Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
17. СОВОКУПНЫЙ СПРОС
В макроэкономике под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.
В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в составе совокупного спроса выделяют следующие основные элементы:
– потребительские расходы домохозяйств (С);
– инвестиционные расходы частного сектора (/);
– государственные закупки (б);
– чистый экспорт (NX).
В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных расходов.
Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.
Под инвестиционными расходами понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.
Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны.
Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).
Существует еще три основных эффекта, способных повлиять на изменение величины совокупного спроса:
– эффект процентной ставки. При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;
– эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;
– эффект импортных закупок. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.
20. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Совокупным предложением в макроэкономике называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен.
Иными словами, это – реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. Зависимость реального объема национального производства от уровня цен называется кривой совокупного предложения.
Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.
В макроэкономике (в отличие от микроэкономики) основным критерием выделения краткосрочного и долгосрочного периодов является гибкость цен, а не стабильность запаса капитала.
При макроэкономической трактовке временных периодов предполагается, что в долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают.
Можно выделить две причины, по которым фирмы вправе рассчитывать, что в долгосрочном периоде цены на товары и цены на ресурсы будут изменяться в одной и той же пропорции.
В основе первой причины лежит влияние динамики товарных цен на размеры заработной платы рабочих. Вторая причина заключается в том, что многие виды продукции являются одновременно и готовыми товарами и ресурсами.
Если фирмы ожидают пропорционального изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены.
Поэтому кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой.
Если фирмы будут рассчитывать на то, что в течение определенного периода цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства) останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем предложения при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой.
Если они будут рассчитывать на то, что при росте совокупного спроса цены на ресурсы будут расти, но в меньшей пропорции, чем товарные цены, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон.
Помимо уровня цен, на объем совокупного предложения оказывают влияние многие неценовые факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо. К числу этих факторов относятся:
– изменение объема применяемых ресурсов;
– изменение производительности ресурсов;
– изменение налогов и субсидий. Перечисленные факторы при прочих равных условиях могут в той или иной степени повлиять на сдвиги кривой совокупного предложения как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
36. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ. РАВНОВЕСИЕ НА РЫНКЕ ДЕНЕГ
Денежный рынок – это рынок денежных средств, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и предложения денег устанавливается равновесное значение количества денег и равновесная ставка процента.
Равновесное взаимодействие спроса и предложения денег обеспечивают специальные денежно-кредитные институты.
Предложение денег. Вся совокупность разнообразных финансовых средств, обращающихся на рынке в качестве денег, образует предложение денег. Предложение денег в экономике регулируется в основном Центральным банком, а также в определенных случаях в незначительной мере зависит и от поведения населения и крупных коммерческих финансовых структур.
Кривая предложения денег отражает зависимость количества денег в обращении от уровня процентной ставки (при неизменной денежной базе). Денежная база – это наличные деньги плюс резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ.
Кривая предложения денег может иметь вертикальный вид тогда, когда Центральный банк реализует цель поддержания количества денег на постоянном уровне и уверенно контролирует количество денег в обращении независимо от колебания процентной ставки. Такая ситуация характерна для жесткой монетарной политики, направленной на сдерживание инфляции
Кривая предложения денег может иметь горизонтальный вид, когда целью монетарной политики является сохранение стабильным номинального размера ссудного процента. Достигается это путем фиксации учетной ставки ЦБ и привязки к ней ставок коммерческих банков. Такая политика называется мягкой монетарной политикой.
Кривая предложения денег может иметь наклонный вид тогда, когда ЦБ допускает определенное увеличение количества денег, находящихся в обращении, и, соответственно, номинальной ставки процента. Как правило, это имеет место, когда ЦБ сохраняет постоянной норму обязательных резервов, но не проводит операций на открытом рынке.
Данная комбинированная политика обычно применяется, когда изменения спроса на деньги обусловлены колебаниями ВВП.
Денежный мультипликатор – это отношение предложения денег к денежной массе.
Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме – наличных денег.
Держание наличных денег на руках связано с альтернативными затратами и лишает их владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них другие виды имущества.
Кривая спроса на деньги имеет отрицательный угол наклона, так как по мере уменьшения ставки процента спрос на деньги возрастает.
Равновесие на рынке денег устанавливается в процессе взаимодействия спроса на деньги и предложения денег и характеризуется таким состоянием рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему предложения денег.
Равновесие на денежном рынке означает равенство количества денег, которые экономические агенты хотят иметь в портфеле своих активов, количеству денег, предлагаемому Центральным банком в условиях проведения данной кредитно-денежной политики.
40. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
Первый уровень – Центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк называют «Банк банков», поскольку в нем имеют счета и хранят свои резервы коммерческие банки.
Функции Центрального банка:
1) денежная эмиссия;
2) регулирование денежного обращения;
3) реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная или банковская эмиссия – функция обеспечения потребности национальной экономики-в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ: проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
В России 6 специализированных государственных банков:
1) Государственный Центральный банк (Госбанк);
2) Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
3) Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк);
4) Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк);
5) Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк);
6) Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).
Центральный банк занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка. Половину своей прибыли Банк России перечисляет в доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей. Центробанк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, поскольку ЦБ:
– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
– выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков;
– от имени правительства управляет государственным долгом;
– проводит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям.
Второй уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
– собственно коммерческие (депозитные) банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
– инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
– ипотечные банки, предосавляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
– сберегательные кассы и кредитные общества;
– страховые и пенсионные фонды.
40. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
Банковская система – одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
Первый уровень – Центральный (эмиссионный) банк. Центральный банк называют «Банк банков», поскольку в нем имеют счета и хранят свои резервы коммерческие банки.
Функции Центрального банка:
1) денежная эмиссия;
2) регулирование денежного обращения;
3) реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная или банковская эмиссия – функция обеспечения потребности национальной экономики-в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ: проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
В России 6 специализированных государственных банков:
1) Государственный Центральный банк (Госбанк);
2) Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
3) Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк);
4) Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк);
5) Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк);
6) Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).
Центральный банк занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка. Половину своей прибыли Банк России перечисляет в доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей. Центробанк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк, поскольку ЦБ: