Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Экономтеория. Ханова - 2007 (FULL).docx

— 549.21 Кб (Скачать)

  Предельный доход MR непосредственно зависит от эластичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупный доход TR и предельный доход MR положителен и наоборот. Максимизируется совокупный доход TR при таком объеме производства, когда MR=0, т.е. когда последняя произведенная ед-ца продукта уже не может ничего добавить к общему доходу.

 Точка пересечения  кривых MR и MC – есть точка равновесия фирмы. При это соблюдается условие – (MR>=MC)<P.

 Каждое общество стремится ограничить монополистические  тенденции в экономике. Если бы рынок  был совершенным, то равновесие находилось бы в точке Е1. На монополистическом рынке равновесие фирмы достигается в точке E, однако монополизируя свой доход фирма монополист создает дефицит продукции равный отрезку Qсов-Qe, который и обуславливает цену превышающую предельные издержки, поэтому от т.Е проводим вертикаль до кривой спроса D, таким образом узнаем цену обеспечивающую наиб.прибыль. Она установится в т.E2. Заштрихованный прямоугольник показывает дополнительную монополистическую прибыль, получаемую при несовершенной конкуренции. При совершенной конкуренции выигрыш потребителя – это площадь треугольника AE1Pсов. При монополии выигрыш потребителя – это площадь треуг-ка AE2Pm, все остальное – это прибыль монополиста. С позиции потребителя – выпуск дополнительной ед-цы продукции – выгодно, т.к. снижается цена, но это не выгодно производителю. Например фирма монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. Фирма подберет сочетание цены и объема при это MR не равно цене, т.к. удешевляя цену каждой доп.ед-цы товара, фирма вынуждена снижать цены и на предыдущие ед-цы товара, этим ситуация отличается от совершенной конкуренции. Монополистическая прибыль трактуется как излишек над нормальной прибылью и часть выигрыша потребителя присваивается себе. Площадь треугольника E2BE1 – потери потребителя от монополии. 

 43. Поведение фирм  в условиях монополистической  конкуренции. Понятие  и виды ценовой  дискриминации.

 Монопол. конк-ей наз-ся такая промежуточная рыночная модель для которой характерны след. признаки: 1) на отраслевом рынке присутствует большое к-во фирм; 2) для продукта фирмы существует много близких знаменателей, однако данный продукт дифференцирован.

 В силу названных  причин кривая спроса на монополистически-конкурентной фирмы более эластична, чем кривая спроса чистой монополии.

 В краткосрочном  периоде поведение монополистической  конкурентной фирмы во многом аналогично поведению чистой монополии, а максимизация прибыли достигается при условии (MR>=MC)<p<ATC, однако, монополистически конкурентная фирма получает сверхприбыль от монопольной власти значительно меньшую, чем у фирм чистой монополии, это связано с наличием на рынке конкурентов.

 Монополистическая конк-ия имеет также недостатки. В ЭТ есть понятие ценовой дискриминации, под ней понимается продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках пр-ва. Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать прибыль. Выделяют несколько типов ценовой дискриминации: 1) совершенная (1-ой степени). Монополист продает каждую ед-цу товара покупателю по макс.-возможной цене, которую потребитель согласен заплатить, это значит, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а величина предельного дохода MR совпадает с величиной спроса на его продукцию; 2) дискриминация 2-ой степени – это ценовая политика суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от к-ва покупателей продукции. При продаже большего числа товаров производитель устанавливает более низкую цену за каждую дополнительную ед-цу товара. Механизм проведения данного вида ценовой дискриминации выступает в виде различного вида скидов или дисконта; 3) дискриминация 3-ей степени – ситуация, когда монополист продает товары различным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса в зависимости от вида и объемов товара, а происходит сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательской способности. На «дорогом» рынке спрос неэластичен, что позволяет монополисту увеличить доход за счет повышения цены. На «дешевом» рынке спрос высоко-эластичен, что дает возможность увеличить доход за счет продажи большего кол-ва продукции по более низким ценам. 

 44. Ценообразование  в олигополистических  рынках. Ломанная  кривая спроса.

 Отличительными  признаками олигополии является следующее:

 1) в отрасли  действует несколько крупных  фирм; 2) фирмы могут оказывать  влияние на рыночную цену; 3) олигополистическая ситуация во многом схожа с монополистической, а в случае сговора и образовании картеля, они вообще схожи с чистой монополией.

 Фирмы олигополисты выбирают один из трех вариантов рыночного  поведения:

 1) либо игнорируют  конкурентов; 2) либо пытаются предвидеть  поведение соперников; 3) либо считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами противниками.

 Если фирма  олигополист выбирает 3-й вариант  поведения, то сговор олигополистов  приводит к образованию картелей.

 Картель –  это объединение фирм согласующих  свои решения по поводу цен и объемов  продукции, так как если бы они  слились в чистую монополию. Условия  успешного действия картеля –  это установление квот по объемам производства для каждого участника, но у фирм всегда возникает желание получить двойной выигрыш: продать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот, этот недостаток картельного соглашения приведет к появлению неявного скрытого соглашения.

 Тайный сговор – это негласное соглашение о  ценах, разделения рынков и др. способов ограничения конкуренции, которые  запрещаются нормами антимонопольного законодательства. Если же м/у уч-ками сговора будет достигнута договоренность, то равновесие будет достигаться  аналогично механизму описанной фирмой чистой монополии.

  Рассмотрим ценообразование олигополии в случае 2-го сценария поведения, а именно – изучение поведения соперника. Для анализа такого ценообразования используют ломанную кривую спроса.

