Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 21:46, контрольная работа
Труд -важнейший фактор производства, он создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества.
Экономика труда - это динамичная общественно-организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.
Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в США в 30-х годах и постепенно распространилась в западной социологии для обозначения мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения до
Введение 3
1.Пути преобразования системы социальной защиты населения России 4
1.1 Понятие и состояние системы социальной защиты населения в России 4
1.2 Пути совершенствования социальной защиты населения России 7
2. Экономика социального и пенсионного обеспечения 13
2.1 Экономические основы социального обеспечения 13
2.2 Экономические механизмы пенсионного обеспечения в России 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Содержание
Введение
1.Пути преобразования системы социальной защиты населения России 4
1.1 Понятие и состояние системы социальной защиты населения в России 4
1.2 Пути совершенствования социальной защиты населения России 7
2. Экономика социального и пенсионного
обеспечения
2.1 Экономические основы социального
обеспечения
2.2 Экономические механизмы пенсионного обеспечения в России 16
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Труд -важнейший фактор производства, он создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества.
Экономика труда - это динамичная общественно-организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.
Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в США в 30-х годах и постепенно распространилась в западной социологии для обозначения мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца .
Актуальность темы обусловлена тем, что процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты населения.
Проблемы социальной защиты населения в сфере труда необычайно важны на сегодняшнем этапе развития экономики. Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Поэтому в России вопрос о социальной защите населения стоит наиболее остро, поскольку наше государство все еще приспосабливается к постоянно меняющимся условиям экономики.
Цель данной работы- рассмотреть пути преобразования системы социальной защиты населения России, изучить экономику социального и пенсионного обеспечения.
1.Пути преобразования системы социальной защиты населения России
1.1 Понятие и состояние системы социальной защиты населения в России
В Российской Федерации за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:
-Пенсионный фонд Российской Федерации
-Фонд социального страхования Российской Федерации
-Фонд обязательного
Для эффективного осуществления государственной политики в области социальной защиты населения установлены государственные минимальные стандарты. Государственные минимальные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ. Система государственных минимальных социальных стандартов формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах. Государственные минимальные социальные стандарты используются в качестве нормативной базы при определении размеров финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим.
Система социальной защиты - это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя:
1. Социальное обеспечение - создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению в России относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
2. Социальные гарантии - предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
-гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
-общедоступность и бесплатность образования;
-минимальный размер оплаты труда;
-минимальный размер пенсии, стипендии;
-социальные пенсии
-пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
-ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями
3.Социальное страхование - защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
Социальная поддержка предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат и финансируется за счет общих налоговых поступлений.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.
Основные принципы социальной защиты: гуманность; адресность; комплексность; обеспечение прав и свобод личности.
1.2 Пути совершенствования социальной защиты населения России
Социальная защита населения в рыночной экономике является важнейшей проблемой как в России, так и в зарубежных странах. Однако подходы к решению проблем разные: в России даже в условиях кризиса государственные обязательства в последнее десятилетие росли, тогда как в большинстве развитых стран государственные гарантии снижались (увеличивался пенсионный возраст, снижались размеры заработной платы, социальных пособий и т.д.). Рост социальных обязательств российского государства перед гражданами России является, безусловно, положительным явлением с точки зрения роста доходов населения, но у него есть и оборотная сторона – обострение проблемы сбалансированности ресурсов, необходимых для финансирования социальной сферы.
Основной вектор общеевропейской модели социальной политики проявляется в желании сократить государственные расходы на социальную политику, которые препятствуют экономическому развитию. Социальные программы все больше ориентируются на индивидуальный уровень (оказание адресной помощи), что значительно эффективнее, чем программы, рассчитанные на все население.
«Новая социальная политика в РФ означает отказ от патернализма, жесткого регулирования поведения человека в социальной сфере. Рыночная модель экономики обусловила переход к страховой форме социальной защиты населения, предполагающей непосредственное (прямое и косвенное) участие в формировании финансовой базы социального обеспечения не только государства, но и работодателей, работников, повышение их ответственности за решение социальных проблем»1.
Важнейшим направлением реформирования социальной защиты населения является стимулирование трудовой активности.
Переход на принцип личной ответственности граждан за собственное благополучие соответствует принципам социального страхования в европейских странах, но сопровождается ростом социально-экономической нагрузки на бизнес. Известно, что Правительством РФ было принято решение о двукратном повышении страховых взносов в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, которые предприниматели обязаны платить. В конце ноября 2012 года Госдума внесла поправки в пенсионное законодательство, предусматривающие единовременное двукратное увеличение размера платежа пенсионных страховых взносов для самозанятого населения с 1 января 2013 года. В результате размер совокупного платежа в Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) возрос с 17 208 до 35 664 рублей в год.
Реализация этого решения привела к тяжелым социально-экономическим последствиям. Из различных источников известно, что около 400 тысяч малых предприятий прекратили деятельность вследствие повышения страховых тарифов. Это явно противоречит намерениям Правительства РФ о поддержке предпринимательства, выступающего основой экономики во многих странах.
Следует отметить еще одно обстоятельство, которое увеличивает нагрузку на бизнес. Речь идет о профессиональных пенсиях, которые выплачиваются почти 10 миллионам пенсионеров. По мнению специалистов, проблемы досрочных пенсий требует решения в процессе реформирования пенсионной системы.
Министерство труда и социального развития России предлагает реформировать институт досрочных пенсий для работников, которые придут на вредное и опасное производство после 1 января 2015 года . Право на пенсию по «вредности» будет формироваться либо за счет корпоративной программы работодателя, либо за счет нового вида социального страхования через Фонд социального страхования РФ. Основные изменения отражены в проекте Федерального закона «О профессиональных пенсиях в Российской Федерации». Отметим основные изменения:
– централизованная государственная система льготных пенсий за особые условия труда и за выслугу лет должна быть заменена децентрализованными профессиональными системами на уровне предприятий, территорий, отраслей;
– негосударственные системы профессиональных пенсий должны учреждаться в рамках коллективных договоров и соглашений между работодателями, представляющими собственников предприятий, и работниками, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о коллективных договорах и соглашениях;
– из федерального солидарного фонда пенсионного обеспечения негосударственным системам компенсируется отмена льготных пенсий, исходя из оценки «стоимости» средней продолжительности «пенсионной» жизни обычных пенсионеров и «льготников»;
– финансирование систем профессиональных пенсий должно осуществляться за счет взносов работодателей и работников. При этом работодатель должен покрывать не менее 50 % общей суммы взносов .
В последнее время ставится под сомнение способность администрирования страховых средств внебюджетными фондами, дискутируется вопрос возврата к налоговому администрированию при всей очевидности неналоговой природы страховых взносов.
Эти обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что новая парадигма развития социальной сферы, предполагающая акцентирование внимания на человеке, росте человеческого капитала, никак не может утвердиться. С одной стороны, сохраняется проблема бедности в силу минимальных государственных социальных гарантий, с другой – крайне медленно формируются условия для приращения основных элементов человеческого капитала: новых знаний, укрепления здоровья населения.
Информация о работе Пути преобразования системы социальной защиты