Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 23:18, шпаргалка
Экономические воззрения древнего Востока (Передняя Азия, Египет, Китай, Индия). Египет - одно из первых ранних рабовладельческих государств. В конце 4-го тысячелетия до н.э. в результате объединения нижнее египетского и вернее египетского царств возникло рабовладельческое государево, как своеобразная система земледельческих общин. Система хозяйства древнего Египта отличается высокой централизацией. Экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой. Особенность религиозного учения - вера в загробную жизнь. Поэтому значительную часть материальных и духовных ресурсов страны была направлена на обеспечение загробного существования (строительство пирамид, заупокойных храмов и т.п.)
Наиболее ярко меркантилизм получил в Англии. Томас Манн (1571-1641 гг.) один из директоров Ост-индской компании. Основные сочинения - "Рассуждения о торговле Англии с Ост-индии", "Богатство Англии во внешней торговле". В этих сочинениях автор призывал расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве, сократить потребление иностранных товаров, активизировать конкуренцию с иностранными купцами, сформулировал идею активного торгового баланса Самуил Фортрей (1622-1681 гг.) сын торговца, памфлет "выгода и благосостояние Англии". В целях поощрения развития промышленности в Англии требовал облагать ввозимые иностранные товары высокими пошлинами. Выступал против любого вмешательства государства в процесс ценообразования, считал что роскошь богатых полезна для народа, либо ведет к увеличению потреблению и развитию торговли.
Во Франции - меркантилизм тоже сыграл важную роль в экономической политики абсолютизма. Антуан Монкретьен (1575-1621 гг.) сочинения, трактат политической экономии, дал названии теоретической экономической науки. Политэкономия у него представляет собой совокупность правил хозяйственной деятельности. А.Монкретьен фактически изложил программу французского меркантилизма. Монкретьен утверждал, что "счастье людей - в богатстве, а богатство в труде", роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, торговля - цель всех ремесел. Иностранцев автор называл насосом, качающим богатство из Франции.
В
России меркантилизм получил развитие
несколько позже, этого объясняется
отсталостью хозяйственной
Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии. В 1516 г. Мор опубликовал свою знаменитую книгу “Утопия”, где выступил как один с первых критиков капитализма. Ему принадлежит модель справедливого общества, построенного на общественной собственности, уравнительном распределении благ по разумным потребностям, планово-организованном и обязательном для всех граждан труде, общественном контроле, равенстве.
Ранние идеи утопического социализма разделял итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), один из лидеров борьбы за освобождение Италии от гнета Испанской монархии. Знаменитое произведение мыслителя - “Город Солнца” (1623), где предлагается проект идеального утопического государства, во главе которого он видит общенародную собственность на имущество и хозяйство натурально типа. Но ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не ставили себе задачу найти путь к построению идеального общества
Одна из социалистических
экономических концепций
Экономическая мысль порабощенных
классов—крепостного
"Революционная оппозиция феодализму,—
говорит Энгельс,— проходит через все
средневековье. Она выступает, соответственно
условиям времени , то в виде мистики, то
в виде открытой ереси, то в виде вооруженного
восстания» .
Такая форма оппозиции была неизбежной
в силу особого положения церкви. Церковь
была важнейшим оплотом феодализма. Она
сосредоточила в своих руках огромную
земельную территорию, накопила большие
денежные богатства, нещадна эксплуатировала
крепостных крестьян, играла большую роль
в установлении гражданских законов и
внушала народным массам, что только через
религию можно достигнуть благодати божьей.
Поэтому нельзя было поднять широкие массы
населения на борьбу с существующими общественными
отношениями, нe сорвав с них ореол святости
и не убедив народ в том, что он защищает
религию от искажения ее официальной церковью.
Средневековье, как установил Энгельс,
выдвинуло две основных ереси: бюргерскую
и крестьянскую. Бюргерская ересь представляла
собою оппозицию как против церковного,
так и против светского феодализма со
стороны городского населения — нарождающейся
буржуазии и разорявшихся ремесленников.
Она была направлена прежде всего против
расточительной жизни духовенства и требовала
упразднения особого сословия священников
и восстановления простого строя раннехристианской
церкви — общины, в которой не было деления
на мирян (прихожан) и клир (духовенство).
Она обличала духовенство в стремлении
их к накоплению богатства и боролась
против вмешательства церкви в светские
дела. В некоторых городах бюргерская
ересь отражала стремление молодой буржуазии
к получению политических прав, но носила
умеренный характер.
Крестьянская ересь представляла собою
оппозицию со стороны крепостного крестьянства.
По своему характеру она была более революционной,
выдвигая требования, выходящие за рамки
борьбы против феодализма, и почти всегда
сопровождалась революционным выступлением
народных масс.
