Система социальной защиты в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении социальной защиты в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1) Рассмотреть цели вмешательства в экономику
Изучить методы воздействия на экономику;
Изучить роль государства в перераспределении доходов населения
4) Рассмотреть основные меры по социальной защите населения:

Оглавление

Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
1.1 Цели воздействия на экономику
1.2 Методы воздействия на экономику
Глава 2. Система социальной защиты в рыночной экономике
2.1 Роль государства в перераспределении доходов населения
2.2 Социальная защита населения
2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 2.docx

— 129.19 Кб (Скачать)

           Перемещение части доходов от  обеспеченных слоев к нуждающимся  позволяет несколько уменьшить  значительное имущественное неравенство , порождаемое рынком . Доходы перераспределяются государством двумя путями :

  1. Через так называемые трансфертные платежи – выплату денег , передачу товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке (а не в обмен на товар или деньги ) . Примером трансфертных платежей служат различные пособия – инвалидам , безработным , остронуждающимcя и т.п.
  2. Вмешательством в ценообразование – устанавливаются фиксированные цены на ряд товаров  и услуг , минимальный размер оплаты труда (МРОТ) .[3 С.182-183]

     

Для того чтобы понять какие  слои населения нуждаются в поддержки  государства надо охарактеризовать их уровень жизни . Одним из важнейших показателей уровня жизни населения является качество жизни и его структуры : 1) объективация качества жизни ; 2 )оценочное отношение человека к жизненным условиями , различным материальным и культурным благам ; 3) единство объективной и субъективной трактовок качества жизни . структура качества жизни в социологическом контексте представлена на двух уровнях – общественном (качество жизни общества) и личностном (качество жизни отдельного человека).[  8, с.160]

Проще всего охарактеризовать уровень жизни всего населения, ориентируясь на среднестатистические величины. Необходимо, однако, иметь  в виду, что таким способом мы не измеряем и тем более не определяем непосредственно уровень жизни, который зависит от множества  разнородных потребностей материального  и духовного характера, а только связываем его с другими экономическими параметрами. Прежде всего с душевым доходом, т.е. реальным ВВП, приходящимся на каждого гражданина. Очевидно, что эта величина не даёт точного представления о доходах каждого жителя страны, а является усредненной, характеризующей благосостояние страны и её экономику в целом. Тем не менее этот показатель весьма существенен при анализе экономического развития разных стран, и поэтому широко используется в экономических исследованиях.

 

Для определения неравенства  в доходах используется кривая Лоренца. Кривая Лоренца устанавливает соответствие между численностью населения и объемом получаемого суммарного дохода.

 

Кривые Лоренца наглядно демонстрируют политику выравнивания доходов, проводимую государством посредством  налогообложения и разного рода социальных программ. При прогрессивной  налоговой системе с более  высоких доходов взимается более  высокий налог. В результате различных  социальных программ увеличиваются  доходы наименее обеспеченной части  населения. На основе соответствующих  данных можно построить кривые Лоренца, которые отражали бы распределение  доходов до выплаты налогов, после  их уплаты и после получения выплат и пособий по социальным программам.

Кривая, показывает, какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Кривая Лоренца наглядно показывает, насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного распределения.[ 9 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социальная  защита населения

Чтобы понять структуру помощи государства незащищенным слоям  населения дадим определение. Незащищенные слои – это малообеспеченные в  массе своей представители типичных именно для “классических” низших классов профессиональных статусов , которые характеризуются с точки зрения их позиции на рынке труда тем , что они могут предложить на нем лишь свою “простую физическую способность к труду” которая заведомо не может обеспечить достаточных для благополучного уровня жизни доходов.[10, с.6] Но не всегда это те слои которые способны выполнять физический труд , также это те кто не способен выполнять труд в силу физических, умственных или возрастных возможностей .

Социальная защита экономически активного (занятого и временно не занятого) населения осуществляется по следующим  направлениям . Во –первых , меры государства , связанные с подготовкой к квалифицированной трудовой деятельности . Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования . Во-вторых , меры , связанные с обеспечением доступа человека к труду , включая свободное использование способностей к предпринимательству и иной не запрещенной законом деятельности . В-третьих , меры , обеспечивающие сам процесс трудовой деятельности . Государство гарантирует недопустимость принудительного труда , соблюдение законодательно установленной продолжительности рабочего времени , предоставление выходных и праздничных дней , оплачиваемых отпусков , создание работниками профессиональных союзов и иных объединений для защиты интересов в отношениях с работодателями . Государство через принцип трипартизма участвует в заключении генерального и отраслевого соглашений , коллективных договоров по вопросам занятости , оплаты труда , условий труда . Государство устанавливает обязательный для наемных работников минимальный размер заработной платы и тарифной ставки первого разряда . Государство обязуется осуществлять индексацию доходов , сбережений населения в условиях инфляции . В-четвертых , меры , ограничивающие возникновение ситуации , когда работник лишается возможности продолжать трудовую деятельность по причине сокращения численности , ликвидации и реорганизации , банкротства предприятия . Государства через налоговый механизм , кредитно-финансовую политику поддерживает предприятия , сохраняющие и создающие новые рабочие места (в том числе для неконкретных слоев населения : инвалидов , членов многодетных семей и т.д.).Эти меры позволяют минимизировать потери общества , обусловленные несовершенством рыночного механизма функционирования рынка труда .

Государство осуществляет надзор и контроль за соблюдением как федерального законодательства о труде , так и международных трудовых норм , зафиксированных в конвенциях и рекомендациях МОТ , ратифицированных Россией . Россия является преемницей членства СССР в Международной организации труда с 1934 по 1940 г. И с 1954 г. По настоящие время.

