Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:40, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и функции экономической теории, экономические законы и категории
2. Методы экономической теории.
3. Возникновение экономики, основные направления и школы.

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_po_ekonomike.docx

— 181.70 Кб (Скачать)

- изменение в структуре населения,  т.е. увеличение рождаемости приводит  к росту спроса (первые пару  лет на подгузники, потом на  игрушки и так далее О_О) на детские товары, а старение населения ведет за собой спрос на лекарства (учитывая размеры нынешних пенсий, на дешевые лекарства).

- изменение цен на другие  товары, т.е., скажем, повышение цен  на говядину может привести  к увеличению спроса на продукт-заменитель  – свинину (м-да уж, тот ещё заменитель)

- и наконец, изменение вкусов  потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не  связанные с ценой.

 

12. Предложение,  закон предложения, факторы предложения.

Предложение(не руки и сердца, нет) – это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.            

Закон предложения (да, такой тоже есть) состоит в том, что при прочих равных условиях количество предполагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.            

 Как и в случае со спросом,  здесь действует ценовой фактор, описанный в законе, и ряд неценовых факторов:

- изменение издержек фирмы, например, в результате технических нововведений (снижение издержек) или снижения  цен на ресурсы, сырье и материалы.  И наоборот, повышение цен на  сырье и материалы приводит к увеличению издержек, а соответственно уменьшению спроса.

- изменение количества фирм  в отрасли – их увеличение (уменьшение) приводит к росту  (сокращению) предложения.

- природные катастрофы, войны.

 

13. Рыночное равновесие, механизм его формирования, виды (краткосрочное и др.).

Равновесная цена— цена, при которой объем спроса на рынкеравен объему предложения. Механизм его формирования. Покупатели определяют цену спроса (тот максимум, за который они готовы покупать ), а продавцы устанавливают цены предложения (то есть тот минимум, за который они готовы продать ), при этом объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние получило название рыночного равновесия. Способы определения равновесного рынка: графический (На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения(D&S, где Е-точка пересечения и равенства Рравн.=Qравн.), табличный, аналитический. Механизм его формирования: Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.В зависимости от временных возможностей производителей и степени эластичности предложения в экономике различают три типа равновесия Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Краткосрочное равновесиепри увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Долгосрочное равновесиедостигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным.

*Для начала, поговорим о равновесной  цене, ведь имен она является  главным фактором рыночного равновесия. Итак, равновесная цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Другими словами, равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.           

 Так как же действует рыночный  механизм спроса и предложения?  Что произойдет, если спрос на  какой-либо товар изменится в  результате неценовых факторов? Рыночный механизм действует  таким образом, что любое нарушение  равновесия влечет за собой  автоматическое восстановление. Покупатели  и продавцы используют цены, как  сигналы, которые увязывают их  желания, а затем происходит  обмен денег на товары или  факторы производства. Покупатели  определяют цену спроса (тот максимум, за который они готовы покупать), а продавцы устанавливают цены  предложения (то есть тот минимум,  за который они готовы продать), при этом объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние получило название рыночного равновесия, которое наглядно представляется тремя способами – аналитическим, графическим и табличным.           

 Виды, то бишь классификацию,  я не нашел, хотя вычитал  кое-где, что рыночное равновесие  постоянно смещается, потому может  определяться только в конкретный  момент времени.

 

14. Эластичность  спроса, факторы ее определяющие.

Таки Ер=ΔQ/ΔP. Не забываем дельту, это  важно.

И еще, на всякий случай: 

Перекрестная эластичность – это  процент изменения спроса на один товар при изменении цены на другой товар.

- Положительная свойственна взаимозаменяемым товарам. Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется;

- Отрицательная свойственна взаимодополняющим товарам. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага;

- Нулевая перекрестная эластичность  свойственна товарам, потребление  которых не взаимозависит от  их цен.

*    Мера реакции одной  величины на изменение другой  называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.           

 Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель ценовой эластичности Ер равен: Ер=Q/P            

 Аналогично можно определить  показатель эластичности по доходам  или какой-то другой экономической  величине.           

 Важным моментом, оказывающим  воздействие на эластичность  спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, и тем выше эластичность спроса на данный товар.           

 Другим важным обстоятельством,  влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном.           

 Различия в эластичности  спроса объясняются так же значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

 

15. Эластичность  предложения, факторы ее определяющие.

Эластичность предложения- степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (%) к росту или снижению цен (%).

Eп= ∆S/∆P 

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а  небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно  эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение  неэластично.

Факторами эластичности предложения  являются:

- мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации  дополнительного выпуска товаров; - НТП; - временные рамки

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный  и долгосрочный. В краткосрочном  периоде фирма не в состоянии  изменить объем выпускаемой продукции  и вынуждена подстраиваться под  спрос, изменяя только цену. В среднесрочный  период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие  резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого  оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична. 

 

* Эластичность предложения –  процент изменения объема предложения  к проценту изменения  цены. Eпр.=%∆Qs/ %∆P. Факторы: цены на ресурсы, технологические возможности производителей, цены на другие товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие), число продавцов, ожидание производителей, налоги и дотации.  

