Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 23:18, шпаргалка

Краткое описание

Экономические воззрения древнего Востока (Передняя Азия, Египет, Китай, Индия). Египет - одно из первых ранних рабовладельческих государств. В конце 4-го тысячелетия до н.э. в результате объединения нижнее египетского и вернее египетского царств возникло рабовладельческое государево, как своеобразная система земледельческих общин. Система хозяйства древнего Египта отличается высокой централизацией. Экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой. Особенность религиозного учения - вера в загробную жизнь. Поэтому значительную часть материальных и духовных ресурсов страны была направлена на обеспечение загробного существования (строительство пирамид, заупокойных храмов и т.п.)

Файлы: 1 файл

1-15.docx

— 69.09 Кб (Скачать)
  1. Экономические воззрения древнего Востока (Передняя Азия, Египет, Китай, Индия).

Египет - одно из первых ранних рабовладельческих государств. В конце 4-го тысячелетия до н.э. в результате объединения нижнее египетского и вернее египетского царств возникло рабовладельческое государево, как своеобразная система земледельческих общин. Система хозяйства древнего Египта отличается высокой централизацией. Экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой. Особенность религиозного учения - вера в загробную жизнь. Поэтому значительную часть материальных и духовных ресурсов страны была направлена на обеспечение загробного существования (строительство пирамид, заупокойных храмов и т.п.) Важными памятниками экономической мысли Древнего Египта являются: а. религиозная литература - "тексты пирамид", "книга мертвых", "книга дыхания" и т.д. б. административно-хозяйственные документы - материалы переписи населения, земельные кодатстры, различные поучения - своеобразные сочинения в которых отразили вопросы управления в государственном хозяйстве на самом разном его уровнях.

 Передней Азии в VII-IV тысячелетиях до н.э. в долине между реками Тигр и Евфрат возникают ранние непрочные государственные образования - Древний Шумер, Старо Вавилонское и Ново Вавилонские царства, Хекское общество, Ассирия и т.д. По характеру правления данные государства были деспотиями. Из источников (законы Хамурапии - страовавилонское царство, свод Хекских законов, дипломатические документы и др.) можно сделать вывод, что для хозяйственной данных государств были характерны следующие черты: - централизация управления, наличие определенной системы контроля и учета; - планирование и нормирование деятельности непосредственных производителей; - натуральный характер хозяйства, при зачатках товаро-денежных отношений; - значительная роль в создании материальных ценностей рабов.

Индийская цивилизация является древнейшей в Древней Азии, она имеет свое начало примерно в XXIII-XVIII вв. до н.э. В Индии в этот период образуется замкнутое кастовое общество. Население государства делилось на 4 касты 1. брахманы - выполняли обязанности жрецов и учителей 2. кшатрии - обязаны были воевать и править 3. вайшьи - главное их назначение трудиться 4. шудры - служили трем высшим кастам Рабы не относились не к одной из каст и фактически не считались людьми. Важнейшими письменными источниками по Древней Индии является литература религиозного характера (к примеру, законы "Ману" - правило благочестивого поведения, приписываемые прародителю людей Манны, трактат "Артхашастра"). Автор трактата о "Артхашастра" главной целью ставит описание источников материальной выгоды. Вследствие этого в тексте находим рекомендации по сбору налогов, организации труда рабов и наёмных работников, борьбе с казнокрадством.

Одним из ранних центров мировой  культуры в древности стал Китай. Экономическую мысль древнего Китая развивалась в рамках философских и политических учений - конфуцианство, даосизма, лигизма, маизма, которые оформились в VI-III вв. до н.э. Особую роль в истории Китая сыграло учение Конфуция (около 551-479 гг. до н.э.). Конфуций создал учение о совершенном человеке, благородном муже. Такой человек почтителен к родителям и уважителен со старшими братьями, гуманен и обладает чувством долга, привержен высшим принципам, изучая мудрость древних. Древний мыслитель не порицал стремление людей к богатству, а так же к знатности, но считал заслужить их надо честно, руководствуясь высшими принципами. Конфуций полагал, что моральные совершенствования являются той основой на которой должно строиться управление в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вклад философов античной Греции в развитие экономической мысли.

