Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:13, контрольная работа
Проблемы реформирования социальной сферы в Италии выдвинулись в последнее десятилетие ХХ века на первый план. Этому способствовали такие факторы, как традиционное для этой страны несоответствие в экономическом развитии северных и южных регионов, высокая государственная задолженность, существование теневой экономики. Ощутимым толчком для перемен стали и возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на конвергенцию социально-экономических параметров стран-участниц Европейского союза.
Финансируется система страхования
по безработице за счёт взносов работодателей
и наёмных работников. Размер взносов
в фонд страхования дифференцируется
по отраслям. Так, в промышленности
он составляет 4,71% (из которых 4,41% приходится
на долю работодателя и 0,30 – наёмного
работника), а в торговле – 2,51% (из
них 2,21% приходится на работодателя и 0,30
– на работника). Аккумулирование
взносов и выплата пособий
возложены на управление по услугам
для наёмных работников, находящееся
в ведении Национального
В рамках общей системы
обеспечения по безработице в
Италии существуют две формы страхования.
Первая из них действует в обычных
случаях вынужденной полной безработицы,
финансирование которой осуществляется
исключительно за счёт взносов работодателя,
а вторая представляет собой систему,
направленную на возмещение заработной
платы для временно незанятых
или занятых неполный рабочий
день работников в кризисных отраслях.
Организационно последняя форма
представлена так называемыми кассами
компенсационных выплат (Cassa Integrazione
Guadagni – CIG), финансирующимися как из
взносов работодателя, так и за
счёт государственных средств. Первоначально
эти организации были задуманы для
ограниченного возмещения доходов
временно незанятых работников. Со
временем они превратились в систему
с высоким уровнем обеспечения
по безработице, став, кроме того, достаточно
эффективным инструментом регулирования
рынка труда путём смягчения
отраслевых и региональных кризисов.
Однако в силу специфики деятельности
касс компенсационных выплат контингент
получателей пособий в рамках
этой системы достаточно ограничен
и представлен в основном работниками
некоторых отраслей промышленности,
строительного сектора и
В рамках этой системы действуют
два вида пособий. Первое, так называемое
“обычное” выплачивается
Необходимо отметить ещё
одно обстоятельство, связанное с
финансированием некоторых
Медицинское страхование
Наряду с созданием равных условий в обеспечении медицинскими услугами, итальянское социальное законодательство определяет следующие приоритетные задачи здравоохранения:
– амбулаторное и стационарное медицинское обеспечение, включая стоматологическую помощь и снабжение медикаментами;
– профилактическое и реабилитационное обеспечение;
– обеспечение безопасности на рабочем месте;
– защита материнства и детства (медицинское обеспечение детей в дошкольных учреждениях и школах);
– защита инвалидов и содействие их социальной интеграции; медицинское обеспечение престарелых.
На сегодняшний день обязательное
медицинское страхование в
– Оплата 30% издержек клинической
лаборатории (около 36 евро) при амбулаторном
медицинском обслуживании. Кроме
того, определённая сумма уплачивается
при посещении врача-
– Доплата до полной стоимости
лекарств. Необходима только при наличии
их в списках организации
– Доплата при стационарном лечении за первые 10 дней лечения.
– В случае приобретения
вспомогательных медицинских
Помимо государственной
системы здравоохранения в
В целом система итальянского здравоохранения из-за её бюрократической организации и регионального неравенства в предоставлении медицинских услуг считается недостаточно эффективной и, следовательно, нуждающейся в реформировании. Это касается не только проблем финансирования возникающих издержек, но и отсутствия достаточного контроля в этой области. Так, около одной трети обращавшихся за медицинской помощью использовали так называемые исключительные разрешения, освобождавшие их от оплаты медицинских услуг. С началом реформ в конце ХХ века требования к покрытию расходов в здравоохранении за счёт пациентов были существенно ужесточены.
Помимо лечебных услуг
система медицинского обеспечения
в Италии предусматривает выплату
пособий по болезни, которая производится
Национальным институтом социального
страхования. Работники получают пособие
по болезни без госпитализации в
размере 50%, а после 21 дня болезни
в размере 66,6% от заработной платы. В
случае госпитализации пособие уменьшается
на 40%. Для получения пособия
Первоначальная идея о
децентрализованной организации медицинского
обеспечения в конечном итоге
не способствовала уменьшению дифференциации
доходов между северными и
южными регионами страны. Отмеченные
пробелы стимулировали
Так же, как и в большинстве европейских стран, для обязательного медицинского страхования в Италии характерно комбинированное финансирование из средств государственного бюджета, социальных взносов работодателей и наёмных работников, а также за счёт личных средств застрахованных. Бóльшая часть социальных взносов оплачивается работодателями – 14,35%, и лишь 1% от суммы заработка приходится на наёмного работника. В эту сумму входят также взносы в фонд оплаты пособий по материнству и детству, на выплату пособий по болезни, взнос в фонд страхования от туберкулёза в размере 1,87% от фонда заработной платы. Как уже было упомянуто, существуют различные виды доплат со стороны пациента, от которых, однако, освобождено на основании низких доходов около 25% застрахованного населения. В целом доля социальных взносов и доплат со стороны пациентов составляла в 1990-е годы 53–55%, в то время как финансирование за счёт государственных средств покрывало
45–47% затрат на здравоохранение.
Пенсионное страхование
К основополагающим принципам
построения системы пенсионного
обеспечения в Италии относятся
обязательность страхования всех лиц
наёмного труда и финансовая поддержка
системы пенсионного
До проведения в 1995 году пенсионной реформы в стране существовало три основных базовых режима пенсионного страхования. Во-первых, это обязательное пенсионное страхование по старости, за выслугу лет, по инвалидности и потере кормильца, по нетрудоспособности. Этот режим распространялся на всех лиц наёмного труда, занятых в частном секторе, и осуществлялся Фондом наёмных работников – наиболее важным в системе Национального института социального страхования. Во-вторых, это пенсионное обеспечение государственных служащих. Наконец, особые режимы пенсионного страхования были предусмотрены для служащих учреждений и организаций, находящихся в ведении местных органов власти. Это учителя школ, служащие местных органов власти и др. В целом реформа 1995 года, не затронув основных принципов организационного оформления системы, была направлена на существенное снижение издержек прежней, ставшей неэффективной пенсионной системы. В качестве основных факторов, определивших снижение эффективности системы пенсионного обеспечения, указывались, прежде всего, последствия “демографического перехода” и, соответственно, увеличение доли выплачиваемых социальных взносов, перераспределяемых в солидарном порядке от работающей части населения к пенсионерам. Ожидается, что нагрузка пенсионной системы на занятое население будет увеличиваться быстрее и достигнет в течение первой половины этого столетия более высокого пика, чем в других развитых странах1. Одна из основных причин реформы пенсионного обеспечения в Италии связана с кризисом деятельности Национального института социального страхования. Показателем этого кризиса может служить растущий дефицит бюджета этой организации. Так, в 1990 году он составил 49 490 млрд лир, в 1991 году – 56 650, в 1993-м – 67 400 млрд лир.
Недостаточная эффективность
деятельности INPS объясняется также
его организационной
Цель проводимой реформы
состояла в переходе от системы пенсий,
зависимых от доходов, к системе
пенсий, зависимых от страховых взносов.
По сути переход был лишь первым
шагом в процессе организации
новой системы социальной защиты,
фундаментом которой должна стать
постепенная оптимизация