Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
51. Основные направления экономики стран Западной Европы после Второй мировой войны.
Первые послевоенные
годы для подавляющего большинства
развитых стран характеризовались
кризисным состоянием, длительность и
степень которого определялись потерями,
понесенными каждой из них в ходе мировой
войны, а также уровнем милитаризации
их хозяйства. Наиболее ощутимыми были
потери проигравших стран -Германии, Италии,
Японии; их хозяйственная жизнь была полностью
дезорганизована. Война существенно повлияла
и на экономику стран-победителей -Великобритании
и Франции, переживших длительный конверсионный
кризис. Важным направлением
экономической политики
государства стал контроль над инвестиционным
процессом, что позволяло снизить риски,
связанные с новыми инвестициями, и нейтрализовать
их нежелательные последствия. Государство
гарантировало технологический прогресс,
финансируя фундаментальные и прикладные
исследования, осуществляло структурную
перестройку экономики в целях обеспечения
устойчивых и высоких темпов роста в долгосрочной
перспективе. Не менее важной его задачей
стала социальная сфера.В процессе развития
смешанной экономики сформировались основные
варианты (этатистский и либеральный)
и национальные модели, отражавшие достигнутый
уровень и своеобразие социально-экономического
развития разных стран. К этатистскому
варианту можно отнести французскую, английскую,
японскую модели, а к либеральному американскую
и германскую. В малых странах Европы (Швеция,
Австрия, Бельгия, Нидерланды) сформировался
промежуточный вариант смешанной экономики,
в основе которого лежал принцип согласия
представителей различных сторон хозяйственной
жизни (государства, предпринимателей,
профсоюзов).“План Маршалла” , или программа
возрождения Европы, был предложен государственным
секретарем США Дж. Маршаллом1 в
его выступлении в Гарвардском университете
в июне 1947г. Он высказался за широкомасштабную
помощь США европейским странам при условии,
что они разработают единую программу
восстановления своей экономики. Он отметил,
что без здоровой мировой экономики нет
политической стабильности и настаивал
на том, что инициатива должна исходить
из Европы. К 1947 году сложилось положение,
при котором само сохранение достигнутых
объемов выпуска продукции оказалось
под вопросом. Жизнеспособность западноевропейской
экономики во многом поддерживалась импортом
из Северной Америки. Страны Западной
Европы за счет их собственного производства
могли обеспечить свое потребление зерна,
хлопка, алюминия и меди только на 40%, свинца
и цинка - на 30%, сала и масла - примерно
на 15%, жидкого топлива и мяса - на 10%. Послевоенный
опыт Западной Европы заслуживает внимания
как с позиций восстановления хозяйства,
оздоровления финансов и денег, налаживания
экономического сотрудничества стран,
так и с точки зрения стратегии промышленного
развития, обеспечившей создание материальных
предпосылок для мощного технологического
процесса в различных сферах производства.
Кроме того следует отметить, что несмотря
на получение широкомасштабной помощи,
эти страны не стали экономическим придатком
США, более того, превратились в конечном
счете в сильных конкурентов. Реализация
“плана Маршалла” в свое время продемонстрировала
результативность экономической политики,
при которой инфляции противопоставлялся
контроль не только за денежной, но и товарной
массой.Таким образом можно сделать вывод
о том , что история возникновения и реализации
“плана Маршалла” в Западной Европе полностью
подтверждает высказывание знаменитого
однофамильца госсекретаря США - английского
экономиста Альфреда Маршалла о том, что
“ устаревшие идеи в экономике никогда
полностью не исчезают. Когда новые исследования
со временем становятся на свои места,
а их критическая острота снимается, то
оказывается, что в действительности они
отнюдь не нарушают преемственность процесса
развития науки”.
52. Развитие экономики Японии после Второй мировой войны.
