и иных объединений для защиты интересов в отношениях с работодателями . Государство через принцип трипартизма участвует в заключении генерального и отраслевого соглашений , коллективных договоров по вопросам занятости , оплаты труда , условий труда . Государство устанавливает обязательный для наемных работников минимальный размер заработной платы и тарифной ставки первого разряда . Государство обязуется осуществлять индексацию доходов , сбережений населения в условиях инфляции . В-четвертых , меры , ограничивающие возникновение ситуации , когда работник лишается возможности продолжать трудовую деятельность по причине сокращения численности , ликвидации и реорганизации , банкротства предприятия . Государства через налоговый механизм , кредитно-финансовую политику поддерживает предприятия , сохраняющие и создающие новые рабочие места (в том числе для неконкретных слоев населения : инвалидов , членов многодетных семей и т.д.).Эти меры позволяют минимизировать потери общества , обусловленные несовершенством рыночного механизма функционирования рынка труда .
Государство осуществляет надзор и контроль за соблюдением как федерального законодательства о труде , так и международных трудовых норм , зафиксированных в конвенциях и рекомендациях МОТ , ратифицированных Россией . Россия является преемницей членства СССР в Международной организации труда с 1934 по 1940 г. И с 1954 г. По настоящие время.
Источником средств для социальной защиты являются бюджеты разных уровней , внебюджетные государственные фонды социальной поддержки , государственное страхование по безработице , страховые средства работодателей , общественные и частные благотворительные фонды . Развивается система самострахования в страховых фондах при условии персонифицированного учета взносов . .[5 С.293-294]
Регионы в России вправе устанавливать отдельные от федеральных законы и постановления о социальной защите. Например в городе Москве : 1) создание условий для реализации прав инвалидов и детей-инвалидов на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;2) содействие в получении льгот, установленных законодательством;3) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством .[2]
В социальной политике государства предусматривается и меры по обеспечению содержания нетрудоспособных членов общества (полностью или частично , постоянно или временно ). В социальном обеспечении выделяют : пенсионное обеспечение (престарелых , инвалидов , семей потерявших кормильца ) , пособийное обеспечение (единовременные и ежемесячные пособия на детей , по материнству , по болезни и др. причинам) , социальное обслуживание (предоставление социальных услуг отдельным категориям нуждающимся в них лиц) .[ 5 С.293-294.]
Каждое государство формирует
отвечающую требованиям и интересам
общества собственную национальную
систему социальной защиты населения,
обусловленную комплексом причин социально-экономического
плана, географическими особенностями,
культурными и историческими
традициями, формой государственного
устройства, степенью развития гражданского
общества, а также моделью социального
государства и типом его
Шведский ученый Г. Эспинг-Андерсен сгруппировал системы социальной защиты населения в зависимости от типа «идеологии» государственного устройства, выделив три основных:
Либеральный тип
Страны - все англо-говорящие,
включая Великобританию и
Консервативный тип
Страны – в основном,
Западной Европы. Характеризуется
применением классической
Социал-демократический тип
Страны – скандинавские
государства. Характеризуется
Американский исследователь Ричард Титмус предложил свою типологию моделей социальной защиты:
«Остаточная» модель,
она же либеральная, действует
по остаточному принципу, т. е.
социальная защита большинства
граждан должна строиться на
самозащите, на предоставлении возможности
противостоять социальным
Модель индустриально-
«Государственно-
Более радикальные ислледователи предполагают, что в мире сложились в основном две модели социальной защиты:
социал-демократической
ориентации с высокой ролью
государства в обобществлении
доходов и существенным
неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы и т. п.
Ученые склонны выделять
в основном три базовые модели:
социал-демократическую,
Разнообразие институтов,
форм и механизмов, формирующих
национальные системы
2.3 Проблемы бедности,
социального равенства и
Социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто по объективным причинам не может зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение работы социальных лифтов, «равного старта» и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо ли устроено общество, в котором мы живем.[14]
На сегодняшний день правительством ставится несколько основных задач на ближайшие время для решения проблем в области социальной политики :
Первое. Многие граждане не
могут реализовать свои профессиональные
знания, найти такую работу, которая
позволяла бы иметь достойную
зарплату и развиваться, строить
карьеру. Плохо, с большими перебоями
работают социальные лифты, начиная
от системы образования. Эта проблема
значительно обострилась в
Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.
Третье. За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.
Информация о работе Система социальной защиты в рыночной экономике