Система социальной защиты в Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы реформирования социальной сферы в Италии выдвинулись в последнее десятилетие ХХ века на первый план. Этому способствовали такие факторы, как традиционное для этой страны несоответствие в экономическом развитии северных и южных регионов, высокая государственная задолженность, существование теневой экономики. Ощутимым толчком для перемен стали и возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на конвергенцию социально-экономических параметров стран-участниц Европейского союза.

Файлы: 1 файл

италия.docx

— 32.30 Кб (Скачать)

 

Финансируется система страхования  по безработице за счёт взносов работодателей  и наёмных работников. Размер взносов  в фонд страхования дифференцируется по отраслям. Так, в промышленности он составляет 4,71% (из которых 4,41% приходится на долю работодателя и 0,30 – наёмного работника), а в торговле – 2,51% (из них 2,21% приходится на работодателя и 0,30 – на работника). Аккумулирование  взносов и выплата пособий  возложены на управление по услугам  для наёмных работников, находящееся  в ведении Национального института  социального страхования – INPS.

 

В рамках общей системы  обеспечения по безработице в  Италии существуют две формы страхования. Первая из них действует в обычных  случаях вынужденной полной безработицы, финансирование которой осуществляется исключительно за счёт взносов работодателя, а вторая представляет собой систему, направленную на возмещение заработной платы для временно незанятых  или занятых неполный рабочий  день работников в кризисных отраслях. Организационно последняя форма  представлена так называемыми кассами  компенсационных выплат (Cassa Integrazione Guadagni – CIG), финансирующимися как из взносов работодателя, так и за счёт государственных средств. Первоначально  эти организации были задуманы для  ограниченного возмещения доходов  временно незанятых работников. Со временем они превратились в систему  с высоким уровнем обеспечения  по безработице, став, кроме того, достаточно эффективным инструментом регулирования  рынка труда путём смягчения  отраслевых и региональных кризисов. Однако в силу специфики деятельности касс компенсационных выплат контингент получателей пособий в рамках этой системы достаточно ограничен  и представлен в основном работниками  некоторых отраслей промышленности, строительного сектора и сельского  хозяйства. Условием выплаты пособий  является признание правительством соответствующих отраслей или отдельных  предприятий в качестве кризисных. Отдельному предприятию для включения  в список кризисных необходимо заявление  работодателя с соответствующим  обоснованием и планом его дальнейшего  развития. Если кризисное положение  предприятия и необходимость  его реструктуризации подтверждаются, Министерство труда определяет количество увольняемых или занятых неполный рабочий день, для которых кассы компенсационных выплат выдают пособия.

 

В рамках этой системы действуют  два вида пособий. Первое, так называемое “обычное” выплачивается наёмным  работникам заводов, фабрик, а также  их предприятиям-поставщикам из-за временной приостановки или сокращения хозяйственной деятельности, связанных  с производственными или иными  трудностями временного характера. Второе – “специальное” пособие  – выплачивается наёмным работникам предприятий кризисных отраслей, находящихся в процессе реструктуризации или изменения направления своей  деятельности. Размер первого составляет 80% заработной платы, не выплаченной  в результате неполной занятости  работника. Как правило, оплачивается от 24 до 40 вынужденно не отработанных часов  в неделю за период не более 12 месяцев. Второе пособие также оплачивается в объёме 80% неотработанного рабочего времени, однако в последнем случае нижняя планка количества не отработанных часов в неделю снижается до нуля, тогда как верхняя остаётся такой  же, как и в случае нормального  пособия. Следует отметить существующее отличие в максимальных сроках предоставления пособия: в данном случае оно составляет не 12, а 36 месяцев. Различие между первым и вторым видом пособий, как видно, определяется прежде всего различиями в экономическом положении, существующими  между предприятиями первой и  второй групп. По окончании предусмотренного программой срока выплаты пособия  как для первой, так и для  второй формы в силу вступают общие  правила страхования от полной безработицы.

 

Необходимо отметить ещё  одно обстоятельство, связанное с  финансированием некоторых пенсионных выплат из фонда страхования по безработице. Дело в том, что в Италии, так  же, как в ряде других западноевропейских стран практикуется досрочный выход  на пенсию в кризисных для предприятия  ситуациях. Как правило, это возможно не более чем за пять лет до наступления  пенсионного возраста. Финансирование пенсионных выплат на период до наступления  пенсионного возраста осуществляется не из фонда пенсионного страхования, а за счёт средств фонда страхования  по безработице. При наступлении  пенсионного возраста выплачивается  нормальная пенсия.

 

Медицинское страхование

 

Наряду с созданием  равных условий в обеспечении  медицинскими услугами, итальянское  социальное законодательство определяет следующие приоритетные задачи здравоохранения:

 

– амбулаторное и стационарное медицинское обеспечение, включая  стоматологическую помощь и снабжение  медикаментами;

 

– профилактическое и реабилитационное обеспечение;

 

– обеспечение безопасности на рабочем месте;

 

– защита материнства и  детства (медицинское обеспечение  детей в дошкольных учреждениях  и школах);

 

– защита инвалидов и содействие их социальной интеграции; медицинское  обеспечение престарелых.