Значительное  развитие экономической мысли получило в Античной Греции и Древнем Риме. В V веке до н.э. начинается классический период развития в истории Греческих  государств. Зачатки экономической  мысли мы находим в трудах древнегреческих  философов - Демокрита, Сократа, Ксенофонда, Платона, Аристотеля, других мыслителей. Демокрит (470 г. до н.э.) в своих трудах доказывал, что первобытное общесвто не заслуживает идеализации. Образование государства - великое достижение народов. Ксенофонд свои экономические воззрения изложил в сочинении "Домострой", где восхищается спартанскими порядками, защищает рабство, дает конкретные советы по улучшению и интенсификации производства, проповедует натуральное хозяйство. Он рекомендовал гражданам обучаться земледелию, садоводству, виноградству. Платон (427-347гг. до н.э.) экономические воззрения высказал в таких трудах как "Государство", "Законы". Философ создал концепцию "нового идеального государства". Платон считал, что государство должно состоять из трех сословий 1. правители (философы) 2. стражи 3. земледельцев, ремесленников и торговцев Каждое из сословий выполняет свои функции. Рабы - "говорящее орудие". Неравенство по мнению Платона корениться в природе людей, поэтому неустранимо. В своем идеальном государстве философ рекомендует очищать страну от "неимущих", путем переселения их в колонию. Ремесленников он предлагал расселить в 12 местах государства. Основными производителями в его концепции были рабы. Чиновники должны следить за всем процессом и обращением. Роль денег ограничивалась платежами с иностранцами. В идеальном государстве Платона заключалось прибегать к ссудам, покупать товары в кредит. Законодательно устанавливалось предельное колебание цен на товары, верховным собственником земли объявлялось государство. Заметим, что сам Платон не верил, что указанное государство может быть на практике построено. Аристотель наиболее глубокий исследователь экономических проблем Древней Греции (384-322 гг. до н.э.). Экономические воззрения Аристотеля выражены в социально-политических сочинениях "Политика", "Афинская полития". В своих трудах Аристотель пытается найти рецепт предотвращения кризиса рабовладельческого общества. А плотом укрепления экономической мощи Афин Аристотель видит в среднем рабовладельце. Мыслитель разработал науку о рабстве, полагая что не производство, не жизнь не могут обойтись без рабов, в следствии рабства у него существует в силу экономической необходимости. Обучать свободных людей физическому труду значит уподоблять их положение рабам. Аристотель в своих трудах исследует проблему развития торговли, роль и функцию денег в обществе

 

 

 

 

  1. Экономическая мысль древнего Рима (Катон, Варрон, Колумелла).

Основными источниками экономической мысли  Древнего Рима является законы государства, трактаты, сочинения римских мыслителей. Отметим что сочинения древних  римских авторов (Марк Потсон Катон 234-149 гг. до н.э., Марк Терентий Варон 116-27 гг. до н.э., Ю.М. Коллумела и др.) в основном пытаются решить проблему рациональной организации рабовладельческих хозяйств. М.К.Катон написал трактат о земледелии как практическое руководство для хозяина среднего поместья. Катон считал земледелие наиболее достойным делом для свободного гражданина. Катон сторонник натурального хозяйства, хотя рекомендовал продавать излишки. В сочинении у автора есть рекомендации по организации подневольного труда. До наших дней дошли три книги трактата М.К. Ворона "О сельском хозяйстве". В трактате значительное внимание уделено организации поместья. Варон в отличае от Катона признает ограниченность натурального хозяйства, ориентирует поместье на коммерческую деятельность. В I веке нашей эры рабовладельческая система хозяйствования в Древнем Риме приходит в упадок, средниепоместья разоряются, крупные латифундии начинают использовать труд свободных людей (калонов). Эти изменения нашли отражения в трудах Ю.М. Коллумелы, Гайплиния старшего и др. мыслителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Тенденции и характер развития социально-экономической системы в эпоху средневековья.

Эпоха феодализма охватывает более тысячелетний временной отрезок развития человеческой цивилизации. Естественно, что содержание экономической мысли, качество теоретического анализа имели существенные отличия на разных этапах становления и развития феодального общества. В западноевропейском генезисе феодализма как правило выделяют - Раннее Средневековье (V-X вв.), Классическое Средневековье (XI-XIII в.) и период разложение феодальной системы хозяйствования XIV-XV столетия. На этапы становления феодальной системы становления практически отсутствуют теоретические обобщения в области экономической науки. В V в. н.э. под натиском Германских времен пало рабовладельческое Западное Римская империя и на ее территории образовались варварские королевства. Эти государства имели несравненно более простую, чем империя экономическую и политическую организацию и в ней отчетливо проявлялись остатки родового строя. Раннее средневековье не оставило нам теоретических работ, специально посвященных экономическим вопросам. В то же время в этот период появились экономические проблемы, которые не знал античный мир и которые требовали своего осмысления. Как, крушение рабовладения заставило изменить отношение к физическому труду, по-новому поставить вопрос о положении различных групп людей в обществе. Важные проблемы возникли и в связи с разложением общин, генезисом феодальных отношений. Трактуя экономические вопросы, авторами 6-11 веков в качестве важнейших аргументов приводили положение, содержащиеся в библии и в сочинениях отцов христианской церкви. Такой подход проявлялся в частности при решении проблемы отношении богатства. В период раннего средневековья господствовала точка зрения, согласно которой стремление к обладанию богатства порочно ибо мешает поиску царства Божия и является доказательством отсутствия истинной верны. В отличие от античных авторов средневековые мыслители считали что все люди равны «Божественной благодатью». В период раннего средневековья, утвердилась точка зрения по которой труд должен быть единственной источником средств существования. в исторических документах раннего средневековья нашли отражения проблемы генезиса общины и феодализма. Вопрос об отношении к общине нашел отражение в знаменитой «Салической правде» - кодекс обычного права салических франков, составленном при Хлодриге (481-511 гг.) Составители «Салической правды» признают верховное право общины на пахотную землю, защищают суверенитет общины от покушения пришлых элементов. Вместе с тем в «Салической правде» содержатся законы охраняющие индивидуальные хозяйствования франков. Важнейшим источником по истории экономической мысли является «Капитулярии о поместьях», изданный в начале IX века Карлом Великим. Составитель капитулярия исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его собственные нужды. В капитулярии уже не упоминается община, т.к. к этому времени она перестала быть землевладения. Идеалом хозяйства для составителя капитулярия является натуральное хозяйство. Проблемы, которые нашли отражение в источниках по истории экономической мысли франкского государства в большей или меньшей степени затрагивается в документах характеризующих социально-экономической отношения в других романских и англо-саксонских государствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая мысль феодальной Европы в Y - XIY вв.

 

 

В период с IX до конца XII веков схоластическая мысль получает достаточно зрелый характер. Помимо чисто технических вопросов внимание мыслителей этого времени  привлекали в основном проблемы теории или философии познания (Эриуен, Абиляр, Иоанн Сонеберийский и др.) XIII век - классический период схоластки. Теологическая и философская мысли были не только революционизированы в новую систему - «классическую». В основном эту революцию совершали работы Гроссетеста, Александра из Гелса, Дунса Скотта (францианская школа), Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (доминиканская школа). Важное значение для развития экономической мысли в XIII веке явилось возрождение Аристотилианской мысли. Тем не менее в отличие от позиции Аристотеля схоласты относились к рабству как к не нормальному явлению. Физический труд они рассматривали как наказание, благоприятствующее христианской добродетели и как средство удерживающее людей от греха. К коммерческой деятели схоласты XIII столетия схоласты относились как к чему-то низменному, недостойному для благородного человека. Разработанная Ф. Аквинским социология политических и прочих институтов были восприняты всеми схоластами последующих времен. Общество в этой концепции рассматривалось как абсолютное человеческое творение, как простое собрание индивидов, сведенных воедино мирскими заботами. Государство представляло как возникающее и существующее для утилитарных целей. Власть правителя проистекала от людей путем делегирования. По-мнению Фомы Аквинского собственность не противоречит естественному праву, но является изобретением человеческого разума. Среди современных исследователей можно встретить различные суждения оценки относительно теории «справедливой цены» Ф.Аквинского.

Последний период развития схоластики - позднее средневековье, период в формировнаие капиталистических отношений (с начала XIV столетия). Яркими представителями схоластики указанного периода является Иоанн Буридан (1300-1358гг.) - профессор университета в Париже, Николай Орезн (1323-1382гг.) - епископ Лизген, Антонин Флорентийский (1389-1458гг.) - архиепископ Флорентийский, Луи Молина (1535-1600 гг.), Хуан Де Луга (1583-1660гг.) и др. Ключевым понятием в области экономики для поздних схоластов стало «общественное благо». В чисто утилитарном духе предполагалась связь этого общественного блага с удовлетворением общественных индивидов. Поздние схоласты создали оригинальную теорию цены, внимательно анализировали экономическую деятельность индивидов. «Экономический человек А.Смита возник из понятия «расчетливый экономический разум» - схоластов (Де Луго). Поздние схоласты не просто рассуждали, но и занимались собиранием факта, в той мере в какой это было возможно. Несомненным является то факт, что с поздних схоластов началась теория процента

