Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Экономтеория. Ханова - 2007 (FULL).docx

— 549.21 Кб (Скачать)

 Пусть предприниматель  получает доход в размере 100 ден.ед., при этом общие затраты пр-ва сост-ют 90 ден.ед. В этом случае его чистая прибыль за вычетом явных издержек составит 10 ден.ед., но, если бы у предпринимателя  была бы возможность инвестировать  свой капитал под 20%, то он получил  бы прибыль в размере 90*20% - 18 ден.ед. Это значит, что величина неявных  издержек составит 8 ден.ед. Делая выбор  в пользу создания фирмы предприниматель  упустил возможность получения  другой - более высокой прибыли. Затраты на использование какого-либо ресурса измеренные с точки зрения упущенной выгоды называются издержками неявными (вмененными) или упущенных возможностей. Они проявляются каждый раз, когда производитель принимает решение в каком направлении использовать капитал. Хотя названные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности их необходимо учитывать. Это позволит эффективно использовать факторы производства. Явные + Неявные издержки образуют экономические издержки. 

 37. Динамика издержек  в краткосрочном  периоде: постоянных, переменных, общих,  средних, предельных.

 Постоянные  издержки (FC) – это расходы, которые остаются неизменными независимо от кол-ва производимой продукции. К ним относят 1) величину арендной платы; 2) почасовую зарплату; 3) отчисления налогов; 4) амортизационные отчисления.

 Переменные  издержки (VC) – меняются в зависимости от V производства и связаны с затратами на покупку сырья, материалов, энергии, топлива и на оплату сдельной зарплаты. Динамика переменных издержек неравномерна. Начиная с нуля по мере начала пр-ва они растут быстро, т.к. приходятся на незначительный V производства, затем по мере дальнейшего увеличения V пр-ва начинает сказываться фактор экономии на массовом пр-ве и рост переменных издержек становится более медленным, в дальнейшем переменные издержки снова начинают стремительно расти обгоняя рост пр-ва, т.к. вступает в действие з-н убывающей предельной производительности.

 Общие валовые  издержки (TC) – представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне пр-ва. ATC=TC/Q; AFC=FC/Q, TC=FC+VC.

 Средние издержки показывают затраты приходящиеся на единицу продукции.

 Средние издержки имеют большое значение для предпринимателя, поскольку позволяют определить при каком V пр-ва издержки на ед-цу продукции будут минимальны. ATC=AFC+AVC.

 Первоначально средние общие издержки высоки, т.к. на них влияет величина постоянных издержек которая распределяется на незначительный V продукции. По мере роста пр-ва постоянные издержки произв-ся на все большое число единиц продукции и ATC быстро падает, доходя до минимального.

 Предельные (маржинальные) издержки – это дополнительные издержки связанные с пр-вом единицы  продукции наиб. дешевым способом. MC=deltaTC/deltaQ.

 С помощью  MC предприниматель может определить оптимальный V пр-ва (линию предложения), где фирма достигает своего равновесия и общую сумму получаемой прибыли. Кривая MC не зависит от постоянных издержек, потому что постоянные издержки существуют независимо от V пр-ва, первоначально MC сокращается, оставаясь ниже APC и ATC, это объясняется тем, что если издержки на ед-цу продукции убывают => каждый последующий продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов. Кривая MC пересекает кривые AVC и ATC в точках их минимального значения. 

 38. Природа долгосрочных  издержек производства. Взаимосвязь издержек  в краткосрочном  и долгосрочном  периоде.

 

 На рисунке  изображена серия кривых краткосрочных  издержек соответствующих различным  размерам фирмы (масштабам пр-ва).

 Пусть первоначально  фирма находится в краткосрочном  периоде AC1, на участке отрезка AB, она может наращивать производство, пока не наступит эффект убывания (производ-ти, отдачи), т.е. пока краткосрочн. средн. Издержки не начнут расти – это отрезок ВЕ. Далее, возможности наращивания производства исчерпываются в краткосрочном периоде, требуется некоторое время, чтобы фирма могла организовать производство в новом масштабе и изменить пар-ры всех видов ресурсов, таким образом фирма достигает масштаба AC2 и во 2-ом краткосрочном периоде фирма может увеличить V пр-ва, пока не начнет действовать эффект убывающей отдачи. Объединив изменения в издержках разных краткосрочных периодов, получим кривую долгосрочных средних издержек производства, которую обозначаем как LAC.

