Система социальной защиты в Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы реформирования социальной сферы в Италии выдвинулись в последнее десятилетие ХХ века на первый план. Этому способствовали такие факторы, как традиционное для этой страны несоответствие в экономическом развитии северных и южных регионов, высокая государственная задолженность, существование теневой экономики. Ощутимым толчком для перемен стали и возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на конвергенцию социально-экономических параметров стран-участниц Европейского союза.

Файлы: 1 файл

италия.docx

— 32.30 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовский государственный  технический университет» им. Гагарина Ю.А.

 

Кафедра «История Отечества и культуры»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Основы социального государства»

Тема «Система социальной защиты в Италии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

заочной формы обучения

факультета МФПИТ

специальности бРКЛМз21

номер зачетной книжки  102544

Ястребова Алёна

Проверила_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2013г.

 

 

Проблемы реформирования социальной сферы в Италии выдвинулись  в последнее десятилетие ХХ века на первый план. Этому способствовали такие факторы, как традиционное для этой страны несоответствие в  экономическом развитии северных и  южных регионов, высокая государственная  задолженность, существование теневой  экономики. Ощутимым толчком для  перемен стали и возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на конвергенцию социально-экономических  параметров стран-участниц Европейского союза.

 

На сегодняшний день система  социальной защиты Италии характеризуется  рядом нерешённых вопросов. Одна из основных проблем – историческое различие в доходах населения  в северных и южных регионах, что  отражается в статистике по безработице. По отношению к общему уровню незанятых  в Италии (1999 г. – 11,3%) доля безработных  на севере страны составляла 7,5% (что  приближается к среднеевропейским  показателям), на юге – более 20%. Особенно отчётливо это проявляется в  той роли, которую в условиях итальянской  системы социального страхования  начинают играть некоторые его виды. Речь идёт прежде всего о пенсии по инвалидности, выполняющей в экономически слабых регионах помимо своего основного  назначения ещё и роль пособия  по безработице и социальной помощи.

 

Характерным для Италии моментом является также более высокая, чем  в других странах Западной Европы, доля незанятых среди женщин. Число  их в общем показателе безработных  составляет 16%, что почти вдвое  превышает уровень мужской безработицы  – 9%. Уровень безработицы среди  молодёжи также достаточно высок  – 12,4%1. Серьёзной проблемой системы  социальной защиты является одновременное  существование в экономике плохо  социально-гарантированных структур и секторов, где в силу различных  обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения, особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Кроме того, к этому также относится и  неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам оказались без каких-либо доходов. В силу этих, а также ряда других обстоятельств итальянская социальная политика часто характеризовалась  как “рудиментарная”1.

 

Следующей по значимости проблемой  является асимметричная структура  социальных расходов. Она проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную часть таких расходов составляет пенсионное обеспечение  – 15,4% в ВНП (при среднеевропейском  уровне – 11,9%), тогда как на поддержку  семьи, материнства, образования и  политику занятости тратятся сравнительно незначительные средства (около 0,8%). По этой причине Италию (не без основания) иногда называют страной пенсионеров2. Проблему значительной доли пенсионеров  в общей структуре населения  осложняет также неблагоприятное  демографическое развитие в стране: средний показатель рождаемости  составляет 1,26 ребёнка на семью –  один из самых низких в Европе. Рост доли пожилых обуславливается и  увеличением продолжительности  жизни: в 1997 году число 65-летних составляло 16,7% всего населения.

 

Есть и хроническая  проблема – высокий уровень государственной  задолженности (внутренний государственный  долг в 90-е годы более чем на 120% превысил валовой национальный продукт), что, естественно, ограничивает финансовую свободу государства в социальной сфере. Характерным для Италии и до сих пор самым большим в Западной Европе остаётся теневой сектор экономики. Около 30% ВНП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, а почти 25% трудящихся заняты в теневой экономике, в то время как занятость в официальном секторе продолжает сокращаться. Всё это, безусловно, сказывается на объёмах инвестирования в социальную сферу.

 

Новая эра в итальянской  социальной политике началась в 1992 году, когда правительство Дж. Амато  предприняло шаги к давно назревшей  реформе в области социальной защиты. Основные мероприятия затронули  систему пенсионного страхования. С одной стороны, предусматривалось  постепенное повышение пенсионного  возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, с  другой – был увеличен минимальный  срок страхового стажа до 20 лет. Кроме  того, пенсионная реформа была направлена на снижение размера пенсий с 80% до 68% последней оплаты труда.

