Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Экономтеория. Ханова - 2007 (FULL).docx

— 549.21 Кб (Скачать)

 ГРАФИК 2 «  кривые Энгеля» 

 Для большинства  товаров зависимость между доходом  и спросом прямая, т.е. с ростом доходов рост увеличивается, однако, существует исключения из закона спроса, это касается товаров низкокачественных, 1-ой необходимости и предметов роскоши. Поэтому необходимо учитывать влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов. Такое поведение потребителя описал немецкий статист Энгель с помощью кривых Энгеля. Е1 – это кривая для нормальных товаров, т.е. с увеличение доходов потребление увеличивается. Е2 – это кривая для промышленных товаров длительного использования, высококачественных. Е3 – для низкокачественных товаров. Т.е. с ростом доходов спрос падает. 

 27. Реакция потребителя  на изменение цены. Принципы построения  и характеристика  линии «цена-потребление».

 Потребитель всегда делает выбор, между различными наборами товаров руководствуясь своими предпочтениями. Более пред-ми  являются наборы с более высокими уровнями полезности. Однако, на реакцию потребителя влияют изменение цены, которое показывает линия «цена-потребление». Рассмотрим ситуацию, когда цена на товары изменяются, а величина дохода постоянная. Допустим, что изменится цена только на товар А, при этом происходит снижение.  

 ГРАФИК 1 «спрос» 

 ГРАФИК 2 «цена-потребление» 

 Первый график показывает кривую спроса, где видно, что со снижение цены потребление  блага А возрастает. Уточним данную кривую с учетом бюджетной линии и кривых безразличия. Бюджетные линии смещаются ассиметрично вправо поскольку снижается цена только на товар А, а это равнозначно, что реальный бюджет потребителя повысится. Кривая безразличия так же смещается в новое положение показывая наибольшую полезность 2-х благ приносящих потребителю. Соединим точки касания кривых безразличий с бюджетными линиями и получим линию «цена-потребление», которая показывает влияние изменения цены на относительную замену 1-го блага другими.  

 28. Понятия эффекта  дохода и эффекта  замещения. Взаимодействие  эффектов дохода  и замещения.

 Эффект дохода показывает как изменяется реальный доход потребителя и его спрос  при изменении цен в случае снижения цены на один из товаров входящего  в потребительский набор то у  покупателя останутся некоторые  суммы денег, а это равносильно  реальному увеличению его дохода который будет направлен на покупку  товаров. Эффект замещения показывает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объема.

 Предположим, что потребитель выбрал наилучший  с его точки зрения товар, но цена на 1 товар, входящий в набор возрастает, то реакцией потребителя будет найти  замену подорожавшему товару. Таким  образом, прирост спроса будет следствием эффекта замены более дорогостоящих  благ менее дорогостоящими. Эти эффекты  взаимодействуют друг с другом и  в различных ситуациях. 1 эффект преобладает  нал другими. Ситуация с покуп. нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения  действуют в 1 направлении вызывая  большой объем спроса при снижении цен. В случае изменения цен на низкокачественный товар эффекты  действуют в противоположном  направлении.

  

 29. Особенности потребительского  спроса. Аномальные  случаи формирования  спроса. Парадокс  Гиффена. Эффект  Веблена.

  Бывают  ситуации нарушения з-на спроса. Эффект Гиффена: В конце 19 в  в условиях войны Гиффен опсал  ситуацию, когда при повышении  цен на хлеб объем спроса  на него увеличивался, т.е кривая  спроса имеет положительный угол  наклона. Этот эф-т проявляется  в экстремальных ситуациях, когда  происходит массовое обнищание  и прояв-ся только на Т первой  необходимости, не имеющие практически  товаров субститутов – хлеб, картофель…  Проявление этого эф-та б/зафиксировано  в 1992г.

 Эффект Виблена. Конец 19 начало 20го в. Это ситуация имитацией  потребителем, относящ-ся к менее  доходной группе потребления более  высокой группы. Это знаковые Т. Цена повышается и объем спроса тоже повышается на данный Товар

 Парадокс  Гиффена

 Если при  изменении цены некачественного  блага эффект дохода окажется сильнее  эффекта замены, то будет нарушен  закон спроса. Это исключение из данного закона получило название «парадокс  Гиффена».5 Он показан на рис. 3.13, на котором благо С является некачественным. 

 Рис. 3.13. Парадокс Гиффена

  Исходное равновесное состояние  потребителя представлено точкой F. Повышение цены блага С увеличивает наклон бюджетной линии и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к оси абсцисс отражает увеличивающееся предпочтение некачественного блага по мере снижения благосостояния потребителя.

 Эффект замены в данном случае состоит в сокращении потребления подорожавшего блага  на величину C- CG и увеличении потребления относительно подешевевшего блага на величину А- АF. Эффект дохода выражается в росте потребления «некачественного» блага на величину C- CG и сокращении потребления нормального блага на величину А- АH. В результате того что эффект дохода превышает эффект замены, объем спроса на подорожавшее благо возрос на величину C- CF.

 Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя  должна быть большой. Это мало вероятно при современном ассортименте потребительских  благ. Поэтому можно согласиться  с мнением, что парадокс Гиффена  является занимательной аномалией  главным образом приносящей пользу при проверке понимания студентами тонкостей эффектов дохода и замещения 6.

 Эффект  Веблена

 Эффект от сокращения спроса (потребления) товара, связанный с понижением его цены, так как потребитель считает, что это происходит из-за ухудшения качества товара. Эффектом эластичности спроса занимался американский экономист Веблен, известный еще и тем, что предсказал кризис 1929 г. 

 30. Производство в  краткосрочном периоде.  Величины совокупного,  среднего и предельного  продукта. Закон убывающей  предельной производительности (отдачи) ресурсов.

 Краткосрочным называется период в течении которого нельзя изменить объем всех используемых в производстве факторов. А фирмы  не могут покинуть отрасль или  войти в нее. В краткосрочном  периоде все факторы производства постоянные величины кроме одного фактора - это труд. Наиболее важная особенность производства состоит в том, что производительность ресурсов подвержена убывающей отдаче, а  их использование ограничено, это описывается законом убывающей предельной производительности (отдачи). Предположим F1 фактор производства переменного количества труда L. F2, Fn – постоянные факторы, Q – постоянная величина. Для того чтобы выявить влияние переменного фактора на производство вводиться понятия совокупного, среднего и предельного продукта. ТР – совокупный продукт, это то, что фирма может произвести, количество блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора (труда). АР – средний продукт, отношение совокупного на израсходованное количества переменного фактора: АР=ТР\F1; АР=Q\L. МР –предельный продукт, прирост совокупного продукта полученный в результате приращения использованного переменного фактора: МР=∆ТР\∆F1; МР=∆Q\∆L. 

 ГРАФИК 1

 ГРАФИК 2 

 ТР с ростом использования в производстве переменного  фактора будет увеличиваться, но до определенного предела ограничиваться в рамках заданной технологии. Разобьем производство на несколько последовательных стадий и рассмотрим как изменятся  при этом величины ТР, АР, МР. На 1 стадии производства ОА увеличение переменного  фактора (количества труда) приводит к  полному использованию всех оставшихся ресурсов, при этом общая и предельная производительности труда растут, МР предельная производительность выше средней. На 2 стадии производства величина предельного  продукта МР уменьшается и в точке  Б' становиться равной среднему продукту. Совокупный продукт растет быстрее, чем использованное количество переменного  фактора. На 3 стадии ВБ предельный продукт  становится меньше АР. В результате чего совокупный продукт ТР  растет медленнее, чем затраты переменного  фактора МР<0 в результате прирост  переменного фактора приводит к  уменьшению выпуска совокупной продукции. Следовательно совокупный продукт  максимизируется в точке когда  очередной дополнительный рабочий (∆L)  не может ничего добавить к объему производства, т.е. МР=0. На стадии 1 целесообразно увеличивать занятость, а переходить на стадию 4 экономически неэффективно. Стоит ли переходить в стадии 2 и 3? Для ответа на этот вопрос кроме технологии нужно знать цену производимой продукции и цену фактора производства.

 Закон убывающей  предельной производительности (отдачи) говорит: если к фиксированным по размерам факторам производства добавить дополнительные единицы переменного  фактора, то наступит момент, когда  получаемый результате добавочный продукт  начет неуклонно снижаться предельный (добавочный) продукт, полученный от единицы  переменного фактора имеет тенденцию  к понижению в краткосрочном  периоде. А использование переменного  фактора ограничено. Практическое применение данного закона состоит в том, что чрезмерное использование одного из ресурсов может быстро исчерпать  границы взаимозаменяемости и неэффективному использованию если другие факторы  производства останутся неизменными.  

