Шпаргалка по Экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

макро шпора.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

Экономика вопросы к экзамену

 

Потребление (С) - это общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода.

 

Потребление зависит от двух факторов: субъективного и объективного. К субъективному фактору относится психологическая склонность людей к потреблению, а к объективным факторам - уровень дохода, наличные средства, цены, норма процента, запасы богатства и др.

 

Потребление движется в том же направлении, что и доход, а также зависит от предельной склонности населения к потреблению.

 

Средняя склонность к потреблению (АРС) на данный момент выражается как отношение размеров потребления к величине дохода:

 

АРС = Потребление /Доход.

 

Предельная склонность к потреблению (МРС) есть соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода:

 

МРС = Изменение в потреблении /Изменение в доходе.

 

Здесь отражена следующая зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет также увеличиваться или уменьшаться, но в меньшей степени, чем доход.

 

Сбережение - это та часть дохода, которая не потребляется.

 

Склонность к сбережению - это психологический фактор, означающий желание человека сберегать.

 

Средняя склонность к сбережению (APS) есть отношение сум-мы сделанных сбережений к величине дохода.

 

APS = Сбережения /Доход.

 

Предельная склонность к сбережению (MPS) есть отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

 

MPS = Изменения в сбережениях /Изменения в доходе.

 

Показатели "предельная склонность к потреблению" и "предельная склонность к сбережению" показывают, какую часть дополнительной единицы дохода домашние хозяйства потребляют, а какую - сберегают.

 

 

 

 

 

28,"Встроенный" (автоматический) стабилизатор

 

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. товарные грузоперевозки Москва В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Копию нотариально заверенного перевода паспорта на русский язык в Москве.  Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.

 

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.

 

 

29,Фискальная политика

Основная статья: Фискальная политика

 

Фискальная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменений параметров совокупных издержек. Основными инструментами данной политики являются чистые налоги и государственные закупки товаров и услуг. Если в стране рецессия, то правительство может либо увеличить закупки, либо уменьшить налоги, с целью увеличить совокупный выпуск. Если же подъем или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить налоги[55].

 

Одна из многих положительных черт фискальной политики заключается в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем монетарную, поскольку правительство не принимает специальных, отдельных решений для исполнения фискальной политики[56]. К тому же, представители кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются[23].

 

Фискальная политика имеет и свои недостатки. Государство, как и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьезным дисбалансом в государственном бюджете[23]. Основной проблемой фискальной политики экономисты называют эффект Crowding-out (эффект вытеснения), когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объём инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны[56].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29,Бюджетный дефицит и государственный долг

 

Шпора вопросы к экзамену по курсу « макроэкономика»

 

Это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он может быть вызван следующими причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы. Дефицит, заложенный  в структуру доходов  и  расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного,  разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности. Можно выделить три основные концепции. Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т. е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Третья концепция — концепция функциональных фи­нансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, сле­довательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны

29,государственного бюджета. Повышение реальной процентной ставки вследствие этого влечет за собой сокращение частных расходов.

Эффект вытеснения показывает, что стимулирующая фискальная политика может увеличить процентную ставку и сократить инвестиционные расходы.

Кривая спроса на инвестиции и эффект вытеснения. Эффект вытеснения заключается в том, что при фиксированной кривой спроса на инвестиции / Й1 повышение процентной ставки, вызванное дефицитным финансированием государственных расходов, ведет к сокращению частных инвестиционных расходов и уменьшению размера национальной фабрики, которая достанется в наследство грядущим поколениям. В данном случае повышение процентной ставки с 6 до 10 % вытесняет 10 млрд дол. Такой сдвиг кривой может частично или полностью перекрыть эффект вытеснения.

Эффект вытеснения ( crowding-out effect) - происходит при увеличении дефицита государственного бюджета. Повышение реальной процентной ставки вследствие этого влечет за собой сокращение частных расходов. В классической модели это сокращение и точности равно увеличению бюджетного дефицита. В сущности, расходы по его финансированию вытесняют соответствующую величину частных расходов.

Эффект вытеснения - это сокращение инвестиционных расходов, вызванное увеличением процентных ставок в связи с увеличением государственных расходов, финансируемых путем взятия в долг. Увеличение G было предназначено для увеличения AD, но возникшее в результате увеличение процентных ставок может уменьшить /, тем самым снижая влияние расширяющей фискальной политики.

Эффект вытеснения ( crowding-out effect) - повышение процентных ставок и последующее сокращение намеченного чистого объема инвестиций в экономике, вызванное ростом займов федерального правительства на денежном рынке.

Эффект вытеснения - увеличение государственных расходов, которое приводит к сокращению расходов домашних хозяйств и фирм. Механизм вытеснения начинает действовать в результате продажи государственных ценных бумаг, которая приводит к росту ставок процента, что уменьшает стимулы к инвестированию и сокращает потребительский кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30,Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них. Такая денежная оценка делает разнородные товары легко сопоставимыми при обмене. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществлённый человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда, стоимость всех товаров измеряется одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги. Обычно, деньгами становится товар с высокой ликвидностью, то есть тот товар, который легче всего обменять на другой товар. Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения (посредником в процессе обмена). Кроме того, роль денег могут исполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы.