 

В последующие годы реформирование пенсионной системы было продолжено. В частности, в новой, предпринятой правительством Ламберто Дини пенсионной реформе предусматривались изменения  в методике расчёта пенсий: за основу была принята ориентация не на прежний  доход, а на уровень взносов, что  в большей степени отвечало принципу эквивалентности и было более  похоже на принципы, характерные для  добровольного частного страхования. Кроме того, реформа предусматривала  постепенное сокращение различий между  пенсиями по старости и за выслугу  лет, а также возможность более  раннего прекращения трудовой деятельности с соответствующим уменьшением  размера пенсии.

 

Основной задачей правительства  в социальной сфере во второй половине 1990-х годов была консолидация социального  бюджета. Необходимость экономии обосновывалась прежде всего тем, что только благодаря  ей была возможна дальнейшая интеграция Италии в Европейский союз. Начатый  в 1996 году правительством Романо Проди  курс на снижение государственных расходов предусматривал обширную приватизацию государственных предприятий, снижение расходов на образование и здравоохранение. Новая программа была бы заведомо непопулярной и гибельной для  любого правительства, если бы она проводилась  раньше, однако тогда общественные протесты не приобрели широкого звучания: многие итальянцы понимали, что эти  жертвы необходимы для выполнения критериев  Маастрихтского договора. Однако, несмотря на курс жёсткой экономии в 1990-х годах, итальянская социальная политика всё  же не была нацелена на повышение эффективности  социальных мероприятий за счёт снижения жизненного уровня населения.

 

В целом можно обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ, начатых правительством в (90-е годы) конце ХХ века. Во-первых, это стремление к созданию наряду с финансовой консолидацией социального  бюджета более равновесной и  справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением её эффективности. Во-вторых, проведённые пенсионные реформы должны были унифицировать  предпосылки для расчёта пенсий в различных отраслях. В-третьих, целевой установкой правительства был переход к активной политике занятости и более активному диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей с целью повышения эффективности воздействия на рынок труда.

 

Несмотря на то что социальная политика Италии по-прежнему является компетенцией государства, экономический  курс Европейского союза всё же оказывает  на неё определённое влияние. С одной  стороны, ЕС не вмешивается в социальную политику стран-участниц, с другой –  его экономический курс косвенно влияет на экономику входящих в него государств посредством установления критериев конвергенции в экономической  сфере. Решающее воздействие она  оказала на итальянскую социальную политику в начале 1990-х годов, дав  решающий толчок реформаторским мероприятиям в социальном секторе. Таким образом, “европеизирование” оказалось важным фактором для проведения социальных реформ в Италии, причём не в последнюю  очередь и потому, что в отличие  от других стран Европы, в которых  Евросоюз зачастую рассматривался как  новая бюрократическая структура, ограничивающая полномочия деятельности национальных государств, в Италии с европейским объединением всегда связывали надежду на улучшения  в собственной стране, а итальянцы  принадлежали к сторонникам интеграции, ценя её даже выше, чем объединение  Италии в XIX столетии1. Подобное отношение  населения страны к вопросу, который  вызывал не всегда положительную  реакцию в других странах-участницах Европейского союза, видится прежде всего в традиционно глубоком недоверии населения к собственному государству. Причины такого недоверия, очевидно, коренятся не только в  особенностях национального характера  или менталитете итальянцев, но и  в тех конкретных проблемах, которые  характерны для итальянской экономики  и социального сектора, в частности.

 

Реформаторские мероприятия, предпринятые с начала 90-х годов, были обусловлены в основном реакцией на необходимость экономической  модернизации в рамках европейской  интеграции. Кроме того, всё это  дополнялось внутренними условиями, к которым относятся специфические  проблемы и особенности социального  сектора Италии, а также положительное  отношение населения к процессам  европейской интеграции. Тенденции  развития социальной политики в Италии 90-х годов XX века были, следовательно, связаны с двумя особенностями. С одной стороны, критерии конвергенции ЕС обуславливали проведение жёсткой  рестриктивной политики в социальном секторе, с другой – несовершенства итальянской социальной системы  делали очевидной необходимость  расширения тех сфер соцобеспечения (семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь), которые  были традиционно “слабыми” в  общей системе социальной защиты.