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика экономической  мысли феодального общества

Феодализм как общественно-экономическая  формация имеет очень широкие (и  различные для разных стран) границы  во времени. Так, в Китае он господствовал  с V в. до н. э. до XIX в.; в России — с IX до XIX в.; в Западной Европе — с V по XV-XVI вв. В ряде стран Азии и Африки он сохранился до XX столетия. Различными путями шло и возникновение этого способа производства: в некоторых странах оно явилось результатом разложения рабовладельческого строя (Зап. Европа), в других - феодализм вырос на основе разложения первобытнообщинного строя (Россия). 
При всем различии путей возникновения феодализму повсюду присущи некоторые общие черты. Основой феодального способа производства является собственность класса феодалов на землю и неполная собственность на зависимых от них крестьян, владеющих средствами производства. Феодалы и крестьяне — основные классы феодального общества. Феодальный строй характеризовался господством натурального хозяйства, примитивной и рутинной техникой. Эксплуатация осуществлялась при помощи внеэкономического принуждения. 
Феодализм в своем развитии прошел три стадии: период раннего феодализма, период зрелого, развитого феодализма, период позднего феодализма, на последнем этапе которого начались его разложение и кризис. 
В период раннего феодализма хозяйство носило в основном натуральный характер, лишь незначительная часть продуктов поступала на рынок. Прибавочный продукт присваивался феодалом в форме отработочной и продуктовой ренты. Но постепенно общественное разделение труда развивается. Отделение ремесла от сельского хозяйства положило начало росту феодальных городов, ставших центрами промышленного производства. Эти процессы привели к росту товарооборота. 
В период развитого феодализма на основе углубления общественного разделения труда торговля получила уже значительное развитие. Товарно-денежные отношения играют все возрастающую роль. Происходит переход к денежной ренте. Стадия разложения феодализма характеризуется возникновением в недрах феодального строя капиталистических отношений и зарождением на этой основе буржуазной политической экономии. На этой стадии экономическая наука еще не обособилась. Мы встречаемся с экономическими идеями в юридических памятниках (Салическая Правда - в Европе, Русская Правда — в России), где они служат для обоснования тех или иных юридических норм, вызванных необходимостью защиты феодализма; в церковных памятниках - в связи с попытками «отцов церкви» оправдать всю систему феодализма, его классовую структуру. Особый интерес для нас, с точки зрения становления экономической теории, имеют те экономические идеи, которые высказывались в непосредственной связи с характеристикой экономических процессов: торговли, ростовщичества и др. 
Подобно идеологам класса рабовладельцев защитники интересов класса феодалов, особенно в период раннего феодализма, отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Позднее они ищут компромисса, своеобразным выражением такого приспособления взглядов теоретиков феодализма была теория «справедливой цены». Интересы отдельных слоев господствующего класса далеко не во всех вопросах совпадали. В России, например, очень отчетливо проявились расхождения между интересами боярства и служилого дворянства. Это нашло свое отражение в экономической мысли. 
При этом в большинстве случаев экономическая мысль была облечена в религиозную оболочку, потому что духовенство было единственным образованным слоем в феодальном обществе. Поскольку «отцы церкви» в своих «трудах» исходили из церковных канонов (канонами назывались законы церкви), их называли канонистами. Наиболее выдающимися мыслителями были Августин (IV—V вв.) и Фома Аквинский (XIII в.) - в Западной Европе, Ермолай-Еразм (XVI в.) — в России. 
Экономические взгляды «отцов церкви» выражали интересы господствующего класса - феодалов и ставили себе целью обосновать необходимость феодального строя и феодальной эксплуатации. Экономическая мысль эксплуатируемого класса была направлена против крепостничества и феодальной эксплуатации, а также часто облекалась в религиозную оболочку в виде различных «ересей».

