Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
– монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
– выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков;
– от имени правительства управляет государственным долгом;
– проводит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям.
Второй уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
– собственно коммерческие (депозитные) банки, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
– инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
– ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
– сберегательные кассы и кредитные общества;
– страховые и пенсионные фонды.
41. СОЗДАНИЕ ДЕНЕГ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ
Банки (банковская система) обладают способностью создавать деньги, т. е. увеличивать предложение денег. В основе способности банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип мультипликатора.
Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депозитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме резервных вкладов в Центральном банке.
Нормы обязательных резервов (r) устанавливаются в процентах от объема депозитов. Их величина различается в зависимости от видов вкладов. Например, по срочным вкладам r ниже, чем по вкладам до востребования. На основе установленной нормы обязательных резервов определяется их величина.
Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Обязательные резервные требования используются Центральным банком для страхования вкладов, для осуществления межбанковских расчетов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы.
Размер кредитных ресурсов каждого отдельного коммерческого банка определяется величиной его избыточных резервов, которые представляют собой разность между общей величиной резервов и обязательными резервами.
Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы благодаря действию эффекта банковского мультипликатора.
Банковский мультипликатор (b) или мультипликатор предложения денег представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной норме обязательных резервов:
b = 1/r.
Деятельность банков направлена на получение прибыли, и они стремятся к тому, чтобы все их финансовые ресурсы приносили процентный доход. Поэтому практически все свои избыточные резервы банки используют для предоставления ссуд или приобретения ценных бумаг.
Коммерческая банковская система может предоставлять кредиты, т. е. создавать деньги, умножая свои избыточные резервы. Банковская система может давать ссуду, в несколько раз превышающую ее избыточные резервы, тогда как каждый отдельный коммерческий банк может ссужать рубль на рубль по отношению к своим избыточным резервам.
Резервы, которые теряет отдельный банк, не теряет банковская система в целом.
Кратко описанный процесс создания денег банками получил название кредитно-банковской мультипликации. Банковский мультипликатор, как и любой мультипликатор в экономике, работает как на увеличение, так и на уменьшение.
Чем выше Центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля денежных средств может быть использована коммерческими банками для кредитных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Следовательно, изменяя норму обязательных резервов, Центробанк может изменять величину предложения денег в экономике.
42. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятотью и отсутствием инфляции.
Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного обращения: во время экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, – в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов).
Что касается операций с государственными ценными бумагами (операции на открытом рынке), продавая государственные ценные бумаги, Центральный банк уменьшает предложение денег в экономике, а покупая – увеличивает.
Норма обязательных резервов и учетная ставка рассматривались выше.
Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен.
Если состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы, то Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулирование роста производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции).
Если же ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и высокой инфляции, то Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.
Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег).
В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.
59. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой – в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить высокие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.
последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.
При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.
С появлением долга появляется обязанность управлять им. Под этим понимается совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств. Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования (выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсии и консолидации.
Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.
Частные национальные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.
Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам.
Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в:
– изменениях в доходной части государственных бюджетов;
стимулировании инвестиционной деятельности;
–расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.
87. ВАЛЮТНЫЙ КУРС
Валютный курс является объективной экономической категорией. Его появление обусловлено следующими процессами в экономике. Во-первых, при экспорте-импорте товаров и услуг, движении капиталов и репатриации доходов необходим взаимный обмен валютами, поскольку валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории большинства государств. Во-вторых, он используется при сравнении стоимостных показателей в разных странах, выраженных в национальных валютах. В-третьих, он применяется для переоценки счетов в иностранной валюте субъектов экономики.
Принято считать, что валютный курс – это цена национальной денежной единицы, выраженная в иностранной валюте. Он представляется разными способами: как число рублей, необходимое для приобретения единицы иностранной валюты (обменный курс), и как число единиц иностранной валюты, необходимое для приобретения одного рубля (девизный курс). Такое представление называется двусторонним номинальным валютным курсом.
Одну валюту можно конвертировать в другую непосредственно или через третью валюту. В последнем случае устанавливается кросс-курс двух валют.
Поскольку стоимость рубля изменяется по отношению ко всем валютам, то рассчитывается индекс многостороннего, или эффективного, обменного курса. Он является ценой представительной корзины иностранных валют, удельный вес каждой из которых соответствует величине торговли с Россией.
Эффективный валютный курс отражает изменение среднего номинального валютного курса. Для оценки изменения соотношения цен на отечественные и зарубежные товары используется показатель реального обменного курса. Он показывает конкурентоспособность национальных товаров в мировой торговле.
Реальный валютный курс показывает относительный уровень цен. Рост реального валютного курса означает, что цены на иностранные товары в рублях превышают цены на аналогичные товары отечественного производства.
Происходит обесценение реального обменного курса. При прочих равных условиях это приведет к повышению конкурентоспособности российской продукции, поскольку производимые в России товары становятся дешевле заграничных. Снижение же реального обменного курса означает удорожание отечественных товаров и приводит к потере их конкурентоспособности.
Изменения в экономике, отображенные в платежном балансе, в конечном счете воздействуют на валютный курс. Валютный рынок также не является пассивным, а активно воздействует на происходящие в экономике процессы.
Политика государства в области регулирования валютного рынка характеризуется различной степенью участия. В связи с этим существуют две противоположные системы организации валютного курса: система жестко фиксированных валютных курсов и режим свободного плавания.
В условиях фиксированных обменных курсов изменения спроса и предложения на валютном рынке не приводят к колебанию валютного курса. Это достигается посредством сильного государственного вмешательства в функционирование валютного рынка.
При системе свободно плавающих (гибких) валютных курсов государство, центральные банки совершенно не вмешиваются в функционирование валютного рынка. Курс обмена валюты определяется спросом и предложением.
22. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению