Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Саратовский государственный
технический университет» им. Гагарина
Ю.А.
Кафедра «История
Отечества и культуры»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Основы социального
государства»
Тема «Система социальной
защиты в Италии»
Выполнила студентка 2 курса
заочной формы обучения
факультета МФПИТ
специальности бРКЛМз21
номер зачетной книжки 102544
Ястребова Алёна
Проверила_________________
Саратов 2013г.
Проблемы реформирования
социальной сферы в Италии выдвинулись
в последнее десятилетие ХХ века
на первый план. Этому способствовали
такие факторы, как традиционное
для этой страны несоответствие в
экономическом развитии северных и
южных регионов, высокая государственная
задолженность, существование теневой
экономики. Ощутимым толчком для
перемен стали и возрастающие
процессы европейской интеграции, направленные
на конвергенцию социально-экономических
параметров стран-участниц Европейского
союза.
На сегодняшний день система
социальной защиты Италии характеризуется
рядом нерешённых вопросов. Одна из
основных проблем – историческое
различие в доходах населения
в северных и южных регионах, что
отражается в статистике по безработице.
По отношению к общему уровню незанятых
в Италии (1999 г. – 11,3%) доля безработных
на севере страны составляла 7,5% (что
приближается к среднеевропейским
показателям), на юге – более 20%. Особенно
отчётливо это проявляется в
той роли, которую в условиях итальянской
системы социального страхования
начинают играть некоторые его виды.
Речь идёт прежде всего о пенсии
по инвалидности, выполняющей в экономически
слабых регионах помимо своего основного
назначения ещё и роль пособия
по безработице и социальной помощи.
Характерным для Италии моментом
является также более высокая, чем
в других странах Западной Европы,
доля незанятых среди женщин. Число
их в общем показателе безработных
составляет 16%, что почти вдвое
превышает уровень мужской безработицы
– 9%. Уровень безработицы среди
молодёжи также достаточно высок
– 12,4%1. Серьёзной проблемой системы
социальной защиты является одновременное
существование в экономике плохо
социально-гарантированных структур
и секторов, где в силу различных
обстоятельств (например, широкого развития
профсоюзного движения, особенно на севере
страны) гарантированность социальных
услуг более высока. Кроме того,
к этому также относится и
неудовлетворительная защита от рисков
людей, которые по различным причинам
оказались без каких-либо доходов.
В силу этих, а также ряда других
обстоятельств итальянская социальная
политика часто характеризовалась
как “рудиментарная”1.
Следующей по значимости проблемой
является асимметричная структура
социальных расходов. Она проявляется,
в частности, в том, что наиболее
крупную часть таких расходов
составляет пенсионное обеспечение
– 15,4% в ВНП (при среднеевропейском
уровне – 11,9%), тогда как на поддержку
семьи, материнства, образования и
политику занятости тратятся сравнительно
незначительные средства (около 0,8%). По
этой причине Италию (не без основания)
иногда называют страной пенсионеров2.
Проблему значительной доли пенсионеров
в общей структуре населения
осложняет также неблагоприятное
демографическое развитие в стране:
средний показатель рождаемости
составляет 1,26 ребёнка на семью –
один из самых низких в Европе. Рост
доли пожилых обуславливается и
увеличением продолжительности
жизни: в 1997 году число 65-летних составляло
16,7% всего населения.
Есть и хроническая
проблема – высокий уровень государственной
задолженности (внутренний государственный
долг в 90-е годы более чем на 120%
превысил валовой национальный продукт),
что, естественно, ограничивает финансовую
свободу государства в социальной сфере.
Характерным для Италии и до сих пор самым
большим в Западной Европе остаётся теневой
сектор экономики. Около 30% ВНП составляет
незарегистрированная хозяйственная
деятельность, а почти 25% трудящихся заняты
в теневой экономике, в то время как занятость
в официальном секторе продолжает сокращаться.
Всё это, безусловно, сказывается на объёмах
инвестирования в социальную сферу.
Новая эра в итальянской
социальной политике началась в 1992 году,
когда правительство Дж. Амато
предприняло шаги к давно назревшей
реформе в области социальной
защиты. Основные мероприятия затронули
систему пенсионного страхования.
С одной стороны, предусматривалось
постепенное повышение пенсионного
возраста с 60 до 65 лет для мужчин
и с 55 до 60 лет для женщин, с
другой – был увеличен минимальный
срок страхового стажа до 20 лет. Кроме
того, пенсионная реформа была направлена
на снижение размера пенсий с 80% до 68%
последней оплаты труда.
В последующие годы реформирование
пенсионной системы было продолжено.