Экономические воззрения  канонистов («отцов церкви»)

 
Августин, прозванный церковниками «Блаженный» (354-430 гг) епископ Гиппона (Северная Африка), жил в период, когда хозяйство носило ярко выраженный натуральный характер, когда феодальная система лишь зарождалась и классы феодального общества только складывались. 
Экономические воззрения Августина были отражением экономического строя раннего средневековья и выражали интересы нарождающегося класса феодалов. Он исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную к удовлетворению потребностей людей. В противовес идеологам рабовладельческого общества, презрительно относившимся к труду Августин призывал всех трудиться, ссылаясь на то, что в момент сотворения мира бог дал человеку приказ трудиться, а также на «священное писание», согласно которому апостол Павел сказал: «Кто не работает, да не ест». 
Физический труд Августин ставил наравне с умственным трудом. Земледелие Августин считал «чистейшим из всех искусств» (отраслей хозяйства) и выдвигал его на первое место. 
Хотя Августин проповедовал необходимость трудиться, его взгляды не только не отражали интересы эксплуатируемых народных масс, но служили защите интересов нарождающегося класса феодалов. Он оправдывал закрепощение крестьян. Задачу церкви он видел не в том, чтобы освободить крепостных крестьян, а в том, чтобы сделать их покорными воле своих хозяев. Вознаграждение трудящимся за страдания в этой жизни Августин обещал в загробном мире. 
Августин резко выступал против богатства и заявлял, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царство небесное». По его мнению, трудом надо создавать только необходимое, создавать же излишки можно только с целью раздавать милостыню, помогать другим. Отрицательное отношение Августина к богатству объяснялось тем, что феодализм находился еще в стадии становления и крупные феодальные богатства еще не образовались. Тем не менее стремление церкви к накоплению богатства, которое изображалось ею как фонд «помощи ближним», Августин оправдывал. 
К крупной торговле и к ростовщичеству Августин относился отрицательно. На крупную торговлю он смотрел как на средство ограбления населения и считал несправедливым делом. Задача купца, говорил он, состоит в том, «чтобы дешево купить и дорого продать... А так как это является порочным, то всякий, кто хочет быть справедливым, должен против этого восставать». 
Ростовщичество Августин рассматривал как средство, направленное к созданию денег. Ростовщики получают проценты «ни за что, за время, а время — это дар божий», поэтому получение процента несправедливо и противоречит законам церкви. 
Отрицательное отношение Августина к крупной торговле и к ростовщичеству объясняется слабым развитием товарно-денежных отношений и преобладанием натурального хозяйства в период раннего средневековья. 
Представителем экономической мысли позднего средневековья является Фома Аквинский. Фома Аквинский (1225—1274 гг.) был завершителем взглядов канонистов. Он жил в то время, когда феодальная система и феодальные классы уже сложились, выросли феодальные богатства и достигли значительного развития товарно-денежные отношения. 
Ф. Аквинский был крупным средневековым богословом, учение которого и поныне является официальной философией Ватикана. 
Фома Аквинский - последовательный идеолог класса феодалов. Рассматривая общественное разделение труда как естественное, природное явление и считая, что оно лежит в основе деления общества на сословия, Фома Аквикский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе. «Как у пчел,— говорил он,— одни собирают мед, другие строят из воска ячейки, а королева совершенно не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны возделывать землю, другие - строить дома, а часть людей, будучи свободна от мирских забот, должна посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных». Исходя из этого он делал вывод, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности, заниматься умственным трудом. 
Проводя резкое различие между физическим и умственным трудом и объявляя физический труд делом крепостных крестьян, Фома Аквинский, как и античные мыслители, презрительно относился к физическому труду. Такое его отношение к физическому труду объясняется тем, что к этому времени в феодальном обществе уже сложился класс несвободных крепостных крестьян. 
