Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 23:18, шпаргалка
Экономические воззрения древнего Востока (Передняя Азия, Египет, Китай, Индия). Египет - одно из первых ранних рабовладельческих государств. В конце 4-го тысячелетия до н.э. в результате объединения нижнее египетского и вернее египетского царств возникло рабовладельческое государево, как своеобразная система земледельческих общин. Система хозяйства древнего Египта отличается высокой централизацией. Экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой. Особенность религиозного учения - вера в загробную жизнь. Поэтому значительную часть материальных и духовных ресурсов страны была направлена на обеспечение загробного существования (строительство пирамид, заупокойных храмов и т.п.)
Египет - одно из первых ранних рабовладельческих государств. В конце 4-го тысячелетия до н.э. в результате объединения нижнее египетского и вернее египетского царств возникло рабовладельческое государево, как своеобразная система земледельческих общин. Система хозяйства древнего Египта отличается высокой централизацией. Экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой. Особенность религиозного учения - вера в загробную жизнь. Поэтому значительную часть материальных и духовных ресурсов страны была направлена на обеспечение загробного существования (строительство пирамид, заупокойных храмов и т.п.) Важными памятниками экономической мысли Древнего Египта являются: а. религиозная литература - "тексты пирамид", "книга мертвых", "книга дыхания" и т.д. б. административно-хозяйственные документы - материалы переписи населения, земельные кодатстры, различные поучения - своеобразные сочинения в которых отразили вопросы управления в государственном хозяйстве на самом разном его уровнях. Передней Азии в VII-IV тысячелетиях до н.э. в долине между реками Тигр и Евфрат возникают ранние непрочные государственные образования - Древний Шумер, Старо Вавилонское и Ново Вавилонские царства, Хекское общество, Ассирия и т.д. По характеру правления данные государства были деспотиями. Из источников (законы Хамурапии - страовавилонское царство, свод Хекских законов, дипломатические документы и др.) можно сделать вывод, что для хозяйственной данных государств были характерны следующие черты: - централизация управления, наличие определенной системы контроля и учета; - планирование и нормирование деятельности непосредственных производителей; - натуральный характер хозяйства, при зачатках товаро-денежных отношений; - значительная роль в создании материальных ценностей рабов. Индийская цивилизация является древнейшей в Древней Азии, она имеет свое начало примерно в XXIII-XVIII вв. до н.э. В Индии в этот период образуется замкнутое кастовое общество. Население государства делилось на 4 касты 1. брахманы - выполняли обязанности жрецов и учителей 2. кшатрии - обязаны были воевать и править 3. вайшьи - главное их назначение трудиться 4. шудры - служили трем высшим кастам Рабы не относились не к одной из каст и фактически не считались людьми. Важнейшими письменными источниками по Древней Индии является литература религиозного характера (к примеру, законы "Ману" - правило благочестивого поведения, приписываемые прародителю людей Манны, трактат "Артхашастра"). Автор трактата о "Артхашастра" главной целью ставит описание источников материальной выгоды. Вследствие этого в тексте находим рекомендации по сбору налогов, организации труда рабов и наёмных работников, борьбе с казнокрадством. Одним из ранних центров мировой культуры в древности стал Китай. Экономическую мысль древнего Китая развивалась в рамках философских и политических учений - конфуцианство, даосизма, лигизма, маизма, которые оформились в VI-III вв. до н.э. Особую роль в истории Китая сыграло учение Конфуция (около 551-479 гг. до н.э.). Конфуций создал учение о совершенном человеке, благородном муже. Такой человек почтителен к родителям и уважителен со старшими братьями, гуманен и обладает чувством долга, привержен высшим принципам, изучая мудрость древних. Древний мыслитель не порицал стремление людей к богатству, а так же к знатности, но считал заслужить их надо честно, руководствуясь высшими принципами. Конфуций полагал, что моральные совершенствования являются той основой на которой должно строиться управление в государстве. | |
|
|
Значительное развитие экономической мысли получило в Античной Греции и Древнем Риме. В V веке до н.э. начинается классический период развития в истории Греческих государств. Зачатки экономической мысли мы находим в трудах древнегреческих философов - Демокрита, Сократа, Ксенофонда, Платона, Аристотеля, других мыслителей. Демокрит (470 г. до н.э.) в своих трудах доказывал, что первобытное общесвто не заслуживает идеализации. Образование государства - великое достижение народов. Ксенофонд свои экономические воззрения изложил в сочинении "Домострой", где восхищается спартанскими порядками, защищает рабство, дает конкретные советы по улучшению и интенсификации производства, проповедует натуральное хозяйство. Он рекомендовал гражданам обучаться земледелию, садоводству, виноградству. Платон (427-347гг. до н.