 

Страхование по безработице

 

Характерные различия рынка  труда, отличающие Италию от других стран  Европы, основывались долгое время  на её исторических и социальных особенностях. Его главной чертой была в первую очередь возрастная структура безработицы, которая отражала не только ситуацию в сфере занятости, но и служила  показателем специфики всего  итальянского общества. Прежде всего  это касается преобладания среди безработного населения молодых людей, ищущих первое в своей жизни рабочее место, что позволяет говорить скорее о молодёжной незанятости, нежели о безработице. До начала 90-х годов прошлого века более трёх четвертей итальянских безработных были сконцентрированы в возрастной группе до 29 лет, тогда как в других европейских странах возрастная структура безработицы была более сбалансирована, а в некоторых из них даже имела противоположную направленность. Так, среди людей моложе 29 лет во Франции и Великобритании не заняты около 40%, а в Германии – 25%. В 1993 году этот показатель в Италии снизился до 65%, а к настоящему времени – почти до 50%.1 Кроме того, безработица, как правило, не затрагивала взрослое население. По этой причине незанятость молодёжи имела характерную для Италии особенность: бремя содержания незанятых членов семьи (чаще всего собственных детей) смещалось от государства к семье. В такой ситуации рост безработицы не создавал острых социальных потрясений, а сама проблема для отдельного человека и семьи носила менее драматичный и травмирующий характер, а потому была экономически легче переносимой. Такая структура занятости приводила к формированию в обществе мнения, что потерять работу маловероятно, а если такое и случалось, то считалось, что при наличии опыта и достаточной квалификации найти новую работу легко.

 

Исходя из этой ситуации, само понятие “безработица” становилось  в большей степени явлением социально-психологическим, нежели экономическим, рассматривавшимся, с одной стороны, как длительный, но временный период от молодости  к зрелости, с другой – как  кратковременное, но редкое состояние  между потерей работы и устройством  на новую. Подобная организация рынка  труда воздействовала и на другие сферы жизни страны. Прежде всего  это касалось образования, в котором  многие итальянцы видели средство для  повышения возможностей карьерного роста и снижения риска потери рабочего места в будущем. По этой причине значительные инвестиции в  образование детей стали характерным  явлением для многих итальянских  семей. Понятно, что с учётом роли трудового стажа при приёме на работу образование оказывалось  оторванным от реальных потребностей рынка труда. Таким образом, итальянская  модель рынка труда была во многом проекцией социально-экономической  жизни страны, которая, в свою очередь, была укоренена в итальянской  культуре и сознании.

 

1990-е годы стали переломным  периодом в развитии итальянского  рынка труда, связанным в первую  очередь с процессами интеграции  Италии в единое европейское  пространство и с необходимостью  реформирования экономики и сферы  занятости, в частности, в соответствии  с новыми европейскими требованиями  по социальной конвергенции. Результатом  изменений в политике занятости  стало сокращение уровня безработицы  с 11,7% в 1997 до 9,5% в 2001 году и  изменение её демографической  структуры: безработица перестала  быть исключительно молодёжным  явлением и стала затрагивать  взрослое население страны. Таким  образом, процессы европейской  интеграции оказали существенное  влияние на структуру рынка  труда в Италии, способствовав  проведению правительством более  активной политики занятости,  чем это было прежде, и созданию  новых условий для улучшения  ситуации в сфере занятости. 

 

Хотя обязательное страхование  по безработице было впервые введено  в Италии в 1919 году, оно было развито  по сравнению с другими европейскими странами до 90-х годов XX века довольно слабо. Со времени своего возникновения эта отрасль социальной защиты практически не менялась, а размер пособий по безработице оставался на низком уровне. Изменения были связаны с введением специальных программ по смягчению отраслевых кризисов. Размеры пособия по безработице в Италии, сообразно с другими странами Западной Европы, невелики – около 20% предыдущего дохода в течение последних трёх месяцев, что не представляет собой достаточную финансовую защиту от риска безработицы1. Для получения пособия необходимы два года страхового стажа и выплата страховых взносов в течение 52 недель за последние два года. Выплата пособия непосредственно увязывается с существовавшими до увольнения трудовыми отношениями и, как следствие, выплатой страховых взносов, что, несомненно, является серьёзным недостатком. Ведь такая система – по понятным причинам – не защищает от риска вынужденной безработицы целый ряд трудоспособных групп населения, например таких, как выпускники школ, профессиональных учебных заведений и университетов. Пособие по безработице выплачивается по прошествии 7 дней с момента увольнения на срок до 180 дней2. Размер пособия по безработице зависит от предыдущей заработной платы, полученной в течение последних трёх месяцев, и колеблется от 745 евро (при доходе ниже 1611 евро) до 895 евро (при доходе, превышающем сумму в 1611 евро).

Информация о работе Система социальной защиты в Италии