 Допустим, в  отрасли конкурируют 3 фирмы, рассм. реакцию фирм 2 и 3 на поведение фирмы 1. Если фирма 1 повысит цены выше значения P0, ее спрос будет отображаться кривой D1 выше линии P0A. Фирмы 2 и 3 не будут следовать за фирмой 1 и их цены останутся неизменными или вырастут в гораздо меньшей пропорции. Как показывает прямая D2 выше P0A. В этом случае конкуренты переманивают прежних покупателей фирмы 1 захватывая ее рынки сохраняя прежний уровень цен.

 При понижении  фирмы 1 цены ниже линии P0A, фирмы 2 и 3 будут следовать за ней, что показывает кривая D1 ниже линии P0A. Фирма 1 не сможет воспользоваться ростом доходов за счет снижения цены и роста объема продаж, поскольку конкуренты в ближайшее время также понизят цены, сохраняя свое присутствие на рынке. В результате возникает ломанная кривая спроса D2AD1 высоко эластичная выше P0 и малоэластичная ниже P0. Описанная модель показывает негибкость цен при олигополии. 

 45. Совершенная конкуренция  и общественная  эффективность.

 Рыночная  структура, организованная на основах  чистой конкуренции, имеет ряд  неоспоримых  преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. Это позволяет экономистам рассматривать совершенную рыночную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.

 Аллокативная  эффективность: p = MC. В первую очередь необходимо отметить, что в условиях совершенной конкуренции цена товара (услуги) не превышает его предельных издержек. Это свидетельствует о том, что ресурсы общества распределены таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Совершенно конкурентный рынок производит не любую совокупность товаров, а такую их структуры, которая соответствует структуре совокупного спроса, то есть предпочтениям потребителей. Действительно, цена любого товара  служит показателем предельной полезности блага для потребителя. Те потребители, которые ценят полезность продукта не меньше, чем это выражено ценой, готовы приобрести этот товар. Другими словами, каждый товар будет потребляться до точки, в которой предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность.

 С другой стороны, производитель сопоставляет цену (предельный доход от производства) с предельными издержками производства данного товара, то есть утраченными возможностями производства других товаров посредством тех же самых ресурсов. Руководствующийся принципом максимизации предприниматель будет производить каждый продукт до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.

 Если потребление  и производство регулируются уровнем  цены, происходит совпадение интересов  потребителя и производителя. Это значит, что ограниченные ресурсы общества распределены таким образом, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интересам максимизации полезности потребителей.

 К числу преимуществ  совершенной конкуренции относят  способность к саморегулированию, в силу чего не требуется государственное  вмешательство в хозяйственную  жизнь, экономятся общественные издержки управления. Рынок совершенной конкуренции является достаточно гибким, обладает высокой адаптивной способностью, развивает в обществе инициативу, ответственность, предпринимательскую активность.

 Чисто конкурентная система рынка предполагает, что  отсутствуют так называемые побочные эффекты производства или потребления  для третьих лиц. Между тем  такие эффекты бывают весьма ощутимы, например, загрязнение окружающей среды  отдельными производствами, бремя которого несут все члены общества. В подобных случаях рынок не может справиться с отрицательными побочными эффектами или поощрить положительные эффекты. Эту задачу призвано решить государство.

 Рынок не всегда поощряет технические и технологические  новшества. Поскольку достигаемый  в результате нововведений экономический и конкурентный выигрыш является временным, появляется стремление «заморозить» нововведение, не дать ему распространиться среди конкурентов, монополизировать его использование.

 Модель совершенной  конкуренции предполагает стандартизированную  продукцию. Тем самым снижаются возможности дифференциации продукта (услуги), ограничиваются возможности удовлетворения самых широких и разнообразных потребностей индивидуумов. 

 46. Монополия и общество. Потери общественного  благосостояния при  монополии.

 Монополия –  исключительное (монопольное) право  в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. В экономике монополия — одна из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

 1) существует  один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких  заменителей, и его продажей  занимается только одна фирма;

 2) существуют  непреодолимые или труднопреодолимые  входные барьеры в данную отрасль  (на рынок данного товара), такие  как эффект масштаба (необходимость  огромных капиталовложений для  ведения хозяйственной деятельности  в данной отрасли), превосходство  монополиста (исключительная собственность на патенты или контроль над сырьём), недобросовестная конкуренция и др.

 Фирма, работающая на рынке в условиях монополии, контролирует рынок (отрасль) полностью или в  значительной степени. Антимонопольное  законодательство многих стран рассматривает  занятие одной фирмой 30-70 % рынка  как монопольное положение на рынке и вводит различные санкции  — регулирование цен, принудительный раздел фирмы и т. д. Существует понятие естественной и искусственной монополий. как пример естественной монополии можно рассматривать службы газа, метрополитен, услуги канализации и т. д. то есть ситуация, когда наличие более чем одного поставщика для данной услуги (товара) не представляется возможным или нерационально. Вариант искусственной монополии — ситуация, когда на рынок, к примеру государством, выводится структура на 100 % покрывающая потребности рынка или стремящаяся к этому (укртелеком, дойчетелеком и т. д.)

 В известном  смысле монополии приносят пользу в  случае так называемой естественной монополии (единая транспортная сеть, единая телефонная сеть (МГТС)). Но даже в этом случае отсутствие конкуренции душит развитие на длинном промежутке времени. Хотя и конкурентный и монополистический рынок обладают недостатками, как правило, конкурентный рынок добивается более высоких результатов в развитии соответствующей отрасли в долгосрочной перспективе.

 Монополия приводит к Х-неэффективности, когда вместо производства на минимально возможном  уровне предельных издержек, из-за отсутствия стимулов монополия начинает действовать  хуже, чем могла бы действовать  конкурентная фирма. 

 47. Понятие естественной  монополии.

 Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение  на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему  затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия  им и потребителям.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"