 

На сегодняшний день обязательное медицинское страхование в Италии распространяется на всех работающих по договору найма граждан, достигших 14 лет, а также на различные группы работников, занятых индивидуальной трудовой деятельностью (ремесленников, мелких фермеров, коммерсантов). Необходимое  условие получения медицинской  страховки – обязательная регистрация  в местной страховой организации. При регистрации выдаётся членская карточка медицинского страхования  для предъявления при обращении  в медицинское учреждение. Стационарное лечение проводится государственными больницами и некоторыми получившими  на это право частными. Для перевода в частную клинику необходимо согласие местного органа медицинского страхования. Стоматологическая помощь оказывается бесплатно в центрах  национальной службы здравоохранения. Однако издержки на протезирование зубов  больной обязан оплачивать самостоятельно. Характерным моментом итальянской  системы медицинского страхования  можно считать существование  различных форм доплат со стороны  пациента, то есть речь идёт о практике “участия в издержках” как средстве борьбы с дефицитом фондов здравоохранения. Среди расходов, оплачиваемых непосредственно  пациентом, следующие.

 

– Оплата 30% издержек клинической  лаборатории (около 36 евро) при амбулаторном медицинском обслуживании. Кроме  того, определённая сумма уплачивается при посещении врача-специалиста. Исключения предусмотрены только для  некоторых категорий населения (например детей до 6 лет, инвалидов, лиц старше 65 лет, семейный доход которых не превышает определённого законом  уровня).

 

– Доплата до полной стоимости  лекарств. Необходима только при наличии  их в списках организации медицинского страхования, в которых медикаменты  распределены по группам. В первую категорию  входят лекарства, имеющие статус “жизненно  важных”. Доплата за них не предусматривается. Вторая категория требует доплаты  в размере от 30 до 40% стоимости  лекарства. Наконец, в третью группу входят полностью оплачиваемые пациентом  медикаменты. Бесплатное обеспечение  медикаментами установлено только для лиц, имеющих низкие доходы, для  многодетных семей, пенсионеров  старше 65 лет и инвалидов.

 

– Доплата при стационарном лечении за первые 10 дней лечения.

 

– В случае приобретения вспомогательных медицинских средств (очков, слуховых аппаратов, протезов) за собственный счёт застрахованный может получить возмещение от страхового учреждения.

 

Помимо государственной  системы здравоохранения в стране практикует большое количество частных  врачей, услуги которых финансируются  за счёт частного медицинского страхования, что является элементом, дополняющим  пробелы в государственном здравоохранении. Об этом, в частности, свидетельствует  то, что около 10% итальянцев имеют  дополнительно к обязательной также  частную медицинскую страховку. При возмещении затрат учитываются  такие факторы, как трудовой стаж врача, возраст пациента. Сумма оплачиваемых затрат определяется в соглашении между  учреждениями медицинского страхования  и организациями врачей. Максимальное количество пациентов обязательного  страхования, которое может иметь  врач, не должно превышать 1 500. Частнопрактикующие врачи, как правило, устанавливают  размер гонораров, исходя из собственного усмотрения. Врачи-специалисты (например, дантисты), имеющие договоры с учреждениями обязательного страхования, также  получают возмещение своих издержек.

 

В целом система итальянского здравоохранения из-за её бюрократической  организации и регионального  неравенства в предоставлении медицинских  услуг считается недостаточно эффективной  и, следовательно, нуждающейся в  реформировании. Это касается не только проблем финансирования возникающих  издержек, но и отсутствия достаточного контроля в этой области. Так, около  одной трети обращавшихся за медицинской  помощью использовали так называемые исключительные разрешения, освобождавшие  их от оплаты медицинских услуг. С  началом реформ в конце ХХ века требования к покрытию расходов в  здравоохранении за счёт пациентов  были существенно ужесточены.

 

Помимо лечебных услуг  система медицинского обеспечения  в Италии предусматривает выплату  пособий по болезни, которая производится Национальным институтом социального  страхования. Работники получают пособие  по болезни без госпитализации в  размере 50%, а после 21 дня болезни  в размере 66,6% от заработной платы. В  случае госпитализации пособие уменьшается  на 40%. Для получения пособия необходимо предъявлять в местное учреждение здравоохранения полученное от врача  удостоверение о нетрудоспособности. Уполномоченные местными учреждениями здравоохранения врачи в свою очередь могут делать контрольные  визиты к больному. Женщины имеют  право на получение пособия по беременности в течение двух месяцев  до и трёх месяцев после рождения ребёнка. В случае необходимости  возможно продление срока выплаты  пособия. Как правило, пособие составляет 80% заработной платы в основной период и 30% в дополнительный.