Крестьянская ересь, как и бюргерская,
опиралась на учение раннего христианства.
Она уличала духовенство в его стремлении
к наживе, расточительной жизни и ратовала
за уничтожение деления христиан на мирян
и клир, требуя восстановления равенства,
существовавшего в отношениях между членами
ранней христианской общины, и признания
этого равенства в качестве нормы и для
гражданского мира. Из равенства людей
перед богом она выводила гражданское
равенство.
«Уравнение дворянства с крестьянами,
патрициев и привилегированных горожан
с плебеями, отмена барщины, оброков, налогов,
привилегий и уничтожение по крайней мере
наиболее кри-
чащих имущественных различий» — таковы
были конкретные социально-экономические
требования крестьянской ереси. Они подкреплялись
крестьянскими войнами, имевшими место
в Англии, Франции, Чехии, Венгрии и Германии.
Одним из виднейших идеологов крестьянской
войны в Англии, проходившей под руководством
Уота Тайлера в конце XIV в. был священник
Джон Болл. В своих проповедях он требовал
отмены крепостного права, уничтожения
власти лордов, всеобщего равенства и
общности имущества. Обращаясь к народу,
он задавал вопрос: «Когда Адам пахал и
Ева пряла, кто был дворянином?». Он утверждал,
что дела в Англии только тогда пойдут
хорошо, когда не будет ни вилланов, ни
дворян, а все будут в одинаковом положении.
Все крестьянские войны, как известно,
потерпели поражение, но тем не менее они
сыграли решающую роль в гибели феодального
общества.
В России борьба против феодальной системы
выразилась в ереси стригольников (суконщиков),
получившей широкое распространение в
конце XIV и начале XV в. в Новгороде и Пскове.
Эта ересь была направлена против поборов
духовенства. По существу это был протест
городских ремесленников против дополнительной
эксплуатации трудящихся масс, которую
осуществляла церковь в форме разнообразных
поборов с верующих.
В XVI столетии на защиту угнетенных и эксплуатируемых
масс выступили Матвей Башкин и Феодосии Косой.
Матвей Башкин — сын боярина. Будучи противником
рабства, он отпустил всех своих холопов
на волю. За выступление против церкви
Башкин был осужден на церковном соборе
в 1553 г. и заточен в Волоколамский монастырь.
Изучая священные книги, наблюдая жизнь
людей, Башкин находил несоответствие
между тем, чему учит церковь, и тем, что
есть в жизни.
Он заявлял, что закон божий учит «возлюбить
ближнего как самого себя, а мы же у себя
христиан держим рабами». В результате
такого размышления он пришел к полному
отрицанию применения труда холопов и
к выводу о необходимости замены труда
рабов (холопов) трудом вольнонаемным.
Феодосии Косой был холопом (рабом), потом
он бежал от своего господина и постригся
в монахи. За антифеодальные проповеди
он подвергался преследованиям и вынужден
был бежать в Литву.
Выступая против церкви, Феодосий отвергал
не только монастырское и церковное землевладение,
но и само существование церкви и монастырей.
В своих выступлениях он не ограничивался
критикой церкви, а шел много дальше, нападая
на весь строй общественной жизни России
того времени. Он отрицал рабство, эксплуатацию
и вообще всякое господство и всякое угнетение
одних людей другими. Он стремился к установлению
имущественного и правового равенства
между людьми, заявляя, что все люди должны
быть равными, поскольку все они равны
перед богом.
Эти «ереси», направленные против феодальных
отношений, в большой степени способствовали
пробуждению революционного сознания
у крестьян.
На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы[1]. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии[1]. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало.
Томас Мюнцер выступал первоначально вместе с М. Лютер против засилья
католической церкви, но вскоре отошел от лютеранства и в годы Крестьянской
войны в Германии стал вождем плебейско-революцинного направления Реформации.
Он резко критиковал феодальный строй и объявлял господствующий класс
виновником всех зол и пороков в обществе. Угнетателей народа он называл
«сподвижниками дьявола» и призывал к их решению революционным путем.
Социальным идеалом было бесклассовое общество, основанное на принципах
полного равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации.