 31. Производство в  долгосрочном периоде.  Выбор производственной технологии. Техническая и экономическая эффективность: принципы построения и свойства кривой «изокванты» и линии «изокосты». Предельная норма технического замещения.

 Долгосрочный  период – отрезок времени в  течении которого все факторы  производства являются переменными, это период в течении которого преодолеваются барьеры для входа в отрасль и выхода из нее, а так же имеются возможности изменить все параметры производства, кроме того ресурсы могут быть использованы не только совместно, но и в определенной степени они могут заменять друг друга, поэтому предпринимателю следует выбирать такую технологию, которая позволяет минимизировать издержки производства.

 В долгосрочном периоде фирмы ведут себя на рынке  аналогично рациональному потребителю  и так же сопоставляют предельную отдачу ресурсов с затратами на их приобретение.

 MPL/PL=MPK/PK; MPL/W=MPK/r.

 Эффективный выбор производственной технологии рассмотрим на примере: Допустим, что  в производстве товара А используется только 2 ресурса. F1 – труд (L), F2 – капитал (К). V производства является величиной постоянной. При заданной технологии один и тот же выпуск продукции может быть обеспечен с большим применением капитала (точка А) или с большим привлечением труда (точка D), если соединить все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый V выпуска продукции, то получим кривую изокванты.

   MPL/MPK=W/r

 Изокванта –  это кривая представляющая бесконечное  множество комбинаций факторов производства, обеспечивающих одинаковый выпуск продцукции. Наклон изокванты характеризует предельную норму технич. замещения в пр-ве (MRTS – маржинальная предельная норма технич. замещения в пр-ве). Предельная норма замещения капитала трудом – MRTSL,K=MPL/MPK.

 Если изокванта  является непрерывной линией, то это  обеспечивает  чрезвычайная гибкость принимаемых фирмой решений по организации производства. Она означает для процесса производства то же, что и кривые безразличия для процесса потребления, поэтому она обладает аналогичными свойствами. Изокванта показывает натуральные показатели затрат ресурсов и выпуска продукции, однако определить макс. выпуск продукции при заданных издержках позволяет прямая издержек или «изокоста».

  TC=L*W+K*r; MPl/MPk=W

 TC – совокупность затрат, L – кол-во труда, K – кол-во капитала, W – цена труда в виде з/п, r – цена капитала в виде %-ой ставки. Изокосту представляет комбинация ресурсов использование которых ведет к одинаковым затратам. Рост бюджета производителя или снижение цен ресурсов повышает возможности фирмы и сдвигает изокосту вправо, а сокращение бюджета и рост цен на ресурсы сдвигает изокосту влево. 
 

 32. Определение минимально  эффективного размера  фирмы в отрасли.

 (СМ. В.38 –  Издержки в долгосрочном периоде). Форма кривой LAC определяется эффектом масштаба. Если, по мере роста масштаба производства АС имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба или экономии от роста пр-ва (участок 1 кривой LAC). Участок 2 кривой LAC показывает постоянство отдачи от роста масштаба производства. Участок 3. Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, от эффект масштаба будет отрицательным. Слишком большие размеры пр-ва чрезмерно увеличивают расходы на управление такой фирмой.

 Ориентируясь  на данную кривую можно определить до каких пор следует наращивать пр-во в долгосрочном периоде. На рисунке V пр-ва в точке Q соответствует самой нижней точке кривой LAC => именно в этом случае фирма в полной мере использует положительный эффект масштаба и достигает минимизации издержек не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах. Однако, для каждой отрасли может существовать свой оптимальный размер фирмы, что определяется ее технологией.

 (СМ. В.37 –  Издержки в краткосрочном периоде). Первоначально средние общие  издержки высоки, т.к. на них  влияет величина постоянных издержек  которая распределяется на незначительный  V продукции. По мере роста пр-ва постоянные издержки произв-ся на все большое число единиц продукции и ATC быстро падает, доходя до минимального.

 Предельные (маржинальные) издержки – это дополнительные издержки связанные с пр-вом единицы  продукции наиб. дешевым способом. MC=deltaTC/deltaQ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"