После Второй мировой
войны сотрудничество правительства с
промышленниками, трудовая этика, применение
высоких технологий и сравнительно низкие
расходы на оборону (1% ВВП) помогли Японии
стать промышленно развитой страной. Двумя
основными движущими факторами для послевоенной
экономики Японии стали тесные взаимосвязи
между производителями, поставщиками
и дистрибьюторами и гарантия пожизненной
занятости для значительной части городского
населения. Оба этих движущих фактора
в настоящее время теряют эффективность
под воздействием высокой конкуренции
со стороны глобальных рынков и внутреннего
демографического изменения. Первые послевоенные
месяцы экономика страны находилась в
состоянии полного хаоса. Только убитыми
было потеряно 2 млн. человек. Следование
принципу «все для войны» привело к тому,
что отрасли легкой промышленности приходилось
создавать почти заново. В 1945 г. выпуск
промышленной продукции упал до 28,5% (1935—1937
гг. = 100%). Даже в 1948 г. этот показатель составлял
для Японии 52%, тогда как в других побежденных
странах он вплотную приблизился к довоенному
уровню. Крайне медленное восстановление
японской экономики объяснялось обструкционистской
политикой оккупационных властей. Первоначально
в планах установления мирового господства
империалисты США рассчитывали опереться
на гоминьдановский Китай. Лишь после
провала этой линии начался так называемый
«обратный курс>>, суть "которого
состояла в налаживании стратегического
союза с японской буржуазией, постепенном
превращении Японии в «мастерскую Азии».Исторически
«обратный курс» был связан с деятельностью
эмиссаров американского монополистического
капитала Дж. Доджа и К. Шоупа. Разработанная
ими в 1949 г. Программа .предусматривала
прекращение, безвозмездного субсидирования
предприятии, многие из которых были убыточными,
установление твердого курса иены, поощрение
экспорта и кредитование «базовых отраслей».
«Линия Доджа» перекладывала тяготы послевоенной
разрухи на трудящихся. Она привела к увеличению
налогового бремени; вызвала массовые
банкротства и, следовательно, рост безработицы.
Но вместе с тем принятые меры приостанови-"
ли инфляцию, нормализовали государственные
финансы ив целом способствовали восстановлению
нормального механизма капиталистического
воспроизводства.Вскоре Япония стала
ближайшим «экономическим тылом» агрессии
США в Корее. В 1950—1953 гг. оплата военных
«спецзаказов» для американской армии
составляла 43,7% японского коммерческого
экспорта. Увеличилась и американская
помощь. Были отменены ограничения на
ввоз промышленного сырья. Военная конъюнктура
стимулировала оживление экономики. В
1951 г. индекс промышленного производства
(114,4%) впервые превысил довоенный уровень.
К 1952—1953 гг., после подтягивания остальных
отраслей, экономическое восстановление
Японии завершилось. Она вновь стала среднеразвитой
индустриально-аграрной страной. В 1946—1949
гг. в Японии проводилась земельная реформа.Основой
ее стал выкуп государством помещичьей
земли с последующей продажей" ее арендаторам-крестьянам.
В условиях непрерывной инфляции реальная
ценность выкупных сумм быстро падала.
К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной
земли. Класс помещиков фактически перестал
существовать. Типичным для Японии стало
частное крестьянское хозяйство на своей
"земле. Большую роль сыграли и другие
реформы. Так, принятие Кодекса о труде,
легализация профсоюзных свобод ограничивали
произвол предпринимателей, побуждали
к поиску форм эксплуатации, связанных
с внедрением новой техники. Реформа же
школьного обучения помогла подготовить
квалифицированную рабочую силу.Послевоенные
реформы положили начало новому этапу
в развитии японского капитализма, связанному
с превращением Японии из страны среднего
в страну высокого индустриального развития.
53. Развитие экономики
СССР после Великой
Государственный
Комитет Обороны в конце мая
1945 г. постановил осуществить перевод
части оборонных предприятий
на выпуск товаров для населения.
Данные постановления ознаменовали начавшийся
переход Советского Союза к мирному строительству.
Осуществлялись меры, направленные на
возобновление нормального режима труда
на предприятиях и в учреждениях. Были
отменены обязательные сверхурочные работы,
восстанавливался 8-часовой рабочий день
и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был
пересмотрен госбюджет на Ш и IV кварталы
1945 г. и на 1946 г. Были сокращены ассигнования
на военные нужды и увеличивались расходы
на развитие гражданских отраслей экономики.