Критика меркантилизма появилась одновременно с его возникновением. Меркантилистскую политику критиковали как дворяне, так и зарождающиеся промышленные капиталисты. Меркантилистская литература носила главным образом, эмпирический, практический характер. Поэтому для того, чтобы преодолеть поверхностно- описательный характер, необходимо было выработать новый, более глубокий теоретический метод. Важную роль в этом сыграли английские философы Томас Гоббс, Джон Локк, Дэвид Юм. Томас Гоббс (1588 - 1679) основные работы "Левиафан", "О гражданине", "О политическом теле". В "Левиафане" общество, этот исполинский Левиафан, возникает в результате договора, заключенного каждого с каждым, с тем чтобы передать власть какому-нибудь человеку или группе людей. Гоббс произвольно предположил, что договор был подписан на условиях безоговорочной капитуляции граждан. Как многие другие последующие философы Гоббс исследует природу человека, чтобы на этой основе вывести естественные законы Особое место в развитии экономической науке следует отвести английскому философу Джону Локку (1632 - 1704). Для развития экономической теории важное значение имело обоснование философом частной собственности как неотъемлемо атрибута самого человека (работа "Два трактата о государственном правлении"). Дж. Локк был ближе других к тому, чтобы допустить, что функции денег специфичны. Но, все таки, в своей основе он был представителем металлизма (работа "Некоторые соображения"). Дж. Локк сформировал собственную концепцию денежного обращения, провел связь между объемом денежной массы и общим уровнем цен. Практически Дж. Локк указал, что рост денежной массы или скорости обращения денег приводит к увеличению продаж других товаров, рост оборота товаров способствует повышению общего уровня цен. Философ Дэвид Юм (1711 - 1776 г.г.) подверг критике центральную идею учения меркантилистов - постоянного актива торгового баланса. В своих трактатах - "О торговле", "О деньгах", "О проценте", "О торговом балансе". Д.Юм в противовес меркантилистам утверждает, что приток золота и серебра в страну вызывает рост внутренних цен. В результате чисто автоматически перелив ведет к установлению естественного распределения золота и серебра между странами - участниками международной торговли, при чем внутри страны устанавливается такой уровень цен, когда объем экспорта равен объему импорта. Английский купец - Даули Норс (1641-1691 г.г.) критиковал меркантилизм прежде всего как практик. Норс сумел обобщить и осмыслить свои наблюдения в памфлете "Рассуждения о торговле, преимущественно о проценте, монетной системе, сокращении или увеличении денег". Д.Норс выступил против вмешательства государства во внешнюю торговлю, законодательного ограничения ставки процента. По существу это была открытая критика меркантилисткой политики, всецело опиравшейся на государственную власть.
Особое место в экономической науке следует отвести У.Петти (1623-1687 г.г.). Почти все темы работ У.Петти ("Трактат о налогах и сборах" (1662 г.), "Слово мудрым" (1664 г.), "Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1676 г.)) были подсказаны насущными проблемами его времени и его страны, такими как налогообложение, деньги, политика в области международной торговли, в особенности достижение преимущества перед голландцами и т.д. Экономические идеи У. Петти не представляют собой законченной теории, его теоретические обобщения носят фрагментарный характер, имеют скорее форму гениальных догадок. В-первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что У. Пети попытался представить общество, хозяйственную деятельность индивидов как единую экономическую систему (организм), подчиненную объективно действующим законам. Во всех его работах явственно ощущается понимание логических связей, с помощью которых экономические явления связываются воедино. В этом русле необходимо рассматривать попытку Пети на основе созданных статистических данных подсчитать национальный доход и богатство Англии (работа "Политическая арифметика"), его подробный анализ расходов государства, видов налогов и налоговой политики (работа "Трактат о налогах и сборах"). В известной фразе "Труд - отец ... богатства, а земля - его мать". Петти воздал должное обоим "первичным факторам производства участвующим в создании стоимости. Он сделал попытку исследования "естественного паритета" между землей и трудом. К заслугам У.Пети следует отнести то, что, несмотря на тот факт, что он ограничивается анализом конкретных ситуаций (пример государственные расходы и система налогообложения Ирландии) ему удалось существенно усовершенствовать достижения своей эпохи в области теории денег, международной торговли и финансов. Можно сказать, что он был одним из первых авторитетов своего времени в области государственных финансов. П.Л.Буагильбер (1646-1714 гг.), был одним из таких теоретиков, кто рассматривал экономический организм как равновесную систему взаимозависимых экономических величин и построил эту систему с точки зрения потребителя. Его экономическая социология вращалась вокруг двух общественных классов - богатых и бедных, существование которых он объявлял так, как это было принято в конце 18 в. Более сильные индивиды, посредством преступлений и насилия захватили в свои руки средства производства и больше не хотят работать - эти сильные грабители, ставшие богатыми, стремятся копить деньги, а не товары (денежные накопления - "мировой Молох"), и тем самым обесценивают реальное богатство и нарушают нормальное течение экономической жизни. В деньгах Буагильбер видел основное зло. Объявляя их "всеобщим палачом" он указывал, что цель денег - служить залогом при обмене. Буагильбер считал, что деньги должны находиться в непрерывном движении, как только они становятся неподвижными - все погибает. Единственной функцией денег Буагильбер признавал функцию средства обмена.