* Эластичность предложения- степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. E(предл.)=Qs(Относительное   изменение объема предложения )/P/(Относительное изменение цен). Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения- абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично. Факторы: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства. 3 периода эластичности предложения: кратковременный -фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену.,  среднесрочный -предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда и долгосрочный -возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

 

16. Теория предельной полезности, законы Г. Госсена.

Полезность- удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Общая полезность TU- удовл, кот. получает человек от единицы употр. блага.Предельная полезность - удовл от 1 блага за единицу времени. Маржинальная полезность MU1закон Глоссена(убывающей предельной полезности) каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с т.зр. индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается.  2 закон -общее кол-во потребляемых благ устанавливается таким, при котором равны предельные полезности каждого блага.(потребление распределяет ресурсы так, чтобы получить одинаковое удовлетворение от последних единиц ресурсов). Потребительский излишек — это разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за единицу некоего товара, и той реальной величиной цены, которую он заплатил фактически.Рациональное поведение потребителя - стремление максимизировать потребительский излишек.  

 

Теория предельной полезности –  ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Законы Госсена: принципы потребительского поведения, согласно которым: а) полезность каждой последующей единицы потребительского блага меньше предыдущей (доп. полезность меньше); б) полезность набора благ максимальна при потреблении их в количестве, обеспечивающем равную предельную полезность всех потребляемых благ.

 

17. Индивидуальный  и рыночный спрос.

Индивидуальный спрос – это  спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.

Кривая индивидуального спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят купить по соответствующей цене в данный момент.

Геометрическая форма кривой (отрицательный  наклон) отражает обратную зависимость  объема спроса (Q) и цены (P), а также снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что объясняет падение его цены (рис.6.1).

На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система  ценностей, уровень задолженности.

Рис. 6.1. Кривая спроса

Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение цены (P) влияет на изменение объема спроса (Q). При этом положение кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос на товар не изменился.

Механизм функционирования рынка  обязывает анализировать ситуации, в которых действует множество  потребителей и производителей.

Понятие спроса на определенный товар  отражает поведение массового потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества  субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.

На рыночный спрос оказывают  влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.

Кривая рыночного спроса показывает объем спроса всех потребителей при  любой цене и представляет собой  сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)

Она может быть построена из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем сложения его количеств (Qd1+ Qd2+ Qd3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кроме рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.

 

18. Теория фирмы.  Виды издержек в краткосрочном  и долгосрочном периоде.

Фирма {firm) - экономический агент, выполняющий три основные функции: закупка ресурсов (факторов производства), использование их для производства продукции, продажа этой продукции.Производство - деятельность фирмы (производителя) по использованию ресурсов (факторов производства) с целью создания продукции оптимальным способом.Это означает: максимальное количество продукции (Q) производится с минимальными затратами ресурсов (R).Затраты или издержки производителя  (costs) - расходы производителя на приобретение ресурсов, которые фирма использует в целях производства. Выпуск - любое благо, изготовленное производителем для продажи. Не все фирмы занимаются непосредственным производством товаров или услуг, а существуют, например, фирмы-посредники или фирмы, которые занимаются перепродажей или хранением продукции. Экономическая деятельность фирмы - те действия, которые она осуществляет с целью получения выручки (э.д. – производственная и коммерческая). Факторы производства:постоянные (их затраты не зависят от выпуска продукции (до определенного момента) в долгосрочном периоде) и переменные (их затраты зависят от размера выпуска продукции в краткосрочном периоде). Ф.п. с точки зрения издержек: явные (непостоянные VC– плата за ресурсы, которые не принадлежат производителю – бухгалтерские издержки, издержки сырья, зарплата, амортизация, процент за кредиты и предпринимательское пособие) и неявные ( постоянные FC– неоплачиваемые издержки, т.е. плата за ресурсы, к. принадлежат производителю). Явные+неявные=экономические издержки. Еще есть TC–валовые издержки (TC=FC+VC), АС – средние издержки (средние постоянные АТС=FC\Q, средние переменные AТC=VC\Q, средне валовые издержки АТС=ТС/Q, где АС=Р ). Маржинальные издержки МС-выпуск доп.продукции. МС=ТСn-ТСn-1. В долгосрочном периоде все издержки можно считать переменными. Здесь работает эффект масштаба производства (связан с изменение цены на единицу продукции в зависимости от массы производительности ее фирмой). Меньше затрат на количество продукции при укрупнении производства – экономия на масштабе. Эфф.масш.произ.может быть:+возрастание отдачи используемых ресурсов ведет к увеличению объемов продукции быстрыми темпами, чем совокупность затрат  ТС, а  издержек АТС долгосрочного периода меньше (кривая LATCтянется от верхнего левого угла к нижнему правому). – если объем продукции растет медленнее, чем АТС на факторов производства, то в отрасли имеются отрицательный эффект, а LATCувеличивается (кривая LATCтянется вверх от нижнего левого угла к правому верхнему). = неизменность отдачи используемых ресурсов ведет к тому, что объем продукции растет так, как и ТС на ресурсы. ATCв долгосрочном периоде постоянен. (LATCкривая горизонтальная).  

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"