Как идеолог класса феодалов Фома Аквинский стремился оправдать богатство. Богатство, по его мнению, не содержит в себе ничего предосудительного. Оно является результатом человеческой деятельности, так же как и право частной собственности. 
Подобно тому, писал Фома Аквинский, как человек от природы гол, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право частной собственности дано не природой, но человеческим разумом, она на нем покоится и в силу этого стала необходимым институтом человеческой жизни. Все эти рассуждения направлены на то, чтобы оправдать собственность феодалов и их право на этой основе распоряжаться крепостными крестьянами. 
Важное место в учении Фомы Аквинского занимает теория «справедливой цены». С развитием товарно-денежных отношений в феодальном обществе, естественно, возникла проблема цен. Закон стоимости, как говорил Энгельс, действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее ясное представление о том, сколько труда каждый из них затрачивает на производство своих товаров, поэтому при обмене и тот и другой определяли цену своих товаров в зависимости от труда, затраченного на их производство. Такая цена, которая основывалась на трудовых затратах, т. е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. Христианская мораль, требовавшая такого справедливого обмена, основанного на справедливой цене, была в сущности религиозно-этическим истолкованием реально действовавшего закона стоимости. У Фомы Аквинского учение о справедливой цене носит двойственный и противоречивый характер. С одной стороны, справедливая цена — это «правильная» цена, соответствующая трудовым затратам. С другой стороны, он доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не обеспечивает продавцу возможности жить соответственно своему положению в обществе. Поэтому, в конечном счете, справедливой ценой Фома Аквинский считал такую цену, которая, во-первых, учитывает труд, затраченный на производство товара, и, во-вторых, дает возможность продавцу жить соответственно своему социальному положению. 
Следовательно, с точки зрения Фомы Аквинского, справедливой признавалась не одинаковая, а разная для разных сословий цена на один и тот же товар. Таким образом, теория «справедливой цены» Фомы Аквинского ставит своей целью оправдать сословные привилегии и отражает интересы класса феодалов и купечества. Необходимо отметить, что некоторое сходство с трудовой теорией стоимости проступает только внешне, так как учение Фомы является не научным обобщением действительности, а ее искажением. 
Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, Фома Аквинский по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Как идеолог класса феодалов он был сторонником натурального хозяйства и, подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле и ростовщичеству. Но по мере развития товарно-денежных отношений все возрастающее значение приобретало богатство в денежной форме. Многие монастыри, занимаясь торговлей и ростовщичеством, сосредоточили в своих руках большие богатства в денежной форме. Чтобы представить эту деятельность в приглядном виде, Фома Аквинский, сам себе противореча, пытается найти доводы, оправдывающие получение торговой прибыли и процента. 
Некоторые виды торговли, с его точки зрения, являются «честной» торговлей, полезной для общества. К такой торговле он относил, в частности, ввоз в страну предметов первой необходимости. Прибыль, получаемая при этом купцами, не противоречит, по мнению Фомы Аквинского, христианской добродетели, ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если она обеспечивает семье купца принятый обычаями уровень потребления. 
В середине XIII в. взимание процента было запрещено и неоднократно осуждалось церковью. Форма Аквинский также клеймил ростовщичество как греховный промысел. Но, отдавая дань времени, он уже допускал исключения. Изощряясь в словесной эквилибристике, он находит целый ряд случаев, когда получение процента становится допустимым. Так, с его точки зрения, взимание процента допустимо в том случае, когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли; нельзя также возбранять кредитору получать от должника «бескорыстные подарки»; имеются у Фомы Аквинского и заявления о том, что процент должен рассматриваться как вознаграждение за риск, связанный с предоставлением ссуды.