Госплан СССР в августе 1945 г. получил задание
подготовить проект плана восстановления
и развития народного хозяйства. Верховный
Совет СССР в марте 1946 г. утвердил план
восстановления и развития народного
хозяйства на 1946-1950 годы. В этом плане определялись
пути возрождения и последующего развития
экономики. Основная задача пятилетнего
плана заключалась в восстановлении районов
страны которые были подвергнуты оккупации,
достижении довоенного уровня развития
промышленности и сельского хозяйства
и превзойдении их (соответственно на
48 и 23%).В плане предусматривалось первоочередное
развитие отраслей тяжелой и оборонной
промышленности, сюда были направлены
внушительные финансовые средства, материальные
и трудовые ресурсы. Происходило восстановление
и развитие промышленности. Было восстановлено
и вновь сооружено (за пятилетие) свыше
6,2 тыс. промышленных предприятий. Особое
внимание уделялось развитию металлургии,
машиностроения, топливно-энергетического
и военно-промышленного комплексов. Послевоенное
восстановление экономики требовало оздоровления
финансовой системы. Расстроенные финансы
и прогрессирующая инфляция - проблемы,
с которыми пришлось столкнуться практически
всем воевавшим странам, в том числе и
СССР. Денежная реформа проводилась
в сложных условиях послевоенной разрухи,
нехватки продовольствия и карточной
системы. Несмотря на издержки, реформа
1947 г. способствовала стабилизации
финансовой ситуации
в стране. Положение в сельском хозяйстве
значительно затрудняло снабжение населения
продуктами питания, сырьем для легкой
промышленности. При крайне ограниченном
рационе питания населения Советского
Союза правительство экспортировало за
рубеж зерно и другую сельскохозяйственную
продукцию, особенно в страны центральной
и юго-восточной Европы. Экономика в начале
50-х годов развивалась на основе сложившихся
в предшествующий период тенденций. В
пятой пятилетке (1951-1955 гг. ), как и прежде,
первостепенное внимание уделялось тяжелой
и особенно оборонной индустрии. Выпуск
предметов народного потребления (хлопчатобумажных
тканей, обуви и др. ) значительно отставал
от плановых заданий и нужд населения.
Сельское хозяйство, как и прежде, не удовлетворяло
потребностей легкой и пищевой промышленности
в сырье. На рубеже 40-50-х годов усилилась
централизация управления промышленностью.
Это вело к росту управленческого аппарата,
его отрыву от производства. Принимались
меры по улучшению условий жизни населения.
В течение четвертой пятилетки несколько
раз снижались цены на товары массового
потребления. В 1947 г. была отменена карточная
система на продовольственные товары.
В целях преодоления финансовых трудностей
была проведена денежная реформа. В обращение
вводились новые деньги. Находящиеся у
населения старые деньги обменивались
в соотношении 10:1. На практике реформа
привела к изъятию у граждан наличных
средств.
54. Развитие
экономики СССР в период «
1. Преобладающее
развитие легкой
2. Особое
внимание развитию сельского
хозяйства: повышение
3. Массовое жилищное строительствов городах ( так. наз. «хрущобы»).
4. В сфере управления экономикой: ликвидация лтраслевых миристерств и создание «совнархозов» (Советов народного хозяйства) – территориальных органов управления экономикой, сокращение численности бюрократического аппарата.
5. В
социальной политике: прекращается
выпуск обязательных облигаций
гос.займов, повышается зарплата, появляется
2-й выходной день, увеличиваются социальные
выплаты и другие социальные льготы. В
целом – некоторый рост уровня жизни людей.
55. Развитие экономики СССР в 1964-1985. Экономическая реформа 1965г.
В
1965 г. по инициативе и настоянию А.Н. Косыгина
начались экономические реформы. Прежде
всего были ликвидированы совнархозы
и восстановлены промышленные министерства.
Управление народным хозяйством было
переведено с преимущественно территориального
на отраслевой принцип. Но главное значение
реформ заключалось в расширении самостоятельности
предприятий и усилении их материального
стимулирования. Было сокращено число
директивно планируемых показателей.
Чтобы заинтересовать предприятия в повышении
качества товаров и сокращении продукции,
не пользующейся спросом,, наряду с объемом
валовой продукции вводился показатель
стоимости реализованной продукции. Были
увеличены премии за перевыполнение плановых
заданий. Предприятия и объединения переводились
на хозрасчет. Чтобы стимулировать инициативу
предприятий, в их распоряжении оставляли
долю прибыли, из которой формировались
фонды, предназначенные для развития производства,
социальной сферы и стимулирования работников.