э.) экономические воззрения высказал в таких трудах как "Государство", "Законы". Философ создал концепцию "нового идеального государства". Платон считал, что государство должно состоять из трех сословий 1. правители (философы) 2. стражи 3. земледельцев, ремесленников и торговцев Каждое из сословий выполняет свои функции. Рабы - "говорящее орудие". Неравенство по мнению Платона корениться в природе людей, поэтому неустранимо. В своем идеальном государстве философ рекомендует очищать страну от "неимущих", путем переселения их в колонию. Ремесленников он предлагал расселить в 12 местах государства. Основными производителями в его концепции были рабы. Чиновники должны следить за всем процессом и обращением. Роль денег ограничивалась платежами с иностранцами. В идеальном государстве Платона заключалось прибегать к ссудам, покупать товары в кредит. Законодательно устанавливалось предельное колебание цен на товары, верховным собственником земли объявлялось государство. Заметим, что сам Платон не верил, что указанное государство может быть на практике построено. Аристотель наиболее глубокий исследователь экономических проблем Древней Греции (384-322 гг. до н.э.). Экономические воззрения Аристотеля выражены в социально-политических сочинениях "Политика", "Афинская полития". В своих трудах Аристотель пытается найти рецепт предотвращения кризиса рабовладельческого общества. А плотом укрепления экономической мощи Афин Аристотель видит в среднем рабовладельце. Мыслитель разработал науку о рабстве, полагая что не производство, не жизнь не могут обойтись без рабов, в следствии рабства у него существует в силу экономической необходимости. Обучать свободных людей физическому труду значит уподоблять их положение рабам. Аристотель в своих трудах исследует проблему развития торговли, роль и функцию денег в обществе
Основными
источниками экономической
Эпоха феодализма охватывает более тысячелетний временной отрезок развития человеческой цивилизации. Естественно, что содержание экономической мысли, качество теоретического анализа имели существенные отличия на разных этапах становления и развития феодального общества. В западноевропейском генезисе феодализма как правило выделяют - Раннее Средневековье (V-X вв.), Классическое Средневековье (XI-XIII в.) и период разложение феодальной системы хозяйствования XIV-XV столетия. На этапы становления феодальной системы становления практически отсутствуют теоретические обобщения в области экономической науки. В V в. н.э. под натиском Германских времен пало рабовладельческое Западное Римская империя и на ее территории образовались варварские королевства. Эти государства имели несравненно более простую, чем империя экономическую и политическую организацию и в ней отчетливо проявлялись остатки родового строя. Раннее средневековье не оставило нам теоретических работ, специально посвященных экономическим вопросам. В то же время в этот период появились экономические проблемы, которые не знал античный мир и которые требовали своего осмысления. Как, крушение рабовладения заставило изменить отношение к физическому труду, по-новому поставить вопрос о положении различных групп людей в обществе. Важные проблемы возникли и в связи с разложением общин, генезисом феодальных отношений. Трактуя экономические вопросы, авторами 6-11 веков в качестве важнейших аргументов приводили положение, содержащиеся в библии и в сочинениях отцов христианской церкви. Такой подход проявлялся в частности при решении проблемы отношении богатства. В период раннего средневековья господствовала точка зрения, согласно которой стремление к обладанию богатства порочно ибо мешает поиску царства Божия и является доказательством отсутствия истинной верны. В отличие от античных авторов средневековые мыслители считали что все люди равны «Божественной благодатью». В период раннего средневековья, утвердилась точка зрения по которой труд должен быть единственной источником средств существования. в исторических документах раннего средневековья нашли отражения проблемы генезиса общины и феодализма. Вопрос об отношении к общине нашел отражение в знаменитой «Салической правде» - кодекс обычного права салических франков, составленном при Хлодриге (481-511 гг.) Составители «Салической правды» признают верховное право общины на пахотную землю, защищают суверенитет общины от покушения пришлых элементов. Вместе с тем в «Салической правде» содержатся законы охраняющие индивидуальные хозяйствования франков. Важнейшим источником по истории экономической мысли является «Капитулярии о поместьях», изданный в начале IX века Карлом Великим. Составитель капитулярия исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его собственные нужды. В капитулярии уже не упоминается община, т.к. к этому времени она перестала быть землевладения. Идеалом хозяйства для составителя капитулярия является натуральное хозяйство. Проблемы, которые нашли отражение в источниках по истории экономической мысли франкского государства в большей или меньшей степени затрагивается в документах характеризующих социально-экономической отношения в других романских и англо-саксонских государствах.