 

  1.  Экономические воззрения в средневековой Руси.

Экономическая мысль России IX-XVI вв.

 
«Русская Правда». Русская экономическая мысль начинает развиваться со времени образования Киевского государства, возникшего в IX в. в связи с процессом формирования феодального общества у восточных славян. 
Как и во всех других странах, экономическая мысль в России на этой стадии общественно-экономического развития еще не обособилась и ее приходится изучать по общеисторическим памятникам — летописям, договорам, грамотам князей, церковной литературе. 
Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет «Русская Правда», составлявшаяся в XI— XII вв. Являясь сводом законодательства Киевского государстве «Русская Правда» была направлена в целом на укрепление нарождающегося в России феодального строя. Она выступала иницей интересов феодалов и прежде всего их земельной собственности, составляющей основу феодального общества. 
Защищая феодальную земельную собственность, «Русская Правда» закрепляла сложившуюся классовую дифференциацию юридически оформляла эксплуатацию господствующими классами трудящихся масс. Она санкционировала также применение труда рабов, перечисляя обстоятельства, при наличии которых допускалось превращение независимых и свободных людей в рабов. К их числу относились несостоятельность должника, растрата чужого имущества, «добровольная» продажа себя в холопы и ряд других. 
Центральное место в «Русской Правде» занимают вопросы имущественных отношений и определения ответственности за разные преступления. 
В «Русской Правде» отражена и борьба городских масс против ростовщиков, В целях ослабления этой борьбы киевский князь Владимир Мономах в особом уставе, вошедшем составной частью в «Русскую Правду», стремился ограничить размер процентов, взимаемых за долги. 
Экономические идеи Ивана Пересветова. Конец XV и начало XVI вв. ознаменовались в России важными историческими событиями - страна освободилась от монгольского ига и сложилось русское централизованное государство. Эти события способствовали экономическому прогрессу, распространению новых форм феодальной эксплуатации, развитию товарно-денежных отношений. Оживилась культурная жизнь страны. 
Значительные сдвиги к этому времени произошли внутри класса феодалов. Уже в период ликвидации феодальной раздробленности наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместное, дворянское землевладение, носившее условный характер — поместье являлось вознаграждением за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства, способствовавшего подавлению сопротивления бояр, значительно выросла. 
Выдающимся идеологом дворянства в XVI в. был Иван Семенович Пересветов (даты его жизни неизвестны). 
Он написал ряд небольших произведений, предназначенных для царя Ивана IV, в которых выразил интересы поместного дворянства. В них он доказывал, что царь должен опираться не на крупных феодалов, знатных вельмож, а на мелких и средних служилых людей — дворян, «воинников». Царь, по его совету, должен возвышать людей не по их родовитости, а по их личным достоинствам, по их заслугам. Пересветов резко обличал бояр, доказывая, что их господство не может обеспечить единства страны и ее политической, военной и экономической мощи и неизбежно приведет страну к гибели. 
Пересветов считал, что наместничество и кормления следует отменить, местным должностным лицам и судьям назначить жалование, а все местные доходы и судебные пошлины собирать в казну. Он высказывался и против рабства, заявляя, что порабощенный человек не может быть храбрым воином, что он не заинтересован в хорошей работе и даже склонен ко всякого рода преступлениям. Однако под рабством он понимал не крепостное состояние, а только холопство. 
В высказываниях Пересветова ясно сформулирована программа служилого дворянства. Она направлялась против бояр-вотчинников, против удельного раздробления страны, выступала в защиту сильной царской власти и единого централизованного государства. Она, таким образом, выражала чаяния передовой части дворянства. Признавая значение рыночных связей и товарно-денежных отношений, программа выходила за рамки замкнутого натурального хозяйства. Все это говорит о ее прогрессивном значении. 
«Правительница» Ермолая-Еразма. Идеологом поместного дворянства в XVI в. был также Ермолай-Еразм, хотя его позиция не была столь четкой и последовательной, как у Пересветова. 
Ермолай был священником Московской дворцовой церкви. Потом он постригся в монахи под именем Еразма. Ермолай-Еразм был для своего времени широко образованным человеком. 
Сочинение Ермолая-Еразма, в котором изложены его экономические взгляды, называется «Благохотящим царем правительница и землемерие», а короче — «Правительница», как принято называть его в литературе. Написано в 40-х годах XVI в. 
По сравнению с Пересветовым, Ермолай-Еразм рассматривал более широкий круг экономических вопросов и глубже критиковал недостатки окружающей действительности. Он был убежденным противником боярского своевластия. Ермолай-Еразм отстаивал независимость церкви от царской власти и доказывал превосходство духовной власти над царской. 
В области экономической он был сторонником натурального хозяйства. Поэтому и богатство он рассматривал как массу потребительных стоимостей. Источник богатства он видел в труде и считал, что в основе богатства государства лежит труд крестьян: «В начале же, — писал он, — всего потребны сут ратаеве; от их бо трудов ест хлеб, от сего же всех благих главизна» (1). 
Он предлагал награждать землей только служилых людей в  
зависимости от занимаемой должности, причем размер землевладения самого знатного из воинов (дворян) не должен превышать более чем в 8 раз владения рядовых дворян. 
Ермолай-Еразм обращал внимание на то, что в то время как вельможи ведут беспечную жизнь, крестьяне, создавшие своим трудом общественное богатство, находятся в тяжелом положении. Поэтому он считал необходимым улучшить материальное положение крестьянства. Он предлагал установить размер необходимого крестьянского земельного надела. Крестьянин, по мнению Еразма, должен иметь земельный надел размером 12 четвертей с осьминой в поле (около 18 га), кроме луга и леса. С этого надела он обязан давать феодалу только 1/5 части добываемого продукта. В «Правительнице» нет упоминания о барщине, тем самым она исключалась из отношений крестьян и помещиков. Возражал Ермолай и против денежных поборов с крестьян. В то же время он мирился с существованием царя, феодалов. Таким образом, он не выступал против феодальных отношений, а лишь стремился к сглаживанию противоречий феодального строя. 
К крупной торговле и к ростовщичеству Ермолай-Еразм относился отрицательно, считая, что богатство купцов и ростовщиков, как и богатство бояр, основано не на их личном труде, а на обмане других людей. 
Как и Пересветов, он высказывался за отмену системы кормлений. Подводя итоги экономическим взглядам Ермолая-Еразма, следует сказать, что некоторые его предложения имели прогрессивное значение, как, например, его мысль о материальном обеспечении служилых людей (дворян), направленная к укреплению централизованного русского государства. 
Предлагаемые им меры по улучшению материального положения крестьян были прогрессивны, хотя носили утопический характер, ибо он считал возможным улучшить их положение в условиях сохранения феодальной системы.