 Форма кривой LAC определяется эффектом масштаба. Если, по мере роста масштаба производства АС имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба или экономии от роста пр-ва (участок 1 кривой LAC). Участок 2 кривой LAC показывает постоянство отдачи от роста масштаба производства. Участок 3. Если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, от эффект масштаба будет отрицательным. Слишком большие размеры пр-ва чрезмерно увеличивают расходы на управление такой фирмой.

 Ориентируясь  на данную кривую можно определить до каких пор следует наращивать пр-во в долгосрочном периоде. На рисунке V пр-ва в точке Q соответствует самой нижней точке кривой LAC => именно в этом случае фирма в полной мере использует положительный эффект масштаба и достигает минимизации издержек не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах. Однако, для каждой отрасли может существовать свой оптимальный размер фирмы, что определяется ее технологией.

 Например  в авиационной отрасли разумно  формировать крупные предприятия, за счет этого снижаются издержки. В сфере услуг достаточно создавать малые предприятия, поскольку положительный эффект масштаба исчерпывается очень быстро и дальнейшее увеличение размеров фирмы приведет только к росту средних издержек. 

 39. Виды дохода и  прибыли фирмы.

 Фирмы в ходе своей производственной деятельности, прежде всего получают доход. Выделяют следующие виды доходов:

 1) общий (валовой) (TR) – это сумма дохода полученного фирмой от продажи определенного количества блага. Вычисляется как произведение кол-ва продукции на цену ед-цы продукции. TR=Q*P.

 2) средний  доход (AR) – доход приходящийся на ед-цу проданного блага. AR=TR/Q.

 3) предельный  доход (MR) – это приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно-малого увеличения выпуска продукции. MR=deltaTR/deltaQ.

 Прибыль –  это источник собственных средств, остающийся в распоряжении фирмы  после компенсации всех издержек и являющаяся результатом и конечной целью хозяйственной деятельности фирмы. Прибыль является источником формирования собственных средств фирмы. В общем виде прибыль определяется как разность м/у совокупным доходом и совокупными издержками.

 PR – прибыль, PR=TR (совокупный доход) – TC (совокупные валовые издержки). Очевидно, что прибыль будет max, когда разность м/у TR и TC достигает наибольшей величины. Графически это будет интервал AB – наибольшее расхождение м/у кривыми TR и TC.

  Виды прибыли:

 1) бухгалтерская  – представляет собой разность  м/у общим доходом и явными  издержками;

 2) экономическая  – возникает в том случае, если  общий доход превывышает все  издержки – и явные и не  явные в т.ч.;

 3) нормальная  – рассматривается как минимальный  доход предпринимателя необходимый для привлечения ресурсов используемых в производственном процессе, а ее величина должна быть не меньше, чем величина не явных издержек. 

 40. Условия краткосрочного  равновесия фирмы  на совершенном  рынке. Величина  равновесной цены  и принципы максимизации  прибыли.

 Чтобы определить необходимые условия равновесия фирмы на совершенном рынке в  краткосрочном периоде следует  выделить 2 важных фактора:

  1) на совершенном рынке функционирует  множество фирм производящих  не сложные и потому однородные эк-кие блага, а это в свою очередь обеспечивает на рынке жесткую конкуренцию, поэтому фирмы на совершенном рынке могут контролировать только один параметр – Vпр-ва (Q); цена (P) на товары и ресурсы формируется рынком и не зависит от фирмы. Продать дороже фирма не сможет, в противном случае спрос на ее продукцию упадет. В связи с этим кривая спроса на товары фирмы представляет собой абсолютно эластичную прямую и равную рыночной цене продукта.

  2) поскольку в краткосрочном периоде  все ф-ры пр-ва сохраняют прежние  размеры и фирма имеет возможность изменять только степень загрузки производственных мощностей, то совокупный доход в условиях совершенной конкуренции будет иметь положительный наклон прямой.

 Средний доход  и предельный доход фирмы в  условиях совершенной конкуренции равны рыночной цене. AR=TR/Q=(P*Q)/Q=P.

