Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Существуют
различные представления об экономике.
Обыденное понимание: экономика- это
все национальное хозяйство страны,
все его отрасли и виды производства
товаров и услуг –
В более строгом понимании экономика представляет собой систему отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Во всех социальных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не является исключением и экономическая наука, ее определяют по-разному. Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.
Первый подход состоит в том, что поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограничены (или редки), эффективность экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей, при этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе соотношение «потребности-ресурсы», которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей «Экономикса», предметом изучения которого является деятельность человека, домашние хозяйства, предприятия, фирмы в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ.
Второй подход к определению предмета экономической теории заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех и других, но и их социальная сущность, взаимодействие субъектов общественных отношений и законы развития экономики. Данный подход характерен для марксистско-ленинской политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в «Экономиксе»: разница в том, что здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.
Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служат система общества как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.
Таким образом, предметом
Три ключевые задачи ЭТ (по Полу Самуэльсону):
К
методам исследования ЭТ
Чтобы упростить понимание ЭТ, понять сущность экономической науки, строятся экономические модели – ЭТО.
В
ходе создания экономической
модели ЭТ познает
Пример :
Закон спроса (обратная зависимость
между ценой и величиной
Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к след. Принципам:
Однако кроме общих методов исследования общественные науки, в том числе и ЭТ, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по-разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике.
Макроэкономические
исследования различных
В
микроэкономических
Методы
исследования экономических
Позитивная ЭТ – описание, анализирование функционирования экономики без рекомендаций.
(объясняет
почему в России объем
Нормативная
ЭТ – дает рекомендации, рецепты
действий. Это та часть ЭТ, которая
вызывает наибольшие споры среди
экономистов. Так, российские экономисты
предполагают весьма различные способы
активизации экономического роста
в России и решения экономических
задач.
3. Основные этапы формирования ЭТ как науки. Экономическая мысль периодов античности и средневековой западноевропейской экономической мысли.
ЭТ – одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще тогда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Выделяют 4 этапа развития ЭТ как науки.
На первом этапе решалась проблема формирования экономики как науки. К нему относятся учения Древнего мира и Средневековья вплоть до возникновения в экономической мысли классической школы (сер. 16 в.). В этот период ученые пытались систематизировать экономические взгляды и воззрения, определить границы экономической науки.
На втором этапе ученые занимались разработкой проблем терминологии и формирования систем экономических категорий (16 –сер. 19 вв.). В течение данного периода ЭТ выделяется в самостоятельную дисциплину и ученые приступают к разработке ее категориального аппарата. По мере становления рыночной экономики формируется и система экономических категорий, раскрывается их сущность и содержание, определяются функции экономической науки, подвергается эволюции ее предмет, который становится системообразующим элементом всей системы категорий, обогащается методология исследования социально-экономических явлений, формируются теоретические подходы к основным направлениям внешней и внутренней политики.
На третьем этапе начинаются исследования проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизма ее регулирования, определяется функциональная роль экономики (сер.19 – нач.20 вв.).Теоретический анализ социально-экономических явлений обогащается по мере выделения и исследования субъективных, психологических, социальных, правовых, технологических и экологических аспектов в трактовках экономических категорий. Видоизменяется и методология, расширяется предмет исследования ЭТ, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, внедряются идеи социального контроля общества над экономикой.
На четвертом этапе решаются проблемы управляемости экономической системы: ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институционального оформления. В течение данного периода (нач.20в.и современность) ученые разрабатывают различные модели функционирования экономических систем, приступают к поиску вариантов оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики смешанного типа, исследуют проблемы функционирования мировой экономики как системы рынков ресурсов, товаров, капитала.
Итак, экономическая
теория как наука начинается с
того момента, когда она стала
выступать в качестве системы
знаний о развитии экономики, общества
со своими законами и закономерностями,
принципами и методами. По признанию
историков экономической мысли,
это произошло в 17-18 вв. – в
период становления капитализма.
4. Эволюция предмета экономическая теория и школ этапа «политическая экономика» (классификация и характеристика экономических школ данного периода)
Политическая экономия.
В 1615 году Антуан де Монтретьен написал «Трактат политической экономии. Советы королю и королеве, как управлять государством», в котором дал название политической экономии.
а) меркантилизм: от итальянского «торговец, купец». М. возник в Европе в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля. Основу богатства видели не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (золота, серебра). Источником такого накопления должен был стать доход, возникающий при торговом обмене. Такое богатство возрастает только при внешней торговле. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса, государство должно проводить политику протекционизма.
б) Классическая буржуазная политэкономия: она открыла реальный источник богатства общества – процесс производства, впервые стала исследовать хоз. Деятельность, как систему, охватывающую производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. К.б.п. не ограничилась описанием экономических явлений и перешла к выявлению их сущности и законов распределения. По их мнению, богатство нации создается в производстве, производство же основывается на естественных законах, а поэтому и не нуждается во вмешательстве государства.
в) физиократы – французская школа политэкономии. Основатель Франсуа Кене. Сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный «чистый продукт», за счет которого увеличивается богатство страны.