Источником средств для  социальной защиты являются бюджеты  разных уровней , внебюджетные государственные фонды социальной поддержки , государственное страхование по безработице , страховые средства работодателей , общественные и частные благотворительные фонды . Развивается система самострахования в страховых фондах при условии персонифицированного учета взносов . .[5 С.293-294]

Регионы в России вправе устанавливать отдельные от федеральных законы и постановления о социальной защите. Например в городе Москве : 1) создание условий для реализации прав инвалидов и детей-инвалидов на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;2) содействие в получении льгот, установленных законодательством;3) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством .[2]

В социальной политике государства  предусматривается и меры по обеспечению  содержания нетрудоспособных членов общества (полностью или частично , постоянно или временно ). В социальном обеспечении выделяют : пенсионное обеспечение (престарелых , инвалидов , семей потерявших кормильца ) , пособийное обеспечение (единовременные и ежемесячные пособия на детей , по материнству , по болезни и др. причинам) , социальное обслуживание (предоставление социальных услуг отдельным категориям нуждающимся в них лиц) .[ 5 С.293-294.]

 

Каждое государство формирует  отвечающую требованиям и интересам  общества собственную национальную систему социальной защиты населения, обусловленную комплексом причин социально-экономического плана, географическими особенностями, культурными и историческими  традициями, формой государственного устройства, степенью развития гражданского общества, а также моделью социального  государства и типом его социальной политики.

 

Шведский ученый Г. Эспинг-Андерсен сгруппировал системы социальной защиты населения в зависимости от типа «идеологии» государственного устройства, выделив три основных:

 

 Либеральный тип

 

 Страны - все англо-говорящие,  включая Великобританию и Японию. Характеризуется стремлением государства  к отделению социальной помощи  от свободного рынка, стремлением  к «адресной» помощи с проверкой  нуждаемости. Цель – сокращение  бедности.

 

 Консервативный тип

 

 Страны – в основном, Западной Европы. Характеризуется  применением классической бисмарковской системы социального страхования, стремлением к компенсационному характеру помощи за прошлые заслуги. Цель – сохранение жизненного уровня, достигнутого в работоспособном периоде.

 

 Социал-демократический  тип

 

 Страны – скандинавские  государства. Характеризуется предоставлением  стандартных денежных и натуральных  пособий или определенного набора  услуг, уравнительным подходом  к социальной помощи. Цель –  перераспределение доходов. 

 

Американский исследователь  Ричард Титмус предложил свою типологию моделей социальной защиты:

 

 «Остаточная» модель, она же либеральная, действует  по остаточному принципу, т. е.  социальная защита большинства  граждан должна строиться на  самозащите, на предоставлении возможности  противостоять социальным рискам  посредством собственных накоплений, в рамках семьи, используя социальное  страхование. Лишь неспособные  к самообеспечению граждане должны опекаться государством и гражданским обществом.

 

Модель индустриально-экономического развития, она же консервативная, корпоративистская. Рассматривается как средство защиты социального уровня жизни трудящихся. Основной механизм – социальное страхование, организованное под контролем и с гарантиями государства. Модель наиболее сильно развита в Германии.

 

 «Государственно-перераспределительная» модель социальной защиты, она же социалистическая, носит всеобщий характер и охватывает все население страны. Равенство означает прежде всего изменение в перераспределении доходов, а уже потом в их сохранении. Отличается доминированием государства в системе социальной защиты, высоким уровнем социальных компенсаций. Действует в скандинавских странах.

 

Более радикальные ислледователи предполагают, что в мире сложились в основном две модели социальной защиты:

 социал-демократической  ориентации с высокой ролью  государства в обобществлении  доходов и существенным значением  общенациональных социальных механизмов  управления;

 неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы и т. п.

 

 Ученые склонны выделять  в основном три базовые модели: социал-демократическую, корпоративную  и либеральную, хотя их названия  могут и различаться. Однако  в чистом виде они в настоящее  время не встречаются, поэтому  существующие в настоящее время  модели социальной защиты носят  смешанный характер.

 Разнообразие институтов, форм и механизмов, формирующих  национальные системы социальной  защиты, особенности их организации  и функционирования, позволяют не  только выделять дополнительно  такие модели, как латинская (католическая), рудиментарная (переходная), патерналистская  и ряд других способов организации  социальной защиты населения,  но и, в определенном смысле, считать, что моделей социальной  защиты населения столько же, сколько и стран мира.[ Цикл статей В. Шарина, журнал "Социальное обеспечение" (Россия)]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Проблемы бедности, социального равенства и справедливости

Социальная политика имеет  несколько целей, несколько измерений. Это поддержка слабых, тех, кто  по объективным причинам не может  зарабатывать себе на жизнь. Это обеспечение  работы социальных лифтов, «равного старта»  и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта. Эффективность социальной политики измеряется мнением людей - справедливо  ли устроено общество, в котором  мы живем.[14]

          На сегодняшний день правительством ставится несколько основных задач на ближайшие время для решения проблем в области социальной политики :

Первое. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая  позволяла бы иметь достойную  зарплату и развиваться, строить  карьеру. Плохо, с большими перебоями  работают социальные лифты, начиная  от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние  годы, когда большинство молодых  работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.

 

Второе. Недопустимо, вызывающе  велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все  еще живет за официальной чертой бедности.

 

Третье. За первое десятилетие XXI века принципиально изменилось представление  о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным  образом о том, чтобы не скатиться  за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения  предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера  не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным  уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования  и здравоохранения, сохраняется  низкое качество, не остановлено расползание  принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.

Информация о работе Система социальной защиты в рыночной экономике