В частности, в новой, предпринятой
правительством Ламберто Дини пенсионной
реформе предусматривались изменения
в методике расчёта пенсий: за основу
была принята ориентация не на прежний
доход, а на уровень взносов, что
в большей степени отвечало принципу
эквивалентности и было более
похоже на принципы, характерные для
добровольного частного страхования.
Кроме того, реформа предусматривала
постепенное сокращение различий между
пенсиями по старости и за выслугу
лет, а также возможность более
раннего прекращения трудовой деятельности
с соответствующим уменьшением
размера пенсии.
Основной задачей правительства
в социальной сфере во второй половине
1990-х годов была консолидация социального
бюджета. Необходимость экономии обосновывалась
прежде всего тем, что только благодаря
ей была возможна дальнейшая интеграция
Италии в Европейский союз. Начатый
в 1996 году правительством Романо Проди
курс на снижение государственных расходов
предусматривал обширную приватизацию
государственных предприятий, снижение
расходов на образование и здравоохранение.
Новая программа была бы заведомо
непопулярной и гибельной для
любого правительства, если бы она проводилась
раньше, однако тогда общественные
протесты не приобрели широкого звучания:
многие итальянцы понимали, что эти
жертвы необходимы для выполнения критериев
Маастрихтского договора. Однако, несмотря
на курс жёсткой экономии в 1990-х годах,
итальянская социальная политика всё
же не была нацелена на повышение эффективности
социальных мероприятий за счёт снижения
жизненного уровня населения.
В целом можно обозначить
три приоритетные цели, которые лежали
в основе реформ, начатых правительством
в (90-е годы) конце ХХ века. Во-первых,
это стремление к созданию наряду
с финансовой консолидацией социального
бюджета более равновесной и
справедливой системы социальной защиты
с одновременным повышением её эффективности.
Во-вторых, проведённые пенсионные
реформы должны были унифицировать
предпосылки для расчёта пенсий
в различных отраслях. В-третьих, целевой
установкой правительства был переход
к активной политике занятости и более
активному диалогу между правительством,
профсоюзами и союзами работодателей
с целью повышения эффективности воздействия
на рынок труда.
Несмотря на то что социальная
политика Италии по-прежнему является
компетенцией государства, экономический
курс Европейского союза всё же оказывает
на неё определённое влияние. С одной
стороны, ЕС не вмешивается в социальную
политику стран-участниц, с другой –
его экономический курс косвенно
влияет на экономику входящих в него
государств посредством установления
критериев конвергенции в экономической
сфере. Решающее воздействие она
оказала на итальянскую социальную
политику в начале 1990-х годов, дав
решающий толчок реформаторским мероприятиям
в социальном секторе. Таким образом,
“европеизирование” оказалось важным
фактором для проведения социальных
реформ в Италии, причём не в последнюю
очередь и потому, что в отличие
от других стран Европы, в которых
Евросоюз зачастую рассматривался как
новая бюрократическая структура,
ограничивающая полномочия деятельности
национальных государств, в Италии
с европейским объединением всегда
связывали надежду на улучшения
в собственной стране, а итальянцы
принадлежали к сторонникам интеграции,
ценя её даже выше, чем объединение
Италии в XIX столетии1. Подобное отношение
населения страны к вопросу, который
вызывал не всегда положительную
реакцию в других странах-участницах
Европейского союза, видится прежде
всего в традиционно глубоком
недоверии населения к собственному
государству. Причины такого недоверия,
очевидно, коренятся не только в
особенностях национального характера
или менталитете итальянцев, но и
в тех конкретных проблемах, которые
характерны для итальянской экономики
и социального сектора, в частности.
Реформаторские мероприятия,
предпринятые с начала 90-х годов,
были обусловлены в основном реакцией
на необходимость экономической
модернизации в рамках европейской
интеграции. Кроме того, всё это
дополнялось внутренними условиями,
к которым относятся специфические
проблемы и особенности социального
сектора Италии, а также положительное
отношение населения к процессам
европейской интеграции. Тенденции
развития социальной политики в Италии
90-х годов XX века были, следовательно,
связаны с двумя особенностями.
С одной стороны, критерии конвергенции
ЕС обуславливали проведение жёсткой
рестриктивной политики в социальном
секторе, с другой – несовершенства
итальянской социальной системы
делали очевидной необходимость
расширения тех сфер соцобеспечения
(семейная политика, страхование по
безработице, социальная помощь), которые
были традиционно “слабыми” в
общей системе социальной защиты.
Страхование по безработице
Характерные различия рынка
труда, отличающие Италию от других стран
Европы, основывались долгое время
на её исторических и социальных особенностях.