Предполагалась также реформа цен: вместо
искусственного поддержания низких оптовых
цен предполагалось установить их на уровне,
обеспечивающем работу предприятий на
началах хозрасчета.Положения реформы
входили в жизнь с трудом, а некоторые
так и не были реализованы. Предусмотренные
первоначально прямые связи между предприятиями
и оптовой торговлей средствами производства
не были введены из-за несовместимости
с системой фондирования и разнарядок.
В итоге хозрасчет предприятий оказался
без материального обеспечения, к тому
же поощрительные фонды были слишком малы.
Тем не менее несколько возросшая самостоятельность
предприятий пришла в противоречие с полномочиями
министерств и ведомств, жестким директивным
планированием всего народного хозяйства
и системой ценообразования, в частности
с установкой на стабильность розничных
цен. Реформа оптовых цен была проведена
в 1966–1967 гг.Многочисленные противоречия
реформы можно было устранять, постепенно
продвигаясь к рынку. Однако это было невозможно
по политико-идеологическим причинам.
Даже «прогрессист», «технократ» Косыгин
был противником рынка и выступал лишь
за отдельные элементы рыночных отношений,
за усиление роли экономических регуляторов
в социалистической, т.е. огосударствленной,
директивно планируемой экономике. Косыгину
противостоял Брежнев, который вообще
не был сторонником сколько-нибудь серьезных
реформ. К тому же советскую элиту напугала
эскалация американской интервенции во
Вьетнаме, а также «пражская весна» 1968
г. Попытки чехословацкой компартии придать
социализму «второе дыхание», в том числе
с помощью рыночных механизмов, привели
в конечном счете к советскому вторжению
в ЧССР. В итоге экономическая реформа
в СССР стала свертываться, начался возврат
к детальному планированию и оперативному
управлению предприятиями со стороны
министерств и ведомств.Последствия незавершенной
косыгинской реформы для развития советской
экономики до сих пор являются дискутируемой
проблемой. Во многом это объясняется
отсутствием достоверной статистики.
Согласно официальным данным, среднегодовые
темпы роста промышленного производства
в 1966–1970 гг. составили 8,5% по сравнению
с 8,6% в 1961 – 1965 гг., что свидетельствовало
о том, что реформа приостановила наметившееся
еще в 50-е годы падение темпов роста. Альтернативные
оценки, напротив, свидетельствовали об
увеличении темпов падения промышленного
роста (темп роста снизился с 7 до 4,5% в рассматриваемые
периоды). По-видимому, экономические преобразования
дали все же определенный импульс народному
хозяйству. Однако в любом случае реформа
не оправдала возлагавшихся на нее надежд.Сельское
хозяйство также подверглось реформированию
согласно решениям мартовского и сентябрьского
(1965) пленумов ЦК. Была предпринята попытка
изменить механизм управления отраслью
на основе сочетания общественных и личных
интересов, усиления материальной заинтересованности
колхозников и рабочих совхозов в росте
производства. План обязательных закупок
зерна был снижен и объявлен неизменным
на 10 лет, а сверхплановые закупки должны
были производиться по повышенным ценам.
Были сняты некоторые ограничения с личных
подсобных хозяйств. Однако акцент был
сделан на увеличении капиталовложений
и повышении роли министерства сельского
хозяйства в планировании и руководстве
отраслью. Таким образом, преобразования
в сельском хозяйстве, в отличие от промышленности,
отчасти напоминали соответствующие меры
1953-1954 гг.Поначалу принятые решения дали
заметный эффект. Стоимость сельскохозяйственной
продукции за восьмую пятилетку (1966–1970)
выросла на 1/5, совокупная
рентабельность совхозного производства
составила 22%, колхозного – 34%. Однако эффект
оказался непродолжительным. Несмотря
на огромные инвестиции, колоссальные
масштабы мелиорации и поставок техники
и удобрений, в 70-х – начале 80-х годов среднегодовые
темпы роста сельскохозяйственного производства
быстро снижались. Если в 1966-1970 гг. они
составили 3,9%, то в 1971-1975 гг. - 2,5, в 1976-1980
гг. - 1,7, а в 1981-1985 гг. - 1%.