В период с IX до конца XII веков схоластическая мысль получает достаточно зрелый характер. Помимо чисто технических вопросов внимание мыслителей этого времени привлекали в основном проблемы теории или философии познания (Эриуен, Абиляр, Иоанн Сонеберийский и др.) XIII век - классический период схоластки. Теологическая и философская мысли были не только революционизированы в новую систему - «классическую». В основном эту революцию совершали работы Гроссетеста, Александра из Гелса, Дунса Скотта (францианская школа), Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (доминиканская школа). Важное значение для развития экономической мысли в XIII веке явилось возрождение Аристотилианской мысли. Тем не менее в отличие от позиции Аристотеля схоласты относились к рабству как к не нормальному явлению. Физический труд они рассматривали как наказание, благоприятствующее христианской добродетели и как средство удерживающее людей от греха. К коммерческой деятели схоласты XIII столетия схоласты относились как к чему-то низменному, недостойному для благородного человека. Разработанная Ф. Аквинским социология политических и прочих институтов были восприняты всеми схоластами последующих времен. Общество в этой концепции рассматривалось как абсолютное человеческое творение, как простое собрание индивидов, сведенных воедино мирскими заботами. Государство представляло как возникающее и существующее для утилитарных целей. Власть правителя проистекала от людей путем делегирования. По-мнению Фомы Аквинского собственность не противоречит естественному праву, но является изобретением человеческого разума. Среди современных исследователей можно встретить различные суждения оценки относительно теории «справедливой цены» Ф.Аквинского. Последний период развития схоластики - позднее средневековье, период в формировнаие капиталистических отношений (с начала XIV столетия). Яркими представителями схоластики указанного периода является Иоанн Буридан (1300-1358гг.) - профессор университета в Париже, Николай Орезн (1323-1382гг.) - епископ Лизген, Антонин Флорентийский (1389-1458гг.) - архиепископ Флорентийский, Луи Молина (1535-1600 гг.), Хуан Де Луга (1583-1660гг.) и др. Ключевым понятием в области экономики для поздних схоластов стало «общественное благо». В чисто утилитарном духе предполагалась связь этого общественного блага с удовлетворением общественных индивидов. Поздние схоласты создали оригинальную теорию цены, внимательно анализировали экономическую деятельность индивидов. «Экономический человек А.Смита возник из понятия «расчетливый экономический разум» - схоластов (Де Луго). Поздние схоласты не просто рассуждали, но и занимались собиранием факта, в той мере в какой это было возможно. Несомненным является то факт, что с поздних схоластов началась теория процента
Общая характеристика экономической мысли феодального обществаФеодализм как общественно-экономическая
формация имеет очень широкие (и
различные для разных стран) границы
во времени. Так, в Китае он господствовал
с V в. до н. э. до XIX в.; в России — с
IX до XIX в.; в Западной Европе — с V по
XV-XVI вв. В ряде стран Азии и Африки он сохранился
до XX столетия. Различными путями шло и
возникновение этого способа производства:
в некоторых странах оно явилось результатом
разложения рабовладельческого строя
(Зап. Европа), в других - феодализм вырос
на основе разложения первобытнообщинного
строя (Россия). Экономические воззрения канонистов («отцов церкви»)
Экономическая мысль России IX-XVI вв.
. В отличие от народов Востока,
Греции и Рима Восточные |
|
|
К концу XIV - началу XV вв. оживилось развитие промышленности в европейских государств. Феодальный строй стал препятствием на пути дальнейшего развития ремесла. Первую цельную экономическую концепцию создали меркантилисты. В Западной Европе учение зародилось в XVI веке, но основное распространение получила в XVII столетии. Меркантилизм стал оружием абсолютизма, но в то же время буржуазным течением экономической мысли. Он возник в эпоху первоначального накопления капитала и решал практические задачи ускорения этого процесса. Меркантилизм (mercante - купец торговля) выражал интересы торгового капитала, отличался практицизмом, решал актуальные проблемы своего времени. Главный смысл учения меркантилистов - поиск источника богатства государства и механизма его накопления. Заслуги меркантилистов не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том что они обозначили проблему. Сам термин меркантилизм употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (политика накопления золота и серебра - основы богатства нации и государства) и как теоретическое обоснование этой политики - система взглядов, обозначавшая этап в истории экономических учений. В не сомнения в теоретическом плане меркантилизм был весьма слаб, поскольку сама экономическая наука находилась в младенческом состоянии. Учение меркантилистов в своем развитии прошло два этапа: I этап - монетарная политика, направленная на решение проблемы накопления денег (золота, серебра) - XVI век. Деньги - богатство нации, поэтому необходимо запретить их вывоз за рубеж тупеем ограничения импорта и установления высоких пошлин на вывоз товаров, но в то же время всячески поощрять экспорт. Монетаризм XVI столетия оказался слабым учением, архаической формой экономической политики, наследством средневековья и натурального хозяйства. Он оказался экономически бесплодным. Если бы государство последовательно воплощали в жизнь идеи монетаризма, они тем самым убили бы торговлю. II этап - теория торгового баланса" (вторая половина XVI века - XVII столетие) и по этой доктрине богатства - накопленное в государстве золото и серебро. Но вот методы обогащения изменились. Поздние меркантилисты выступали за всестороннее развитие внешней торговли. При этом государство должно по их мнению проводить политику активного торгового баланса (экспорт › импорта). Они призывали осваивать новые рынки сбыта отечественной продукции, всячески поощрять экспорт, прежде всего промышленных товаров, развивать торговый флот, осуществлять строительство тупей сообщения и т.д. Меркантилисты допускали свободные движения ссудного процента, осуждали простое накопление денег. Деньги не должны лежать, их функция - приумножать богатство. Меркантилисты не исключали импорт, если он не делал торговый баланс пассивным.