  MR=deltaTR/deltaQ=deltaPQ/deltaQ=P.

 Это значит, что в условиях свободной конкуренции  справедливо следующее равенство: D=AR=MR=P.

 Область прямоугольника oPeEQe – область совокупного дохода. 
 

 В краткосрочном  периоде кривая предложения фирмы  определяется ее кривой

  предельных издержек.

 Равновесие  фирмы в краткосрочном периоде  будет находиться на пересечении  кривых спроса и предложения. (кривые знать самим).

 Подобно потребителю  поведение фирмы на рынке также  рационально. Принцип рациональности поведения производителя состоит в том, что полезный результат (прибыль) достигается когда предельный доход от производства еще одной единицы продукта превышает предельные издержки на пр-во этой доп.ед-цы. MR>=MC.

 Если продолжить пр-во далее, то MR окажется <MC и прибыль исчезнет.

 Рассмотрим 3 возможные ситуации равновесия фирмы  на совершенном рынке в краткосрочном  периоде: 1) если линия спроса (цены) касается кривой средних общих издержек (ATC) в минимальной точке Е, это означает, что фирма в состоянии покрыть лишь свои минимальные средние издержки, фирма сможет получить т.н. нормальную прибыль. Такая фирма которой удается покрыть лишь минимальные средние издержки называется предельной фирмой. Ей удается быть на рынке недолгое время. Если цены снизятся, фирма не сможет покрыть текущие издержки; 2) если средние издержки ниже линии спроса (цены), то фирма получит в среднем прибыль более высокую. Заштрихованный прямоугольник показывает общую массу получаемой сверхприбыли. Такая фирма будет считаться допредельной; 3) если средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену, то фирма несет убытки общей массой заштрихованного прямоугольника и будет относится к запредельной фирме.

 Вывод: 1) сравнение  средних издержек фирмы с уровнем  цены дает возможность оценить положение  этой фирмы на рынке. Повышение цены обуславливает появление новых  фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы  с высоким уровнем издержек становятся убыточными; 2) точка равновесии фирмы  будет точкой где прекращается пр-во, а фирма добивается максимально  возможной прибыли; 3) фирма будет расширять объем производства, пока каждая дополнительно произведенная единица продукции будет приносить дополнительный доход, т.е пока предельные издержки будут ниже, чем предельный доход. 

 41. Равновесие фирмы  в долгосрочном  периоде.

 Если типичная фирма в отрасли получает эк-кую  прибыль, то в долгосрочном периоде  это приведет в отрасль новые  капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия  будут расширять производство. Это значит, что растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фирмы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль. Отраслевое предложение сокращается и при прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор пока цена не установится на уровне достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормальной прибыли. Этот механизм характеризует «невидимую руку рынка», о которой говорил Адам Смит.

 Свободная совершенная  конкуренция выравнивает позиции  всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль в долгосрочном периоде. Графически это соответствует  случаю касания кривой спроса фирмы  нижней точки долгосрочной кривой средних  издержек. Это будет точка равновесия в долгосрочном периоде. (график знать самому). 

 42. Поведение фирмы  в условиях чистой  монополии.

 В современной  ЭТ под чистой монополией принято  понимать такую конкурирующую рыночную ситуацию, которая отвечает следующим признакам: 1) в отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия «фирма» и «отрасль» равнозначны; 2) фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценами; 3) доступ в отрасль для всех прочих фирм блокирован; 4) большая капиталоемкость и экономия масштаба; 5) продукт фирмы не имеет близких заменителей; 6) при монополии не выполняется условие аллокативной эффективности, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом в соответствии с реальными запросами потребителей.

 Исследуя  поведение фирмы монополиста  можно сделать след. выводы: 1) монополист может определить какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему макс.прибыль, однако монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное кол-во продукта, которое потребители готовы купить. Кривая спроса подскажет фирме предельную цену, которую примет покупатель; 2) если монополист назначит цену, он должен ограничить предложение тем объемом, который диктует ему потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение и по объему выпуска и по цене. У монополиста нет своей кривой предложения независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть; 3) для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены. Предельный доход (MR) для него в отличии от конкурентной фирмы не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объема производства.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"