 

. В отличие от народов Востока,  Греции и Рима Восточные славяне  не имеют столь древнего культурного  наследия. Выдающимся памятником  общественной мысли Киевской  Руси является «Русская правда»  (относится ко времени правления  Ярослава мудрого 1019-1054 гг. и его  сыновей) как свод юридических  законов, касающихся имущественных  отношений и ответственности  за нарушение права феодальной  собственности. Христианская церковь  способствовала распространения  грамотности Руси и культуры, была противником крайности крепостничества.  Период феодальной раздробленности  характеризуется новым этапом  в развитие экономической мысли.  Это нашло отражение в светской  литературе 13-15 веков («Слово о  полку Игореве», «Слово о погибели  русской земли», «Задонщина»). В период правления Ивана III наблюдается земледелия, развиваются товаро- денежные отношения. Экономическая мысль периода создания Централизованного государства способствовало преодоления феодальной раздробленности. Ценным документом свидетельствующем о характере экономической политики является Судебник 1497г., которым устанавливался единый порядок судопроизводства для всего русского государства. ОЛ русской экономической мысли 16 века можно судить по трудам идеологов поместного хозяйства И.С.Пересветова и Гермолая-Геразма. В своих произведениях («Сказание о царе Константинове», «Сказание о книгах» и др.) Пересветов дает советы московскому царю по управлению государевом. Считает, что в государственной политикам необходимо опираться на мелких и средних дворян, а не бояр и знатных вельмож. Экономические взгляды растущего социального слоя - купечества Руси отражены в челобитных пасатских торговых людей в правительственных актах и постановлениях.

 

 

 

 

  1. Исторические условия и причины возникновения меркантилизма. Теория и политика меркантилизма.

К концу XIV - началу XV вв. оживилось развитие промышленности в европейских государств. Феодальный строй стал препятствием на пути дальнейшего развития ремесла. Первую цельную экономическую концепцию создали меркантилисты. В Западной Европе учение зародилось в XVI веке, но основное распространение получила в XVII столетии. Меркантилизм стал оружием абсолютизма, но в то же время буржуазным течением экономической мысли. Он возник в эпоху первоначального накопления капитала и решал практические задачи ускорения этого процесса. Меркантилизм (mercante - купец торговля) выражал интересы торгового капитала, отличался практицизмом, решал актуальные проблемы своего времени. Главный смысл учения меркантилистов - поиск источника богатства государства и механизма его накопления. Заслуги меркантилистов не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том что они обозначили проблему. Сам термин меркантилизм употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (политика накопления золота и серебра - основы богатства нации и государства) и как теоретическое обоснование этой политики - система взглядов, обозначавшая этап в истории экономических учений. В не сомнения в теоретическом плане меркантилизм был весьма слаб, поскольку сама экономическая наука находилась в младенческом состоянии. Учение меркантилистов в своем развитии прошло два этапа: I этап - монетарная политика, направленная на решение проблемы накопления денег (золота, серебра) - XVI век. Деньги - богатство нации, поэтому необходимо запретить их вывоз за рубеж тупеем ограничения импорта и установления высоких пошлин на вывоз товаров, но в то же время всячески поощрять экспорт. Монетаризм XVI столетия оказался слабым учением, архаической формой экономической политики, наследством средневековья и натурального хозяйства. Он оказался экономически бесплодным. Если бы государство последовательно воплощали в жизнь идеи монетаризма, они тем самым убили бы торговлю. II этап - теория торгового баланса" (вторая половина XVI века - XVII столетие) и по этой доктрине богатства - накопленное в государстве золото и серебро. Но вот методы обогащения изменились. Поздние меркантилисты выступали за всестороннее развитие внешней торговли. При этом государство должно по их мнению проводить политику активного торгового баланса (экспорт › импорта). Они призывали осваивать новые рынки сбыта отечественной продукции, всячески поощрять экспорт, прежде всего промышленных товаров, развивать торговый флот, осуществлять строительство тупей сообщения и т.д. Меркантилисты допускали свободные движения ссудного процента, осуждали простое накопление денег. Деньги не должны лежать, их функция - приумножать богатство. Меркантилисты не исключали импорт, если он не делал торговый баланс пассивным.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"