56. Основные
тенденции экономического
К началу
1970-х гг. экономический подъем в
индустриально развитых странах
иссяк, вслед за падением темпов развития
в 1974 г. начался экономический кризис.
Впервые после Второй мировой войны
кризисы 1974—1975 гг., а затем 1980-1982 гг. охватили
все индустриальные страны Европы, США,
Японию и другие. В ряде стран падение
производства составило 14%. Сократился
объем мировой торговли, усилилась конкуренция.
Безработица приняла массовый характер.
Со второй половины 70-х гг. в связи с изобретением
мини-процессоров, развитием гибких производственных
систем и электронно-вычислительной техники,
а также с достижениями биотехнологии
и генной инженерии открылся новый этап
научно-технического прогресса. Появилась
возможность применения мини-процессоров
для преобразования орудий труда — станков,
машин и перевода их на путь автоматизации.
Открылась возможность комплексной автоматизации
вплоть до создания заводов-автоматов
— «безлюдных» производств. Соединение
науки и техники превращает науку в непосредственную
производительную силу.
Новое поколение средств труда и новая
технология, вычислительная техника, персональный
компьютер раскрывают огромный потенциал
повышения эффективности производства,
улучшения качества продукции, ее надежности,
сокращая ее стоимость и время производства
и внедрения в жизнь. В 1970-1990-е гг. в развитых
индустриальных странах действовала общая
тенденция перехода рабочей силы из производственных
отраслей в сферу услуг. Это признавалось
одной из характерных черт постиндустриального
общества. Таким образом, решающую роль
в переходе на постиндустриальную стадию
развития играет падение роли промышленных
факторов развития и рост значимости интеллектуальных
технологий. На современном этапе концепция
постиндустриального общества тесно смыкается
с концепцией информационного общества. Наиболее
масштабно «информационная экономика»
проявилась в США, Канаде и Великобритании,
где в сфере услуг в середине 90-х гг. было
занято 70-72% рабочей силы (в сельском хозяйстве
2-3%). Вторая модель — «информационно-индустриальная»
— отличалась еще довольно высокой степенью
занятости в промышленности. Например,
в середине 90-х гг. в странах Западной Европы
(Германия, Франция и др.), а также в Японии
занятость в сфере услуг составляла от
55 до 64%. Не дотягивала до этого уровня
Италия, где еще существует большая численность
занятых в мелком бизнесе, а в сфере услуг
— около 45% рабочей силы. Однако в отличие
от прошлых десятилетий занятость в сфере
услуг изменилась структурно. В 90-е гг.
здесь занята прежде всего высококвалифицированная
и образованная часть рабочей силы, которая
связана с информационными услугами, стратегически
важными для новой экономики. В развитых
странах более 50% рабочей силы и 60% трудовых
функций связаны с информатикой. Определился
ряд общих тенденций «информационного
общества» и «информационной экономики»:▪
источником более высокой производительности
труда все в большей степени становятся
знания и информация, применяемые в производстве,
и эти знания и информация все в большей
мере опираются на науку;▪ производство
в развитых капиталистических странах
двигается от создания материальных благ
и товаров к производству информации,
что фундаментально меняет социальную
и профессиональную структуру этих обществ,
а само направление экономической деятельности
определяется знаниями в области организации
производства и повышением производительности
труда;▪ осуществляется переход от производства
массовой продукции к гибкой системе производства
штучной качественной продукции, и в соответствии
с этим сама организация производства
трансформируется от крупномасштабной
организации к широкой сети более мелких
экономических единиц;▪ эта трансформация
происходит в момент самой значительной
в истории научно-технической революции,
стержнем которой является информационная
технология (информатика, микроэлектроника
и телекоммуникации), которой сопутствуют
вспомогательные научные открытия в области
биотехнологии, технологии новых материалов,
лазеры и т. п.Эти перемены и революция
в информационной технологии происходят
в глобальном масштабе, минуя национальные
границы. В перспективе создается новое
международное разделение труда, когда
важную роль играет не размещение естественных
ресурсов, дешевый труд и даже не капитальные
фонды, а способность создавать новые
знания и быстро их применять через информационный
процесс и телекоммуникации в самых различных
сферах человеческой деятельности и на
огромных пространствах.