 

Первоначальная идея о  децентрализованной организации медицинского обеспечения в конечном итоге  не способствовала уменьшению дифференциации доходов между северными и  южными регионами страны. Отмеченные пробелы стимулировали увеличение доли дополнительного медицинского страхования, представленной на рынке  страховых услуг частными страховыми компаниями, работавшими с отдельными профессиональными группами в таких  отраслях, как химическая и тяжёлая  промышленность, финансовый и транспортный сектор. Несмотря на существование  альтернативы обязательному медицинскому страхованию в виде программ частного страхования (более 20%), отказ от обязательности страхования в рамках национальной системы здравоохранения пока не представляется возможным.

 

Так же, как и в большинстве  европейских стран, для обязательного  медицинского страхования в Италии характерно комбинированное финансирование из средств государственного бюджета, социальных взносов работодателей  и наёмных работников, а также  за счёт личных средств застрахованных. Бóльшая часть социальных взносов  оплачивается работодателями – 14,35%, и  лишь 1% от суммы заработка приходится на наёмного работника. В эту сумму  входят также взносы в фонд оплаты пособий по материнству и детству, на выплату пособий по болезни, взнос  в фонд страхования от туберкулёза  в размере 1,87% от фонда заработной платы. Как уже было упомянуто, существуют различные виды доплат со стороны  пациента, от которых, однако, освобождено  на основании низких доходов около 25% застрахованного населения. В  целом доля социальных взносов и  доплат со стороны пациентов составляла в 1990-е годы 53–55%, в то время как  финансирование за счёт государственных  средств покрывало

45–47% затрат на здравоохранение.

 

Пенсионное страхование

 

К основополагающим принципам  построения системы пенсионного  обеспечения в Италии относятся  обязательность страхования всех лиц  наёмного труда и финансовая поддержка  системы пенсионного страхования  со стороны государства. Организационно система пенсионного обеспечения  достаточно сложна и запутана. Руководство  этой областью страхования осуществляет Министерство труда и социального  обеспечения. Помимо Национального  института социального страхования  в стране существуют различные фонды, одна часть которых связана с  ним, а другая действует автономно. Так, в рамках этой системы работают фонд страхования руководящих работников в промышленности (Национальный институт социального страхования руководящих  работников), фонд пенсионного страхования  для журналистов, актёров и др. Все эти организации представляют собой независимые структуры  с собственным юридическим лицом  и самостоятельным ведением дел.

 

До проведения в 1995 году пенсионной реформы в стране существовало три  основных базовых режима пенсионного  страхования. Во-первых, это обязательное пенсионное страхование по старости, за выслугу лет, по инвалидности и  потере кормильца, по нетрудоспособности. Этот режим распространялся на всех лиц наёмного труда, занятых в  частном секторе, и осуществлялся  Фондом наёмных работников – наиболее важным в системе Национального института социального страхования. Во-вторых, это пенсионное обеспечение государственных служащих. Наконец, особые режимы пенсионного страхования были предусмотрены для служащих учреждений и организаций, находящихся в ведении местных органов власти. Это учителя школ, служащие местных органов власти и др. В целом реформа 1995 года, не затронув основных принципов организационного оформления системы, была направлена на существенное снижение издержек прежней, ставшей неэффективной пенсионной системы. В качестве основных факторов, определивших снижение эффективности системы пенсионного обеспечения, указывались, прежде всего, последствия “демографического перехода” и, соответственно, увеличение доли выплачиваемых социальных взносов, перераспределяемых в солидарном порядке от работающей части населения к пенсионерам. Ожидается, что нагрузка пенсионной системы на занятое население будет увеличиваться быстрее и достигнет в течение первой половины этого столетия более высокого пика, чем в других развитых странах1. Одна из основных причин реформы пенсионного обеспечения в Италии связана с кризисом деятельности Национального института социального страхования. Показателем этого кризиса может служить растущий дефицит бюджета этой организации. Так, в 1990 году он составил 49 490 млрд лир, в 1991 году – 56 650, в 1993-м – 67 400 млрд лир.

 

Недостаточная эффективность  деятельности INPS объясняется также  его организационной сложностью: Национальный институт страхования  включает в себя большое количество пенсионных фондов и касс, которые  находятся от него в неодинаковой зависимости. Следующей причиной является один из самых высоких в Западной Европе уровней расходов на финансирование пенсионной системы, дополнявшийся  самым низким пенсионным возрастом  среди остальных европейских  стран (60 лет для мужчин и 55 – для  женщин). Всё это тяжелым бременем ложилось на общественные финансы и  затрудняло экономическое развитие страны. Средний размер пенсии в  Италии составлял в середине 90-х  годов XX века 69,4% от заработной платы  и был одним из самых высоких  в Европе после Франции и Нидерландов.

 

Цель проводимой реформы  состояла в переходе от системы пенсий, зависимых от доходов, к системе  пенсий, зависимых от страховых взносов. По сути переход был лишь первым шагом в процессе организации  новой системы социальной защиты, фундаментом которой должна стать  постепенная оптимизация социальных расходов. Основными элементами новой  пенсионной системы являются следующие.

Информация о работе Система социальной защиты в Италии