Функции денег:

1 средства обращения  при покупке товаров и  услуг, благодаря чему преодолеваются индивидуальные , количественные  временные и пространственные  граници

2 мера стоимости. Денежная единица  используется обществом в качестве масштаба  для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и услуг

3 средства сбережения. Удобная форма сохранения богатства.

В финансовых отношениях участвуют государство население и все субъ екты хозяйственной и общественной деятельности.

Предложение денег М1состоит из двух элементов :

1. наличность то есть  металлические и бумажные деньги находящиеся в обращении.

2. чековые вклады то естьвклады вкоммерческих банках, различных сберега тельных учреждениях, на которые могут  быть выписаны чеки.

Металлические  и  бумажные деньги являются обязательствами государства.Текущие счета  представляют обязательства коммерческих банков сберегательных учреждений.

Наличность:

Металлические деньги  составляют малую часть денежного предложения (23% от 784 млрд. $ ) и позволяют совершать любые виды мелких  покупок.

Металлические деньги являются  символическими т. к. стоимость металического слитка содержащегося в монеты меньше стоимости обозначенной на монете (для предотвращения  уничтожения денег и прекращения их функционирования в качестве средства обращения ) .

Бумажные деньги составляют 25% денежного предложения М1 (более 200 млрд. $)  выпускаются  Федеральным  резервным  банком  с  разрешения

Конгресса.

Чековые вклады.Чек должен быть индексирован,( подписан на обратной стороне) лицом получившим по нему наличные. лицо выписавшее чек затем получает его погашенным в качестве заверенной квитанции, подтверждающей выполненное обязательство.кража или потеря чековой книжки не опасна так как выписанный чек требует подписи владельца.Деньги безналичного расчета являются основной формой денег в С Ш А.

Деньги М1 = наличные + все чековые вклады

«Почти деньги» М2, М3 – это определенные  ликвидные активы, такие как бесчековые сберегательные счета, срочные вклады, кратко   и долгосрочные гос. ценные бумаги.Денежно кредитные учреждения предлагают второе и бо лее широкое  определение денег :

Деньги М2 = М1 + бесчековые сберегательные  счета + мелкие

срочные счета ( не более 100 тыс.$ )

 

М2 включает элементы средств  обращения, соответствующие  М1+ другие элименты, которые могут быстро и без риска потерь  быть обращены в налич ные и чековые вклады.С добавлением  бес чековых  сберегательных вкладов и мелких срочных вкладов денежное предложение М2 возрастает до 3054 млрд.

 

М3 исходит из того, что крупные (100 тыс. $ и более ) срочные вклады, которыми как правило владеют  предприятия, также легко обращаются в чековые вклады , хотя с возможным риском потерь.Добавление этих крупных срочных  вкладов к М2 дает еще более широкое определение денег:

Деньги М3 =М2 + 100 тыс. $ и более срочные вклады

 

Предложение денег М3 возрастает до 3889 млрд. $. Все перечисленные элементы – в различной степени ликвидны (М2, М3)

«Почти деньги» затрудняют точное определение денег, но их существование важно т. к.:

1) тот факт, что люди имеют в распоряжении такие высоколиквидные активы, влияет на их поведение при потреблении и сбережении ;

2) взаимообратимость «почти денег» и денег может влиять на стабильность экономики;

3) принятие того или иного определения денег имеет значение для цели денежной политики;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31,Количественная теория денег

 

Теория гласит, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте.

Основные положения классической количественной теории:

- все формы денег, включая металлические деньги, лишены внутренней стоимости;

- стоимость любых форм денег и уровень товарных цен зависят от количества денег в обращении: с увеличением количества денег их стоимость уменьшается, а цены на товары растут, и наоборот;

- главной функцией денег является функция средства обращения;

- деньги выполняют только посредническую роль в экономике и не оказывают заметного самостоятельного влияния на воспроизводство. Это связано с тем, что увеличение количества денег в обращении приводит к пропорциональному увеличению абсолютного уровня цен и никак не влияет на относительные цены, то есть на меновые пропорции при обмене товаров.

Большой вклад в разработку количественной теории денег внес американский экономист И. Фишер (1867—1947 гг.), который разработал так называемый трансакционный вариант этой теории и ее упрощенную модель — уравнение обмена

М • V = Р • Y

где М — количество денег в обращении; V — скорость оборота денег; Р — уровень цен; Y — уровень реального объема производства.

По сути дела данное уравнение является тождеством, поскольку обе его части являются выражением одной и той же величины — суммы денежных платежей за товары и услуги за определенный промежуток времени.

Исследуя взаимосвязи, выраженные уравнением обмена, И. Фишер рассматривал 7иУ как величины достаточно постоянные в краткосрочном периоде. Скорость оборота денег, по его мнению, зависит только от институциональной структуры платежной системы и технологий расчетов, которые изменяются очень медленно, а объем реального производства неизменен вследствие того, что рыночному хозяйству присуще полное использование всех производственных ресурсов.

Таким образом, из уравнения обмена следовал вывод, что уровень цен зависит только от количества денег в обращении.

Информация о работе Шпаргалка по Экономике