Его главной чертой была в первую
очередь возрастная структура безработицы,
которая отражала не только ситуацию
в сфере занятости, но и служила
показателем специфики всего
итальянского общества. Прежде всего
это касается преобладания среди безработного
населения молодых людей, ищущих первое
в своей жизни рабочее место, что позволяет
говорить скорее о молодёжной незанятости,
нежели о безработице. До начала 90-х годов
прошлого века более трёх четвертей итальянских
безработных были сконцентрированы в
возрастной группе до 29 лет, тогда как
в других европейских странах возрастная
структура безработицы была более сбалансирована,
а в некоторых из них даже имела противоположную
направленность. Так, среди людей моложе
29 лет во Франции и Великобритании не заняты
около 40%, а в Германии – 25%. В 1993 году этот
показатель в Италии снизился до 65%, а к
настоящему времени – почти до 50%.1 Кроме
того, безработица, как правило, не затрагивала
взрослое население. По этой причине незанятость
молодёжи имела характерную для Италии
особенность: бремя содержания незанятых
членов семьи (чаще всего собственных
детей) смещалось от государства к семье.
В такой ситуации рост безработицы не
создавал острых социальных потрясений,
а сама проблема для отдельного человека
и семьи носила менее драматичный и травмирующий
характер, а потому была экономически
легче переносимой. Такая структура занятости
приводила к формированию в обществе мнения,
что потерять работу маловероятно, а если
такое и случалось, то считалось, что при
наличии опыта и достаточной квалификации
найти новую работу легко.
Исходя из этой ситуации,
само понятие “безработица” становилось
в большей степени явлением социально-психологическим,
нежели экономическим, рассматривавшимся,
с одной стороны, как длительный,
но временный период от молодости
к зрелости, с другой – как
кратковременное, но редкое состояние
между потерей работы и устройством
на новую. Подобная организация рынка
труда воздействовала и на другие
сферы жизни страны. Прежде всего
это касалось образования, в котором
многие итальянцы видели средство для
повышения возможностей карьерного
роста и снижения риска потери
рабочего места в будущем. По этой
причине значительные инвестиции в
образование детей стали характерным
явлением для многих итальянских
семей. Понятно, что с учётом роли
трудового стажа при приёме на
работу образование оказывалось
оторванным от реальных потребностей
рынка труда. Таким образом, итальянская
модель рынка труда была во многом
проекцией социально-экономической
жизни страны, которая, в свою очередь,
была укоренена в итальянской
культуре и сознании.
1990-е годы стали переломным
периодом в развитии итальянского
рынка труда, связанным в первую
очередь с процессами интеграции
Италии в единое европейское
пространство и с необходимостью
реформирования экономики и сферы
занятости, в частности, в соответствии
с новыми европейскими требованиями
по социальной конвергенции. Результатом
изменений в политике занятости
стало сокращение уровня безработицы
с 11,7% в 1997 до 9,5% в 2001 году и
изменение её демографической
структуры: безработица перестала
быть исключительно молодёжным
явлением и стала затрагивать
взрослое население страны. Таким
образом, процессы европейской
интеграции оказали существенное
влияние на структуру рынка
труда в Италии, способствовав
проведению правительством более
активной политики занятости,
чем это было прежде, и созданию
новых условий для улучшения
ситуации в сфере занятости.
Хотя обязательное страхование
по безработице было впервые введено
в Италии в 1919 году, оно было развито
по сравнению с другими европейскими
странами до 90-х годов XX века довольно
слабо. Со времени своего возникновения
эта отрасль социальной защиты практически
не менялась, а размер пособий по безработице
оставался на низком уровне. Изменения
были связаны с введением специальных
программ по смягчению отраслевых кризисов.
Размеры пособия по безработице в Италии,
сообразно с другими странами Западной
Европы, невелики – около 20% предыдущего
дохода в течение последних трёх месяцев,
что не представляет собой достаточную
финансовую защиту от риска безработицы1.
Для получения пособия необходимы два
года страхового стажа и выплата страховых
взносов в течение 52 недель за последние
два года. Выплата пособия непосредственно
увязывается с существовавшими до увольнения
трудовыми отношениями и, как следствие,
выплатой страховых взносов, что, несомненно,
является серьёзным недостатком. Ведь
такая система – по понятным причинам
– не защищает от риска вынужденной безработицы
целый ряд трудоспособных групп населения,
например таких, как выпускники школ, профессиональных
учебных заведений и университетов. Пособие
по безработице выплачивается по прошествии
7 дней с момента увольнения на срок до
180 дней2. Размер пособия по безработице
зависит от предыдущей заработной платы,
полученной в течение последних трёх месяцев,
и колеблется от 745 евро (при доходе ниже
1611 евро) до 895 евро (при доходе, превышающем
сумму в 1611 евро).